ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЧАГАХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ
статья на тему

В раннем восстановительном периоде при очаговых поражениях головного мозга наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства:  трудности концентрации и удержания произвольного внимания, нарушения кратковременной памяти, снижение мотивации, патологические изменения эмоционального фона.  Эти расстройства являются не первичными, а обусловленными поражением системы проводящих путей и нарушениями гемо - и ликвородинамики мозга. И степень их выраженности может быть настолько велика, что перекрывает основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЧАГАХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Панарина В.В., Гурякова С.А.

Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва

        Аннотация. В раннем восстановительном периоде при очаговых поражениях головного мозга наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства:  трудности концентрации и удержания произвольного внимания, нарушения кратковременной памяти, снижение мотивации, патологические изменения эмоционального фона.  Эти расстройства являются не первичными, а обусловленными поражением системы проводящих путей и нарушениями гемо - и ликвородинамики мозга. И степень их выраженности может быть настолько велика, что перекрывает основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения,

        Восстановление высших психических функций и в особенности речи больных с локальными поражениями мозга является одним из приоритетных направлений комплексной нейрореабилитации. В восстановлении высших психических функций больных после острого повреждения головного мозга (ОНМК, ЧМТ) выделяют три основных периода [3]: острейший (первые 3 – 5 суток); острый (с 5 – 21 день); ранний (до 6 мес.) и поздний (от 6 мес. до 2 лет). Перечисленные временные критерии отражают среднестатистические данные и могут варьировать в зависимости от локализации очага поражения, объема поврежденных тканей, состояния сердечно-сосудистой системы, возраста больного и т.п.

        Проведенное нами статистическое исследование, данные которого представлены в таблице 1, свидетельствуют о том, что за последние несколько лет в ЦПРиН  существенно увеличилось количество пациентов, поступивших на курс нейрореабилитации в ранний восстановительный период.  В таблице 1 приведены подтверждающие это данные.

        Таблица 1. Сроки обращения в ЦПРиН больных с очаговыми поражениями мозга

                                Год

Время          

обращения

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Общее количество первичных обращений (чел)

748

693

727

782

1138

1281

Менее месяца с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

6,5

8,9

12,9

18,2

22,9

50,2

До 2 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

21,6

20,6

17,8

19,8

21,2

19,4

До 3 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

8,2

13,2

12,6

10,9

10,5

9,9

До 4 месяцев с момента заболевания(% от общ. числа перв . обращ).

5,3

7,2

7,6

5,6

5,5

4,5

До 5 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

3,8

4,3

3,4

3,3

2,8

3,9

До 6 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

3,2

3,8

3,4

2,5

3,6

2,2

        Из таблицы 1 видно, что в 2011 г. число больных, первично обратившихся в ЦПРиН в первые 6 месяцев после мозговой катастрофы по сравнению с 2006 г. возросло почти  на 45%.

        При нейропсихологическом обследовании у 89,7% больных, поступивших в ЦПРиН в ранний восстановительный период, были выявлены нарушения нейродинамических характеристик психической деятельности, которые проявлялись в модально-неспецифических нарушениях произвольного внимания (его динамических и регулирующих характеристик), нарушениях кратковременной памяти, снижении мотивации, нарушениях эмоционального фона. По данным современной нейропсихологии, такие нарушения характерны для недостаточного функционирования срединных неспецифических структур мозга, а также лобных и височных долей (префронтальных и медиобазальных отделов коры) (1 и 3 структурно-функциональный блок по А.Р.Лурия) [6]. В зависимости от уровня и глубины поражения данные симптомы обнаруживают определенные различия.  

        Вообще, в неврологической и нейропсихологической литературе достаточно хорошо освещены нейродинамические  нарушения, возникающие при непосредственном расположении очага в подкорковых структурах. В частности, Е.Д. Хомская [9], обобщая данные различных исследований, отмечает, что наиболее характерными симптомами поражения нижних неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга) являются быстрая истощаемость больного, резкое сужение объема внимания и нарушение его концентрации. Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности  (сенсомоторной, гностической, интеллектуальной). Для таких больных свойственен повторный «всплеск» активности, после периода выраженного истощения. На фоне астении наблюдаются модально-неспецифические нарушения кратковременной памяти. Как указывает ряд авторов [4, 5, 7] введение дополнительной мотивации деятельности больных дает выраженный компенсаторный эффект.

