КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
статья (5 класс) по теме

Егорова Мария Александровна

      Дизорфография-избирательное нарушение письменной речи, наиболее часто встречающееся расстройство среди учащихся общеобразовательных школ. Особая социальная значимость этой проблемы определяется тем, что при правильной дифференциальной диагностики и адекватной педагогической коррекции данное расстройство успешно компенсируется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diz.orfograf.147.5 КБ

Предварительный просмотр:

       В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

      В настоящее время в большинстве научных работ дизорфография рассматривается как языковое расстройство, как нарушение, связанное с недоразвитием у детей символической деятельности, процессов кодирования и декодирования, языковой способности. Р. И. Лалаева и И. В. Прищепова определили симптоматику данной патологии. Они выявили, что она носит  устойчивый характер, так как  значительная часть учащихся с дизорфографией имеет речевые нарушения, обусловленные чаще всего общим недоразвитием речи или фонетико-фонематическим недоразвитием.

    Л. Г. Парамонова, анализируя уровень владения орфографическими навыками у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), отмечает, что дети с ОНР могут добросовестно выучить правила, но не имеют реальной возможности применить их на практике. Дети, не владеющие морфологическим анализом слов, оказываются не в состоянии усвоить правописание приставок и предлогов, так как не умеют выделить их в речевом потоке и отличить друг от друга. Дети с ОНР, по мнению автора, имеют бедный словарный запас, недостаточно точно понимают значения слов, не улавливают смысловой связи между родственными словами. Этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо выученных учащимися правил. Учащиеся с  ОНР не владеют грамматическими нормами языка. Для таких детей характерны многочисленные ошибки в окончаниях слов, что свидетельствует о неумении согласовывать слова между собой .

Чаще всего  дизорфография у детей с ОНР 4 уровня сочетается со смешанной дисграфией, ведущим компонентом которой является нарушение языкового анализа и синтеза,  грамматического строя речи и зрительно-пространственных представлений. Школьники с ОНР не усваивают  специальную терминологию (звук, слог, слово и т.д.), забывают название частей речи, не умеют ставить вопросы к словам, не могут определить род и число имен существительных, не усваивают категории склонения имен существительных и спряжений глаголов. Все это свидетельствует о том, что дети не могут усвоить понятий, предполагающих достаточно высокий уровень развития процессов абстракции и обобщения.

       В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
— общее недоразвитие речи (ОНР);
— фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
— дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
— различную неврологическую симптоматику( минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
— пренатальную и постнатальную патологию.
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение, отмечается:
1)снижение слухоречевой памяти;
2) нарушение буквенного гнозиса;
3) нарушение динамического праксиса руки;
4) затруднено восприятие ритмической структуры слова;
5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;
6) нарушение лексико-грамматического строя речи.
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих,  по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). Максимальное проявления данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объем  учебного материала по русскому языку.

Обучение орфографии- сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, несмотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:

  1. Найти орфограмму в слове и определить ее тип- это умение называется «орфографическая зоркость». Чтобы найти орфограмму, надо знать ее отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы «Безударная гласная в корне слова».
  2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма . Например, «Правописание безударных окончаний прилагательных». Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
  3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. (Приложение)

В зависимости от того, на каком этапе школьник испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом.

Процесс формирования орфографических навыков представляет собой сложный речемыслительный процесс, требующий достаточного уровня развития мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений.

Дети с девиантным поведением имеют характерные особенности эмоциональной и волевой сфер. Это проявляется в виде: повышенной тревожности, дефектности ценностной системы ( особенно в области целей и смысла жизни ), импульсивности, агрессии, раздражения, вспыльчивости, конфликтности. Такое отклоняющееся поведение подростков отличается высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью его повторения.

Кроме отклонений в эмоционально-волевой сфере, у таких подростков имеются проблемы в обучении. Причинами этому могут быть как педагогическая запущенность со стороны родителей и учителей, пропуски занятий по уважительной причине и без нее, так и особенности умственного развития. У многих детей наблюдаются следующие трудности: -- отсутствует мотивация к обучению, нет интереса к своему будущему.

- нарушение произношения, бедный словарь.

-узость знаний и представлений об окружающем мире.

