ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Николадзе Светлана Вячеславовна

Раскрывается понимание и значение культурного наследия для развития у детей творчества, проявления его в изобразительной деятельности.  Показана специфика работы педагога дополнительного образования на занятиях рисованием с детьми разных категорий, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: культурное наследие, творческое начало, творчество, материальная и духовная культура,  духовно-творческий потенциал, изобразительная деятельность, дети с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikoladze.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА  ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Николадзе Светлана Вячеславовна, педагог дополнительного образования

ГБОУ ЦППРиК «Ирида» высшей квалификационной категории,

 Россия, город Москва

Раскрывается понимание и значение культурного наследия для развития у детей творчества, проявления его в изобразительной деятельности.  Показана специфика работы педагога дополнительного образования на занятиях рисованием с детьми разных категорий, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: культурное наследие, творческое начало, творчество, материальная и духовная культура,  духовно-творческий потенциал, изобразительная деятельность, дети с ОВЗ.

THE IMPACT OF THE WORLD CULTURAL HERITAGE ON THE MANIFESTATION OF CREATIVITY IN THE FINE ART OF CHILDREN

Nikoladze Svetlana Vyacheslavovna, the teacher of additional education GBOU Center for Psychological and Pedagogical Rehabilitation and Correction «Irida» the highest qualification category,

Russia, Moscow

Opens the understanding and value of cultural heritage for the development of children's creativity, the manifestations of his art work. Specifics of work the teacher of additional education at the lessons of drawing with children of different categories, including those with disabilities.

Keywords: cultural heritage, creativity, creativity, material and spiritual culture, spiritual and creative potential, painting, children with disabilities.

Культурное наследие-это та почва, которая питает развитие человеческой личности и дальнейшую ее деятельность во всех возможных областях. Это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и передающаяся поколениями, как нечто ценное и почитаемое [1]. Культурное наследие несет в себе огромный духовный-нравственный потенциал, заключенный в мировых шедеврах. В произведениях искусства заложены авторами те невидимые чувства, которые человек может понять или остаться к ним глухим.

Педагогическая наука и практика обладает широким спектром средств и методов, которые направлены на нравственное, духовное, эстетическое воспитание ребенка.  Народная культура отражает нормы, ценности, идеалы, традиции, утвердившиеся в обществе. Поэтому её изучение может выступать эффективным средством формирования нравственно-эстетической культуры, поскольку она включает в себя систему базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в художественных образах того или иного народа, отражающих его мировоззрение и понимание [2]. Важно приобщать детей к изучению культурного наследия, где эстетическое сливается с эмоциональным. Это развивает чувства присущие только человеку: любовь, сострадание, радость, наслаждение жизнью.

Ребенок лучше всего воспринимает то, к чему привык с детства, что его всегда окружало и навсегда оставило впечатление. Это могут быть и объекты культурного наследия: археологические, исторические, монументальное искусство, скульптура, памятники архитектуры, произведения живописи, литературы, декоративно-прикладного искусства.

Богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме произведения искусства воспитывают у детей художественный вкус, способность воспринимать, различать, оценивать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей ребенка действительности: в природе, в быту.

Всматриваясь в картину или в скульптуру, дети начинают понимать глубокий смысл ее содержания, заражаются мыслями и чувствами художника. На занятиях изобразительной деятельностью необходимо показать воспитанникам эстетическую значимость произведений прошлых  лет и настоящего времени, добиться восприятия детьми вещей глазами художника, что помогает вовремя заложить фундамент для развития хорошего художественного вкуса и проявления творческого начала. Эмоциональная реакция на увиденное (восхищение, удивление, восторг, сострадание) развивает у детей чувство понимания прекрасного, способность глубже и проницательней осознавать себя в окружающем мире и лучше ориентироваться в дальнейшей жизни.

Занятия изобразительной деятельностью доступны любому ребенку, независимо от его возрастных, физических или психологических возможностей и творческих особенностей. Важно найти подход к каждому ребенку, рассмотреть в нем искорки творчества, помочь ему разобраться в себе, преодолеть с ним трудности, которые мешают ему раскрыться. Помочь и научить каждого воспитанника наблюдать и видеть, почувствовать и обрадоваться (огорчиться), по-своему рассказать или изобразить задуманное, эмоционально воспринимать мир.

