логопедическая программа по развитию речи для детей 1 класса на 2012-2013 учебный год
методическая разработка по теме

В прграмме описывается вся логопедическая работа по развитию речи детей с 6 до 9 дет. Все занятия расписаны с целями, задачами, а также по временным периодам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая программа для детей младшего школьного возраста

 «Учимся говорить правильно и красиво»

Возраст обучающихся 6-9 лет

Срок реализации с 15 сентября по  15 мая включительно

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для детей младшего школьного возраста обучающихся на дополнительных логопедических , на базе ГБОУ СОШ №1176.

Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Эта проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей.

Актуальность

 Данная программа имеет коррекционно – развивающую направленность т.к. большой процент детского общества, имеет нарушения речевого развития,  и встаёт вопрос о необходимости формирования у детей 6 -9 лет культуру правильного «говорения». Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь – это человек. Нет речи – нет человека», писал известный деятель русского искусства кн. Сергей Волконский.

Цель программы

Развить и усовершенствовать природные и речевые возможности детей, сформировать у ребёнка любовь к родному языку, культуре речи и произношения и тем самым развивать речевые способности школьников.

Задачи программы

  1. Формировать красивое и правильное общее звучание речи
  1. Выразительность
  2. Голосовые возможности
  3. Дыхание
  4. Темпо-ритмические  особенности
  5. Дикция
  1. Обучать правильному звукопроизношению
  2. Развивать фонематическое восприятие
  3. Формировать лексический строй речи
  1. Закреплять обобщающие понятия по лексическим темам
  2. Учить употреблять в речи слова антонимы
  3. Учить употреблять в речи слова синонимы
  4. Учить употреблять относительные прилагательные
  5. Учить правильно понимать и употреблять в речи сложные слова
  6. Учить правильно составлять словосочетания (прилагательное и существительное)
  1. Формировать грамматический строй речи
  1. Учить правильно употреблять множественное число
  2.   Учить правильно употреблять уменьшительно-ласкательные формы слов  
  3. Учить правильно составлять и использовать глагольные конструкции
  4. Обучать употреблению числительных в составе с существительным
  5. Учить правильно образовывать притяжательные прилагательные
  6. Учить составлять и использовать в речи предложно-падежные конструкции
  1. Развивать связную речь
  1.       Учить составлять рассказ по картине
  2.       Учить составлять рассказ по серии картинок
  3.       Учить составлять рассказ по опорным схемам
  4.       Учить составлять пересказ

Ожидаемые результаты

К концу обучения  дети должны освоить базовый уровень всех речевых категорий перечисленных выше (задачи программы).  А также уметь употреблять и использовать в речи, все полученные знания, за весь период  обучения в младшей школе.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

 Панируемое время проведения

Кол-во часов

1

Развитие навыков словообразования

На протяжении всего периода обучения

22

2

Развитие навыков словоизменения

На протяжении всего периода обучения

16

3

Развитие навыков согласование слов

На протяжении всего периода обучения

29

4

Предложение

Четвёртая четверть

10

5

Текст

Четвёртая четверть

3

6

Постановка звукопроизношения

На протяжении всего периода обучения

60

Всего:     30 недель

140

Содержание программы

Темы занятий

Содержание занятий.Формирование фонематического восприятия, обучение грамоте (работа с тетрадями, письмо, чтение).

Лексико – грамматический строй речи

Развитие песихических процессов, дикции, интонационной выразительности речи. Морфологический строй речи

Понятие о речи

Понятие о речи. Функции речи. Учить отвечать на вопросы, составлять полную фразу, развивать способность к самостоятельным выводам, учить правилам обращения с книгой,

развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Понятие о звуках

Неречевые и речевые звуки. Выделение начального и конечного звука, количество звуков.

Звук У понятие о гласном звуке

Выделение звука У из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Дательный падеж сущ. Муж. Рода, ед.ч.. Винительный падеж сущ.ж.р., ед. ч. С окончанием У. Глаголы с приставкой У. Понятие гласный звук

Протяжное и отрывистое произнесение звука У

Буква У

Графическое изображение, учить соотносить звук и букву

Передавать восклицательную интонацию,  обучать звуковому анализу, развитие мышления.

Звук А

Выделение звука У из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Развитие фонематического внимания и памяти. Упражнять в образовании формы винительного падежа одушевл. Сущ. М.р. ед.ч.. Уточнить и расширить словарь

Уточнение артикуляции А, учить детей чётко интонировать звук, развивать дыхание голос, артикуляционную и мелкую моторику

Буква А,а

Графическое изображение, учить соотносить звук и букву. Учить составлять сложные предложения с противительным союзом А по схеме, учить читать схемы предложения,

Развитие интонационного чтения, развитие зрительного восприятия

Звук О

 уточнить артикуляцию звука [а]; учить детей четко интонировать звук [а] в слове, выделять его из ряда глас ных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание, голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании формы ви нительного падежа одушевленных существительных мужского рода единственного числа.

