Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Тархова Наталья Борисовна

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе.

М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы  должны:

·        Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и соглас­ные.

·        Уметь правильно произно­сить названия букв; распо­лагать слова в алфавитном порядке, пользоваться сло­варем.

·        Знать понятие фоне­ма, принцип располо­жения слов в словарях по второй и третьей букве.

·         Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов

·        Систематизировать полученные знания.

Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_bukvy.DOC99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тархова Н.Б., учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №42», г. Братск, Иркутская область

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе.

М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием задания

Руководство

по усвоению

учебного

материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы  должны:

  • Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные.
  • Уметь правильно произносить названия букв; располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем.
  • Знать понятие фонема, принцип расположения слов в словарях по второй и третьей букве.
  •  Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов
  • Систематизировать полученные знания.
  • Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля.

Внимательно прочти цель

урока

УЭ-0

1.Чтение в начале урока.

1. Чтение и  проговаривание скороговорок.

-Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (т, п, к  От топота копыт пыль по полю летит).

-Каким звуком можно изобразить полёт жука?  (ж-ж-ж   Жутко жуку сидеть на суку)

- Как называется этот приём в литературе? (звукопись)  

2.Послушайте стихотворение   “Весенняя гроза” Ф.Тютчева.

-Какие звуки передают грохот, раскаты  грома:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…(г,р)

2 Мотивационная беседа. Введение в тему.

Следующее государство необъятного материка Русский язык  названо в заглавии. Переведем это слово. Вспомни слова, в которых есть  этот корень фон: граммофон (грамма — "пишу", фоне — "звук"), патефон (пате — "корень"), диктофон (диктор — "говорящий"), магнитофон.

Участвуй в беседе.

УЭ -1

Цель: диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе работы. 

1.Фронтальная проверка:

-Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика)

-Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) Графика? (обозначение звуков буквами)

2.Отгадайте загадку. Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (звук) А сколько же звуков в природе? (не сосчитать)

3.Ответ  - стихотворение

Сколько на свете звуков?        Сколько звуков у речи?
Сколько  в лесу - снежинок,          Сколько струек у  речки.
Сколько в дожде   -   дождинок.
Сколько в  песке  -   песчинок.

Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что:

Закричал охотник: -  Ой!            Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,            Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.                На ветвях полно врачей

Старый дедушка Пахом            На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву              Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла              По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,          Летают майки над волнами.

А.Шибаев в своём шуточном стихотворении рассказал нам, как велика роль фонемы — звука-смыслоразличителя. Борис Заходер выдумал свою "путаницу": это рассказ о том, что случилось, когда фонемы по ошибке попали не на своё место, заблудились, одним словом. Вот что сказка говорит:                        

Жили-были  КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал.  КОТ пыхтел .                 КИТ купаться не хотел

Как огня воды боялся.                           КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:                     Ночью бродит, днём храпит.

КИТ любил залезть повыше.               Ночью песни пел на крыше.

Позовёшь его:

         - Кис – кис!                                          Он охотно прыгнет вниз…

4.  Из фонем составляют слова. С помощью слов люди называют предметы, действия, и т.д.  Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки.

Прослушайте стихотворение Б. Заходера.    Вспомните, каких букв нет и запишите алфавит, все 33буквы. Песенка-азбука   см.в конце плана.

Физминутка.

 

Отгадай загадку

Прослушай стихотворение

Прослушай стихотворение

А.Шибаева

Прослушай стихотворение

Бориса Заходера

Прослушай стихотворение

Бориса Заходера

И выучи алфавит

УЭ -2

 Цель: знать, что изучает фонетика и графика, орфоэпия. 

1.Внимательно прочитайте §31,32,34,37,38,40 страница  43 - 55.

2.Заполните таблицы: №1

Раздел науки о языке

Что изучается в разделе

Фонетика

Звуки речи

Орфоэпия

Правила  произношения

Графика

Обозначение звуков буквами

№2

Звуки речи

Буквы

Гласные

[а] [о] [у]

[э] [и] [ы] -6

а,о,у,э,и,ы,е,ё,ю,я-10

Согласные

Глухие -10

Звонкие - 11

[К,п,с,т,ш,ф,     х,ц, щ,ч]

[Б,в,г,д.ж,з,л,м,н,р,й]

Всегда мягкие

[  ч, щ, й  ]                  

Всегда твёрдые

[ж, ш, ц]

Шипящие

[ш,ж,ч,щ]

№3

Буквы я, ю, е, ё имеют 2 значения

Примеры

1.Обозначают

гласные звуки [а] [о] [у] [э]

а) после мягких согласных.

Мера, полёт, клюв,

сяду.

2.Обозначают 2 звука:  я - [й] [а];

ю - [й]  [у]; е -  [й]

[э]; ё - [й] [о]

а) в начале слова;

б) после гласной;

в) после ъ, ь знака.

Яхта

Маяк

Вьёт

Физминутка.

Работа в группах

по 2 человека

Заполни таблицы

УЭ -3

Взаимоконтроль

Цель:  показать знания, полученные самостоятельно. 

1.Учащиеся обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают  работу, поставив «5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» -2 ошибки;  

«2» - более   3 ошибок.  

2. От каждой группы выступает докладчик по теме:

Звуки речи. §31.  Звуки речи и буквы. §32.

Алфавит. §33

Гласные и согласные звуки. §34

Звонкие и глухие согласные звуки. §37

Твёрдые и мягкие согласные звуки. § 38

Обозначение мягкости с помощью Ь. Значение букв Е, Е, Ю, Я. §39-40

3.Принимаются дополнения и  задаются вопросы отвечающим ученикам.

Работа в группах

по 4 человека

Оцените  работу, поставив «5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» -2 ошибки;  

«2» - более   3 ошибок.  

УЭ -4

  Цель: закрепить полученные  знания

1.Практика под руководством учителя.  Устное выполнение  упр.№313-317,319.

2. Упр.№318 или  упр.№322.,  или упр.№318   письменно по выбору.

УЭ -5

Цель: научиться делать выводы.

1.Прочтите цели урока.

2.Достигли ли вы цели урока?

-Что понравилось на уроке?

-Кто был самым активным? А самым грамотным?

Молодцы! Много успели сделать.

УЭ -6

Цель: научиться выполнять добросовестно и качественно  домашнее задание.

1.Выучи §31,32,34,37,38,40 страница  43 - 55.

2.Выполни упр. №.325 или составь сказку о государстве Фонетика.

Тридцать три родных

сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,        ;
Очень  просят всех ребят
С ними подружиться!

А, Бэ, .Вэ,Гэ,Дэ,Е,Жэ —

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О —

Дружно вылезли в окно.    

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я,—

Все теперь мои друзья!

Пять сестренок опоздали

— Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком,

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком

Литература:

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.5-9 класс. – М.: Дрофа,2002

2.Купалова А.Ю. . Русский язык. Практика.5 класс.- М.:Просвещение.1992

3.Угроватова Т.Ю.Подсказки на каждый день. Универсальная тетрадь. – Калининград.1994

4. Угроватова Т.Ю.Подсказки на каждый день. Тесты.- М.:,Владос,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

разработка урока русского языка в 5 классе с презентацией на тему "Чередование согласных и беглые гласные"

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным стандартом 2004 года. Учитель ставил для себя следующие цели:Образовательные:         -  продолжить фор...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Междометие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе  по теме: "Междометие как часть речи" направлен на формирование учебной деятельности обучающихся и предполагает деятельностный подход....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...