Рисование – это искусство. Оно побуждает к творчеству, развивает творческий потенциал, учит находить интересное, воплощать в жизнь свои замыслы. Творчество – это деятельность,  в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляет воображение, реализует свой замысел, самостоятельно находит средство для его воплощения. Творческий характер изобразительная деятельность приобретает только тогда, когда у детей развивается творческое восприятие, когда они овладевают необходимыми художественными навыками и умениями. Чтобы создать изображение, нужно приобрести знания о предметном рисовании, форме, композиции, цвете и колорите. Сделать это возможно только на примере художественных изображений прошлого, через освоение мирового изобразительного наследия.

В основе любого вида творчества лежит воображение, которое необходимо развивать у ребенка с детства.  Однако для того, чтобы воображение возникло и стало развиваться, необходим фундамент: предметная среда, прошлый опыт и особая внутренняя позиция, чтобы в дальнейшем у ребенка  усвоенные на практике образцы и шаблоны не ограничивали его деятельность и не препятствовали развитию воображения [3]. В процессе занятий изобразительной деятельностью созданию данного фундамента способствует предоставление ребенку материалов, стимулирующих выполнение разных вариантов эскизов. Зрительный ряд включает в себя: фото и видео материалы, репродукции, иллюстрации, методические рисунки, наглядные пособия, детские работы, как вариант выполнения практического творческого задания. Информационный материал включает: искусствоведческую литературу,  рассказы о произведениях великих и талантливых мастеров, посещение детских праздников, выставок и музеев. Важно вовремя и своевременно оказать ребенку творческую поддержку в процессе работы над картиной. Постоянное внимание следует обращать на изобразительно-выразительные средства, способствующие эмоционально-эстетическому восприятию того, что изображают дети. В обучении изобразительному искусству эффективен вопросно-ответный  метод, который способствует активизации умственной деятельности детей  в процессе приобретения новых знаний, знакомства с шедеврами мирового искусства, выяснению отношения к увиденному, эмоциональных впечатлений.

Занятие изобразительной деятельностью имеет свою структуру, в которой выделяются следующие моменты:

  1. Беседа по теме занятия (особое внимание обращаем на центр композиции, выясняем характер персонажей);
  2. Использование зрительного ряда и информационного материала;
  3. Выполнение нескольких вариантов эскизов (выбор и анализ наиболее удавшегося композиционного решения и предметного изображения);
  4. Разъяснение композиционной задачи (правильное и красивое решение композиции);
  5. Вопросно-ответная форма беседы, позволяющая выявить проблемные участки в изображении и составлении сюжетного рисунка;
  6. Выбор художественных материалов;
  7. Самостоятельное выполнение работы (это может быть и копирование картин).

Дети получают домашние рекомендации: подобрать  иллюстрированный или фотодокументальный материал. Особенно важно научить ребенка свободно владеть художественно-графическими материалами,  применять контрастное сочетание тонов для придания большей выразительности в творческой работе.

Для создания декоративной композиции выполняются наброски, определяется размер и пропорции, поиск  решений в цвете, подбор узоров, орнаментов, украшений. Для формирования у детей способности более полного восприятия искусства, проводится воспитательная работа:

-   участие в оформлении детских праздников и изготовлении декораций;

- организация экскурсий (посещение музея декоративно-прикладного искусства, посещение литературного музея, посещение картинной галереи А. Шилова, галереи С. Андрияки, участие в ежегодной выставке «Сказки и легенды народов России, участие в Новогоднем празднике-мюзикле «Лукоморье» по мотивам русских сказок).

Дети узнают о том, что в целях сохранения для будущих поколений шедевров  мирового культурного наследия, создаются заповедные зоны культуры – музеи. В этом удивительном месте дети могут познакомиться с экспозицией и непосредственно соприкоснуться с миром искусства.

На занятиях активно используются информационно-компьютерные технологии (ИКТ), чтобы воспитанники увидели эмоционально-образный язык архитектуры. Выражая свои эмоции, чувства, выказывая собственное отношение при восприятии произведений архитектуры, обучающиеся закрепляют свои знания в творческой работе.  Благодаря современным компьютерным технологиям,  можно более полно познакомить детей с произведениями искусства, парковой скульптурой, мировыми монументами и памятниками,  рассказать в честь каких событий или личностей они были возведены, что будет  способствовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Изучая объекты культурного наследия, прослеживается связь художественных вещей, предметов искусств, объектов архитектуры с жизнью людей. Обучающиеся получают представление о многовековых традициях культуры и быта народа нашей страны, художественных стилях.