Развивать интонационную выразительность,  обучать звуковому анализу, развитие мелкой моторики

Бука О, о

Графическое изображение, учить соотносить звук и букву, упражнять в употреблении предлога о, составление предложений по схеме, тренировать чтению ряда гласных

Развивать силу голоса, обучать звуко – буквенному анализу,

Звук И

Учить выделять звук из состава слова, дать понятие о родственных словах, упражнять в образовании формы притяжательных прилагательных

Учить интонировать звук И, развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику, голос. Обучать звуковому анализу ряда гласных

Буква И, и

Соотнесение слова и схемы, составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа   А У О И.  Составление предложения с однородными членами с союзом И, объединение предложений в рассказ.

Произнесение ряда гласных на трёх уровнях громкости. Восклицательная интонация.

Звук Э

Выделение звук Э из состава слова, образование сложных слов. Учить соотносить слово и схему. Образование сложных слов.

Произнесение Э с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. Развитие артикуляционной моторики

Буква Э, э

Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа  

А Э У О И. обучению отгадыванию ребусов. Кроссвордов.

Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. Развитие внимания

 Звук Ы

Выделение звука Ы из состава слова. Анализ звукового ряда типа О Ы У А. Учить образовывать мн.ч. сущ. С окончанием Ы. Учить согласовывать прил. с сущ. , числ. с сущ.

Учить интонировать звук Ы, произнесение Ы с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. Развивать артикуляционную и мелкую моторику

Буква Ы, ы

Обозначение буквой звука Ы в схеме слова. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа  

А Э У О И. обучению отгадыванию ребусов.

Произнесение звука Ы с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе. Развитие фонетической памяти

Гласные звуки и буквы.

Выделение гласных звуков из состава слова, соотнесение слова и схемы слова, чтение и письмо гласных букв, Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова

Беззвучное артикулирование гласных звуков. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) Развитие воображение, памяти

Звуки М, М'.Понятие согласный звук,звонкий

твёрдый – мягкий

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуковой анализ слогов АМ, МА, преобразование слогов. Составление предложений по заданной схеме.

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Развитие восприятия и ориентировки в

пространстве.  Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители

Буква М,м

звуковой анализ слогов АМ, МА, слова мама. Ребусы, Большая буква в начале предложения. Чтение

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражненuе «Разноцветные точки»

Звуки В, В'

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуковой анализ слогов АВ, ВА. Учить образовывать сложные слова,

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Образование глаголов с приставками В, ВЫ.

 Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над»,

(«под», «за» и т.д.).

Упражнение «Копирование точек»

Буквы В,в

Звуковой анализ согов, слов, отгадывание ребусов, кроссвордов. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложений с предлогом В. Объединение предложений в рассказ

Узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка.

Игра «Что это»

Звуки Н, Н', буквы Н,н

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуковой анализ слогов, слов. Ребусы, чтение и составление предложений с предлогами

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Постепенное повышение понижение высоты голоса при произношении слогов. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «составление фигуры из разрозненных деталей»

Звуки П, П', буквы П, п

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуковой анализ слогов, слов. Чтение и составление предложений по схемам с предлогом по. Подбор родственных слов к слову путь, Познакомить с неск5ланяемими существительными(пианино)

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па – по – пу – пы. Произнесение слогов с изменением высоты голоса. Произнесение ряда слогов с постепенным увеличением силы голоса: пах – пух – пых.

Звуки Т, Т', буквы Т, т

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуко - слоговой анализ слогов, слов. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов, слов. Обучение превращению слов: Том – Тим – там; тут – тот – вот. Ребусы. Развитие связной речи: обсуждение картины «Наряжаем Ёлку»

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости.

Узнавание предмета по контурному изо-

бражению и деталям рисунка.

Игра «лабирuнты».

 Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

Игра «Наряди ёлку»

Звуки К, К', буквы К, к

Развитие фонематического слуха. Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуко - слоговой анализ слогов, слов. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов, слов. Сложные слова. Чтение и составление предложений по схемам с предлогом К.  Заучивание стихотворения.

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания .Развитие зрительного восприятия.

Звуки С , С '  Буквы С, с

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости, познакомить со звуковым анализом двусложных слов, упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде, числе. Формировать навык письма. Обучать составлению предложений

Отрабатывать дикцию, развитие мышления, развитие зрительного восприятия

Звуки Х , Х '

Буквы Х, х

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Учит употреблять существительные в форме предложного падежа множественного числа. Упражнять в подборе родственных слов.

