Различай [ з ] – [ с]; [з’ ] – [ с’].Буквы З-С.
план-конспект по теме

Ткачева Татьяна Викторовна

Логопедическое занятие с детьми младшего школьного возраста (1 класс) с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Дифференциация звуков  [ з ]  – [ с ]; [з’ ]  – [ с’] в слогах, словах, предложении и тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichay_s-z.docx121.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Различай  [ з ]  – [ с]; [з’ ]  – [ с’]. Буквы З-С.

Цель: дифференциация звуков  [ з ]  – [ с ]; [ з’ ]  – [ с’] в слогах, словах, предложении и тексте.

Задачи:

- уточнить артикуляцию звуков [ з ]  – [ с]; [з’ ]  – [ с’].

- учить соотнесению звука с символом и буквой;

- учить различать звуки изолированно, в слогах, словах, в слово сочетаниях и предложениях;

- развивать фонематический слух;

- определению положения звуков (начало, середина, конец) в словах;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза на уровне слога и слова;

- учить  согласовывать притяжательные прилагательные с существительными;

- уточнять и обогащать словарь детей;

- закреплять умение составлять предложения из слов;

- закреплять умение  работы со схемами предложений.

Оборудование: символы для обозначения звуков [ з ]  – [ с]; [з’ ]  – [ с’],зер кала (на каждого ребенка); индивидуаль ные карточки с заданиями; карточки со схемами предложе ний.

Ход занятия

Этапы

Время

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

1.Орг.

момент

Целеполагание

Настрой на работу по плану (карточки)

- Сегодня мы будем произносить звуки, анализировать, давать характеристику, находить сходство и различие, находить положение звуков в слове, анализировать предложение и делать выводы.

2.Речевая гимнастика

«Улыбка»

«Заборчик»

«Киска сердится»

«Чистим зубки»

Выполнение упражнений с зрительным контролем.

3.Изолированное произношение звука.

Предъявление картинки

«Комар летит» 

Дети произносят звук с контролем у зеркала.

4. Анализ артикуляции

Предъявляются профили и таблица для анализа артикуляции.

- губы в улыбке;

- зубы почти сомкнуты;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- воздушная струя холодная

При произношении звуков

 [ с]-[ с’] голоса нет, а  у [ з ]  –[з’ ] – голос есть.

С помощью схемы анализа звуков дети помогают анализировать артикуляцию

5.Характеристика звуков

-Даём характеристику звука [з], он какой? Почему?

 [ з’] – какой? Почему?

- Чем отличаются эти звуки?

Дети выставляют знаки и делают запись в тетрадь:

[ з ] →│ 

Проговаривают:

 звук [ з ] – согласный, твердый, звонкий,

[ з’] →│   

Проговаривают:

[ з’]  – согласный, мягкий, звонкий.

Твердый-мягкий

6.Связь звука с буквой.

Звуки [ з ]  – [ з’] обозначаются буквой «ЗЭ» (предъявление буквы)

- Выложите букву с помощью шнурка, пластилина.

-На что похожа эта буква?

- Пропишите букву заглавную и строчную.

Выполнение задания

7.Развитие фонематического слуха

-Поднимите карточку если услышите звуки:

[ з ] -     ;      – [ з’].

За, са, жа, ас, жо, зо, зу, сы

Жук, суп, зуб, везу, весы, здоровье, усы, зал, ложа, узы, ужин, зоопарк.

Выполнение заданий с использованием карточек.

8.Закрепление звука в слогах

- Прочтите слоги и запишите правильно на строчки

зма    зип     зво    зел   зол

зка     змо   зяк     зме   зив

зюр    маз     виз    зёф  зит

 зма, зво, зол, зка     змо,  зме, маз,виз.

 зип, зел, зяк, зив,зюр,      зёф,  зит.

9.Физминутка

10.Закрепление звука в словах

-Распределите правильно картинки между гостями занятия и запишите их в тетрадь.

Коза, зонт, змея, замок,зубр.

Зима, зерно,Зина.

11.Закрепление звука в словосочетании

- Подберите правильно

Зайчья

Зайчье

заячий

Зайчья лапа

Зайчье чутьё

Заячий хвост

12.Закрепление звука в предложении.

- Составьте предложения из данных слов

Зайка, куст ,залез, за.

Зайка, куста, вылез, из-за.

Зоя, сосной, стояла, за.  

Зоя, загоняла, забор, козу, за.

Обозначим предложение с помощью схемы.

Зайка залез за куст.

Зайка вылез из-за куста.

Зоя стояла за сосной.

Зоя загоняла козу за забор.

13.Подведение итога

- Какие звуки изучали?

- Чем отличаются эти звуки по артикуляции и характеристике.

Звуки  [ з ]  – [ з’].

При произношении отличаются положением языка, а по характеристике звук  [ з ]  - твёрдый; [ з’] - мягкий.

14. Оценка

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Различие изомеров по свойствам.

Известно, что изомеры отличаются по свойствам. А какие, конкретно, эти свойства? В презентации дается исчерпывающий ответ на этот вопрос....

Различаем буквы о-а

Коррекционное занятие, направленное на различение букв о-а на письме на уровне слов, предложений.  ...

Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове

Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....

Презентация "Различай звуки и буквы К-Т"

Презентация  состоит из игр, которые помогут родителям научить  ребёнка  различать звуки и буквы К-Т....

Н. А. Кочеткова "Я различаю буквы О и А , сходные по написани: альбом ученика.

Вниманию педагогов предлагается практический материал по преодлению моторной дисграфии. Задания, которые предлагает автор в данном альбоме, помогут развить тонкие зрительно-моторные координации руки, ...

« Красавица БУКВА !» Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии). Каждая девочка и каждый мальчик прочли в букваре свои первые слова Мама.Родина.Школа. В этом помогли вам буквы.Вы узнаете как красиво нарисовать буквы!

laquo; Красавица БУКВА !»Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии)Дорогие ребята! Совсем недавно, вы  изучали буквы  первой вашей книгой был  букварь.  ...