Приобщение детей к изучению культурного наследия положительно влияет на развитие их творческого начала в  изобразительной деятельности. У них формируется мотивация к рисованию. Они рисуют дома и приносят свои рисунки на просмотр, получая при этом советы педагога и возможность воплощения маленького эскиза в большую выставочную художественную работу.

Особенно выделим  сюжетное рисование по сказкам, которые увлекают ребенка загадочным сюжетом. Вначале сказку следует рассказать, рассматривая красивые иллюстрации. Отметить сказочные пейзажи, яркие краски, детали изображения, определяем характеры персонажей. При изображении сказочного сюжета дети часто сталкиваются с определенными трудностями – это и изображение человека в движении, и дома, и дворца, и состояние природы, и изображение животных. Поэтому следует провести большую подготовительную работу по предметному рисованию, что  позволит научиться  выполнять более сложные задания.

Обычно после рисования на темы сказок дети приобретают навык в рисовании человека, животных, природы, построек. Они могут подобрать краски, которые будут красиво гармонировать с фоном и друг с другом. Они применяют элементы украшения и могут найти наиболее выразительные художественно-графические средства для изображения сказки.

Хочется отметить, что  развитие креативности детей более успешно проходит в условиях хорошо организованного обучения и учебно-творческого сотрудничества ребенка и педагога, а иногда и родителя. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посещающие занятия изобразительной деятельностью, также способны  выполнять  разнообразные рисунки. Из-за специфики заболевания и ограничения своих возможностей, некоторые не могут до конца выполнить свою работу, придать ей законченность и «творческую изюминку».  В этом случае  помогает использование  в работе декоративно-прикладных  приёмов деятельности.  Дети начинают выполнять свои работы в витраже и в рисунке на органзе, используя дозированную помощь родителей и педагога. Ребёнок самостоятельно выполняет  рисунок, переносит его контурными красками на стекло, ткань  или органзу, может закрасить ограниченное пространство в рисунке, но он не может самостоятельно смешивать краски, передавать объём и  фактурность изображаемого предмета, использовать специфические приёмы рисования и декорирования. Именно в этом ему помогают педагог и родитель.

В наше время приобщению к культурному наследию должно уделяться особенно большое внимание, т.к. при современных технологических достижениях оно становится все менее заметным. Его подменяют низкопробные «шедевры», подрывая способность  личности к дальнейшему творческому развитию.  Опасность «культурного оскудения» существует в наше время, когда все мировое движение направлено на улучшение материальных условий.

   Поэтому только через изучение культурного наследия, через произведения искусства и приобщение к искусству  наши дети   получат представления о прекрасном и гармоничном, целесообразном и выразительном.  У них сформируются  нравственные суждения  - что такое «хорошо», и что такое «плохо».

 

Литература

  1. Культура и искусство [электронный ресурс] //  http://www.abc-people.com.
  2. Ильинская И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников // Начальная школа. – 2010. – № 2. – С. 3–8
  3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...

Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида «Солнышко» Мастер класс для родителей с детьми«Развитие творческих способностейв изобразительной де...

Тема: Культурное наследие малой Родины « Исторические хроники» (исследовательская деятельность)

Воспитание русской народной культуры – одной из основных ценностях нашего государства, гражданственности и патриотизма, формирование системы жизненных ценностей и приоритетов юных музыкантов на конкре...

Тема: Культурное наследие малой Родины « Исторические хроники» (исследовательская деятельность)

Воспитание русской народной культуры – одной из основных ценностях нашего государства, гражданственности и патриотизма, формирование системы жизненных ценностей и приоритетов юных музыкантов на конкре...

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Актуальность данной статьи продиктована сразу несколькими факторами. Во-первых, многие историко-культурные памятники, связанные с архитектурой, в наши дни находятся под угрозой исчезновения.  Опа...

Развитие речи, мелкой моторики и творческих возможностей через изобразительную деятельность.

Развитие мелкой моторики и творческих возможностей через изобразительную деятельность....