Развивать голос, упражнять в передаче голосом интонации, интонационному чтению слов, развитие мышления

Звуки  З, З ',

Буквы З з

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Упражнять в подборе родственных слов. Формировать навык чтения сложных слов и предложений. Уточнить употребление предлогов за, из – за. Обучать составлять к предложениям схему

Развивать чёткое произношение – дикцию, логическое мышление, развивать зрительное восприятие, слуховую память

Звуки Б , Б '

Буквы Б, б

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Упражнять в звуковом анализе двусложных и трёхсложных слов. Учить образовывать относительные прилагательные

Отрабатывать дикцию, развивать мышление, зрительное восприятие, слуховую память

Звуки Д , Д '

Буквы Д, д

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Обучать звуковому анализу двусложных и трёхсложных слов со стечением согласных. Упражнять в подборе родственных слов. Упражнять в употреблении предлогов под, из - под

Развивать мелкую моторику и логическое мышление, зрительное восприятие

Звуки Г, Г  '

Буквы Г, г

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Обучать звуковому анализу двусложных и трёхсложных слов со стечением согласных. Упражнять в подборе слов антонимов

отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление. упражнять в передаче интонации перечисления; развивать зрительное восприятие.

Звук и буква Ш

уточнить произношение звука [ш]; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, в изменении существительных и прилагательных по падежам, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации;

Развивать мышление

Буква Я в начале слога

познакомить с буквами Я, я; обучать чтению слов с буквами Я, я в начале слога;

Я в начале слога закрепление

совершенствовать звуко-буквенный анализ; упражнять в употреблении притяжательных прилагательных, в подборе родственных слов; познакомить с многозначностью слова язык;

Я после согласных

учить детей дифференцировать согласные по твердости-мягкости; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Я; научить читать прямые слоги, ориентируясь на гласные А, Я; учить дифференцировать на письме гласные А-Я;

развивать мышление и зрительное восприятие

Звук и буква Ж

уточнить произношение звука [ж]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова; упражнять в употреблении предлога между.

отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление. развивать зрительное восприятие.

Звуки Л, Л' буква Л л

уточнить произношение звука [л]; упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в употреблении глагола лететь с разными приставками; упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам.

отрабатывать дикцию; развивать слуховую память. развивать логическое мышление.

Е в начале слога

познакомить с буквами Е, е; обучать чтению слов с буквой Е в начале слова; совершенствовать звуко-буквен-ный анализ; формировать навык письма букв Е, е и слов с ними; упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в употреблении прилагательных сравнительной степени;

развивать зрительное восприятие.

Е после согласных

познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Е; научить читать слоги, слова и предложения с буквой Е; упражнять в составлении предложения по опорным словам и объединять их в рассказ; закрепить понятие о сложных словах; уточнить употребление глаголов надел, одел;

развивать мышление.

Ё в начале слога

познакомить с буквами Ё, ё; обучать чтению слов с буквой Ё в начале слога, упражнять в чтении текста и в пересказе; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Ё, ё и слов с ними; упражнять в подборе родственных слов;

развивать зрительное восприятие.

Ё после согласных

учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ё; научить читать слоги и слова с буквой Ё после согласных.

Звуки Р, Р' буква Р р

уточнить произношение звуков [р], [рь]; учить дифференцировать звуки [р], [рь] по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам; в подборе родственных слов; расширять словарь; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; уточнить употребление предлога перед; упражнять в согласовании числительных и существительных, в подборе родственных слов.

отрабатывать дикцию; развивать зрительное восприятие.

Звуки Ф, Ф' буква Ф ф

уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить диф ференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенст вовать звуковой анализ; упражнять в образовании слож ных слов; формиро вать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквами Ф, ф; упражнять в согласовании существи тельного и прилагательного и в составлении деформиро ванного предложения;

развивать интонационную выразительность ре чи, мышление, зрительное восприятие.

Ю в начале слова

познакомить детей с буквами Ю, ю; обучать чтению слов с буквой Ю в начале слога; упражнять в чтении тек ста и пересказе; совершенствовать звуко-буквенный ана лиз; формировать навык письма букв Ю, ю и слов с ними

Ю после согласных

учить дифференцировать согласные звуки по твердо сти-мягкости; познакомить с обозначением мягкости со гласных гласной буквой Ю; научить читать слоги и слова с буквой ДО после согласных;

развивать мышление

Звук и буква Ц

 уточнить произношение звука [ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы роди тельного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суф фикса -иц-. упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;

развивать зрительное восприятие. развивать логическое мышление.

Звук Й

уточнить произношение звука [й]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных;

отрабатывать дикцию; развивать мышление.

Буквы Й й

закрепить звук [й]; познакомиться с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения и письма;

упражнять в передаче вопросительной интонации при чтении; развивать мышление и зрительное восприятие.

Звук и буква Ч

уточнить произношение звука [ч]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.

закрепить звук [ч]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; познакомить с правописанием «ча», «чу»; упражнять в употреблении разноспрягаемого глагола хотеть;

упражнять в подборе родственных слов;

развивать зрительное восприятие, развивать мышление.

Звук и буква Щ

уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; закрепить звук [щ]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; совершенствовать навыки чтения; познакомить с правописанием ща, щу. закрепить навык письма букв - Щ, щ, слогов, слов и предложения с буквами Щ, щ;

отрабатывать дикцию; развивать речеслуховую память.

Итоговое занятие

праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для 10-11 классов на 2012-2013 уч.год

Пояснительная запискаПрограмма по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. ...

Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 7 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 8 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 9 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...