Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Золотой октябрь»
план-конспект по теме

Данный урок, проводился с учащимися 4 класса Специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoy_oktyabr.docx29.28 КБ
Файл zolotoy_oktyabr.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

                                «Золотой октябрь»

Учитель: Тарасова О.И.

                                                            2010г.

Тема: «Золотой октябрь».

Цель: формировать связную устную речь на основе ознакомления и наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений, животных и людей в этот период.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе в октябре; уточнить глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; уточнить понятие «золотая осень».

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, активизация и обогащение словарного запаса учащихся, коррекция и развитие слухового внимания; формирование познавательных интересов; развитие умения выражать свои мысли; развитие мышления на основе причинно-следственных связей; развитие памяти.

Воспитательная: воспитывать интерес к учебной деятельности, любознательность, любовь к природе.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент
  1. Установка на урок

- Прозвенел для всех звонок, начинается….

2.           Игра в цепочку:

- Сейчас быдем играть в цепочку. Сядет тот, кто быстро ответит на мой вопрос. Внимание! Приготовились.

Назовите: Любое время года,

самое теплое время года,

 самое капризное время года, самое холодное время года,

первый осенний месяц,

 последний летний месяц.  

  1. Дети отвечают хором: «урок»

Зима, весна, лето, Лето

Осень

Зима

Сентябрь

Август

  1. Повторение раннее изученного материала

- Какую тему мы проходили с вами на прошлом уроке?

Опишите свой город по плану:

  1. Название
  2. Местонахождение
  3. Количество жителей
  4. Какие в нем дома, улицы
  5. Достопримечательности

Город

Индивид. раб.: Зайцева

  1. Работа с календарем природы

- Какое сейчас время года?

- Сколько осенних месяцев?

-Перечислите эти месяцы

- Один ученик подходит к календарю природы и рассказывает о погоде по плану.

Число

Месяц

Год

День недели

Облачность

Температура воздуха

Осадки

Ветер

Осень

3

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Владислав:  

  1. Активизация знаний.

- Ребята, вчера я гуляла в лесу и увидела необычный предмет. Отгадав загадку, вы узнаете, что же это:

- Платье носит только летом, 
А зимой стоит раздетым.
 

(на доску вывешивается картина дерева без одного листочка)

- Скажите, а что это за дерево?

- Ребята, у нашего клена не хватает одного листика. Давайте его отыщем в волшебном мешочке.

- А что в этом дереве необычного для октября?

-А каким цветом должны быть листья в октябре?

Работа с картиной Левитана. (картинки на партах учеников и на мониторе)

- Перед вами картина великого русского художника Исаака Левитана, который написал много картин о красоте и богатстве нашей замечательной русской природе.

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались?

- А как бы вы назвали эту картину?

Ребята, а художник Левитан назвал картину «Золотая осень»

- Как вы думаете, почему?

Как вы думаете, можно ли октябрь назвать золотым?

- Почему?

Дерево

(если не отгадают, то разбор слова)

Клен

Ищет Саша З.

Листья зеленые

Дети смотрят в окно. (желтые)

Осень

Желтые листья

Листва желтая, золотая…

  1. Введение в тему

Словарная работа

- Итак,  тема нашего  урока «Золотой октябрь».  Мы узнаем о сезонных изменениях в природе, жизни растений, животных и людей в этот период.

И начнем мы свое путешествие в волшебный октябрь со знакомством с изменениями в природе.

- (сопровождается презентацией) Осень состоит из 3-х периодов: ранняя, золотая, поздняя.

Задание: поставьте картины от ранней осени до поздней осени.

- Какую картину вы отнесли бы к октябрю? Почему?

- А что происходит с днем и ночью? (с помощью полосок)

А раз день становится короче, значит и солнце меньше светит.

- А раз солнце меньше светит, что происходит с температурой в октябре?

- Так какие изменения происходят в природе в октябре?

- Ребята, а вы знаете, что деревья тоже живые и их жизнь, как и у людей и животных зависит от времени года.

- Скажите, как выглядят деревья в сентябре?

- А в октябре?

- А в ноябре?

- Уже в октябре желтые листочки начинают падать с деревьев. Это явление называется листопад.

Слово листопад образовано от двух слов.

- От каких двух слов образованно слово листопад?