        При поражении диэнцефальной (гипатоламо-гипофизарной) области и лимбических структур  также отмечаются грубые нарушения произвольного внимания [9] , однако компенсация вследствие ослабления механизмов произвольной регуляции либо отсутствует, либо длится недолго [5, 6]. Н.К.Корсакова и Л.И. Московичюте [7] указывают на так называемый «амнестический синдром», возникающий при поражении данной зоны.  Модально-неспецифические нарушения памяти могут иметь различную степень выраженности – от легкой, выявляемой в специальных условиях, до массивной, с патологическим забыванием больным текущих событий.  При сохранной мотивации, сохранном непосредственном воспроизведении и воспроизведении заучиваемого материала через 2 – 3 минуты (пустая пауза), эти больные не могут вспомнить предложенный материал, если в паузу между заучиванием и воспроизведением ввести любую побочную деятельность. Повышенная тормозимость следов является основой данного мнестического нарушения. Отмечаются у данной категории больных и нарушения эмоционально-личностной сферы: повышенная реактивность, неадекватность эмоциональных реакций, некритичность к своим дефектам.

        При поражении коркового уровня неспецифической системы (медиабазальных отделов лобной и височной коры) у больных наблюдаются нарушения сознания, проявляющиеся в трудностях ориентировки в окружающем и конфабуляциях. Нарушения эмоциональной сферы могут колебаться от состояния тревоги, страхов и резкой эмоциональной неустойчивости (при поражении височной коры) до эмоционального безразличия и эйфории, общей расторможенности и импульсивности (медиальные отделы лобных долей). Дефекты внимания носят регуляторный характер и проявляются в невозможности выполнения последовательных операций в соответствии с заданной программой,  снижении контроля за своей деятельностью и полученными результатами. В тяжелых случаях у таких больных наблюдается «полевое поведение» Модально-неспецифические нарушения мнестической деятельности  возникают из-за распада самой структуры деятельности, нарушения механизма произвольного запоминания и произвольного воспроизведения материала [6,7].

        Однако, как показывает опыт клинических исследований, нарушение функций, возникающее вследствие очагового поражения мозга в острый и ранний восстановительный периоды бывает более обширным, чем  того можно было бы ожидать, исходя из месторасположения очага в мозге (по данным МРТ). Это связано с тем, что поражение мозга сопровождается перифокальным отеком, нарушениями гемо - и ликвородинамики, и явлениями диашиза - выпадением функций отделов головного мозга, непосредственно не поврежденных, но связанных с участками поражения системой проводящих путей. Такое состояние развивается вследствие прекращения поступления возбуждающих импульсов к неразрушенным нейронам.  В зависимости от типа проводящих волокон,  C.Monakow [8, 6] выделял ассоциативный (волокна объединяют различных участки коры внутри одного полушария), комиссуральный (волокна,  соединяющие топографически идентичные участки правого и левого полушарий) и цереброспинальный (проекционные волокна несущие импульсы к  нижележащими отделами мозга) диашиз.

        Как показал анализ нейропсихологической и логопедической литературы, нарушения нейродинамики при локализации непосредственных анатомически выявляемых очагов поражениях коры головного мозга, в частности при афазиях, остаются значительно менее исследованными.        Между тем, по данным нейропсихологической статистики ЦПРиН, в раннем восстановительном периоде они выявляются у 87,5% больных с афазиями и у 89,2% больных со смешанными речевыми расстройствами (афазия+дизартрия) и проявляются в разной степени: от грубых, перекрывающих основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения, до легких, проявляющихся в сенсибилизированных пробах и на утомлении.

        Распределение нейродинамических нарушений у данной категории больных при разных речевых расстройствах видно из следующей диаграммы на рисунке 1.

        Рисунок 1. Распределение нарушений нейродинамики у больных с различными речевыми расстройствами на ранней стадии восстановления.

        В связи с этим представляются крайне необходимыми пересмотр и уточнение методов нейропсихологической и топической диагностики, а также разработки адекватных методов восстановительного обучения больных с нейродинамическими нарушениями.

        

Литература

1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.

2. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. - СПб.: Речь, 2005.

3. Григорьева В.Н., Козявина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга: учебное пособие. – М.: УМК ˝Психология˝; Московский психолого-социальный институт, 2006.

4. Ениколопова Е.В. Динамические  характеристики  психических процессов и их  роль в нейропсихологической диагностике / Хрестоматия по нейропсихологии. – М.: Институт общегосударственных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004. 

5. Лобные доли и регуляция психических процессов  /  под редакцией А.Р. Лурия и Е.Д.Хомской. – М.: Издательство московского университета, 1966.

6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.

7. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

8. Monakow C. Die Lockalisation im grosshirn und der Abbau der Funktionen durch corticale Herde. Wiesbaden, Bergmann, 1914.

9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям

Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям...

Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.

Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...

Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.

Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...

ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Раскрывается понимание и значение культурного наследия для развития у детей творчества, проявления его в изобразительной деятельности.  Показана специфика работы педагога дополнительного образова...

Проявления нарушения социального взаимодействия при аутизме

Проявления нарушения социального взаимодействия при аутизмеСтепень нарушения зависит от тяжести заболевания. В тяжёлых случаях ребёнок вообще не общается с окружающими: не откликается на своё имя...

Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, РАС»

Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психиче...