- Назовите слова, в которых встречается слово лист

- Подберите слова-признаки к слову листва

-Подберите слова-действия к слову листья

- Давайте изменим слова-действия,

- Сейчас листья (что делают?)

- Вчера листья (что делали?)

- Завтра листья (что будут делать)

- Итак, ребята, составьте предложения со словами листья или листопад

- Ребята, а может вы вспомните какое-нибудь произведение, которое читали об осенних изменениях в жизни растений?

Интересная информация.

- Ребята, а вы знаете почему деревья скидывают листья?

Помните, мы ходили на уборку школьной территории от листьев?

И когда у нас набирался полный пакет листьев мы относили его. Скажите, он был тяжелый или нет?

А с одного дерева можно собрать очень много таких мешков. Вот и дереву тяжело, но вес листьев он может удержать. А какие осадки выпадают зимой?

А он тяжелый?

Так вот, если бы деревья не скидывали листву, то от тяжести листьев и снега, что с ними произойдет?

Дети расставляют.

Все листья желтые

День становится короче, а ночь длиннее

Она понижается

В октябре день становится короче, а ночь длиннее. Поэтому температура воздуха понижается.

Зеленые

Желтые

Голые

Лист и падать

Листопад, листва, лиственный

Желтые, зеленые, сухие, опавшие, золотые…

Падать, кружиться, лететь…

Падают, кружатся, летят

Падали, кружились, летели

Будут падать, будут кружиться, будут лететь

Нет

Да

Тяжелый

Снег

Да

Они сломаьтся

Физкультминутка

1. Дует ветер, дует, дует, задувает

Желтые листочки с дерева срывает и летят листочки,

Кружат по дорожке 

Падают листочки прямо к нам под ножки

2.Игра в мяч (словообразование относительных прилагательных от слова осень):

- солнце осенью

- ветер осенью

- небо осенью

- туча осенью

- дождь осенью

- лес осенью

- погода осенью

-пальто осенью

-сапоги осенью

-одежда осенью

Ребята, а скажите мне пожалуйста, готовятся ли животные к зиме?

Скажите, все ли животные будут зимовать в своем лесу?

Куда улетают птицы

Как называют таких птиц?

А как называют птиц, которые остаются зимовать

Выполните задание на карточках и вы узнаете о переменах в жизни животных в октябре.

Задание (К2):Вставить пропущенные слова подходящие по смыслу.

Проверка.

Итак, какие изменения происходят в жизни животных в октябре?

Ребята, а как готовятся к зиме люди в этот период?

Составить предложения по схеме с использованием картинок. (слайды)

(махи руками на себя)

(кружатся на месте) 

(Повороты)

(Приседают)

Осеннее солнце

Осенний ветер

Осеннее небо

Осенняя туча

Осенний дождь

Осенний лес

Осенняя погода

Осеннее пальто

Осенние сапоги

Осенняя одежда

Да

Нет. Птицы улетят

В теплые края

Перелетные

Зимующие

Самостоятельная работа

Краткий рассказ

  1. Закрепление

  1. Работа с сигнальными карами.

Ребята, сейчас я буду называть вам высказывания и если вы согласны с ними вы показываете мне зеленый цвет, если не согласны – красный:

- Октябрь – это первый осенний месяц

- Октябрь называют «Золотым»

- Октябрь – зеленый осенний месяц

- Октябрь – месяц уборки урожая

  1. Рассказ учеников о «Золотом октябре» по плану:

1.Изменения в природе.

2.Изменения в жизни растений

3. Изменения в жизни животных

4. Деятельность людей

  1. А сейчас вы прослушаете 2 композиции. Одна относится к осени, а другая к зиме. Закройте глаза и внимательно слушайте, а потом ответьте на вопрос какая композиция относится к зиме, а какая к осени.

Красный

Зеленый

Красный

Красный

  1. Итог

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- О каком месяце?

- Как называют этот месяц?

Осень

Октябрь

Золотой октябрь

  1. Выставление оценок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»

Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...

Конспект НОД по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Животные" с использованием сенсомоторных тренажоров.

Конспект разработан для детей с нарушением интеллектуального развития. Используется для индивидуальной и подгрупповой форм работы. ...

Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»

Методическая разработка урока   3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход"

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход".Цели: Образовательная: познакомить с видами обуви, назна...