-несформированность пространственно-временных представлений , не сформированы в достаточной степени зрительно-двигательные координации.

-нарушение познавательных процессов: внимания, запоминания, концентрации, словесно-логического, абстрактного и ассоциативного мышления, с трудом могут сосредоточиться на предмете или деятельности, заторможены или гиперактивны и т.д.

-мысленных процессов: анализ, синтез, сравнений, обобщение, классификация  (выделение главного и общего).

-испытывают трудности письменной речи ( многие дети к 8 классу с трудом читают и медленно пишут, делают огромное количество ошибок).

-восприятие слабодифференцируемо, незначительно нарушена целостность восприятия.

-мед. факторы: соматическая ослабленность.

-понимают инструкцию только после разъяснения, осуществляют частичный перенос на аналогичные задания, затруднена автоматизация навыков.

Все выше перечисленное затрудняет общение девиантников с окружающими и создает значительные сложности в процессе их обучения и воспитании. Кроме того, все эти факторы ведут к снижению работоспособности и обучаемости в целом, а следовательно к школьной неуспеваемости и дезадаптации.

В силу этих причин у детей с дизорфографией не сформирована или не развита в полной мере орфографическая зоркость, суть которой состоит в умении обнаружить орфограмму и соотнести ее с нужным орфографическим правилом. Ученик просто не видит место в слове, где нужно применить правило.

Орфографическая зоркость является одним из важнейших условий формирования полноценного орфографического навыка наряду с такими условиями, как развитый фонематический слух,  наличие достаточного  количества тренировочных упражнений, умение осуществлять самоконтроль. Следовательно, необходимо формировать у детей с нарушениями речи навык самоконтроля и развивать орфографическую зоркость, чему способствует фонематический подход к обучению орфографии. Учащиеся должны ориентироваться в сильных и слабых позициях гласных и согласных звуков, уметь ставить сомнительный звук в сильную позицию. Звук (фонема) в сильной позиции отражается буквой на письме. На первом месте по трудности усвоения детьми с дизорфографией стоят написания, основанные на применении фонематического (морфологического) принципа орфографии.  Это безударные гласные в корне, проверяемые ударением, непроизносимые согласные, двойные согласные в простейших словах, парные по звонкости/глухости согласные и др. В правилах такого типа, основанных на морфологическом (фонематическом) принципе, чаще всего рекомендуется прием, с помощью которого можно решить орфографическую задачу. Выполняя операции, которые диктует правило, учащиеся вынуждены действовать сразу в нескольких направлениях: найти родственное слово путем выбора его из цепочки родственных слов; произнести проверочное слово, выделив искомый звук; правильно обозначить его буквой в проверяемом слове. Отсутствие конкретных указаний в правиле, длинная схема действий, выполняемых школьниками согласно его рекомендациям, ограниченность гнезда родственных слов в лексике детей – все это не позволяет до конца сформировать навык применения правила, основанного на фонематическом (морфологическом) принципе.

Методика коррекции дизорфографии, по мнению И. В. Прищеповой, включает в себя формирование у младших школьников с ОНР различных звеньев функциональной речевой системы, их взаимосвязь и взаимодействие:  развитие языкового анализа, синтеза представлений, коррекция нарушений письменной речи, а также  обогащение и развитие лексики, работа над связной речью .

Обучение орфографии должно опираться на общедидактические основы, учитывать психофизиологические закономерности усвоения принципов орфографии. Это должно найти отражение в последовательности предъявления правил и системы грамматико-орфографических заданий. Немаловажным представляется введение алгоритмизации при изучении орфографических правил. Приемами  обучения орфографии детей с ОНР является обведение в тетради орфограммы цветным карандашом, использование таблицы родственных слов, орфографическое проговаривание слов, зрительные диктанты, списывание,  письмо по памяти и др. Необходима также работа на умение выделять в тексте слова на изучаемое правило, причем текст должен содержать не только изучаемую орфограмму, но и ранее изученные. Все это способствует развитию орфографической зоркости и умению осуществлять самоконтроль. Совершенствование правописных навыков у детей с дизорфографией, осложненной дисграфией, – это длительный процесс, требующий достаточного количества тренировочных упражнений при существующем дефиците учебного времени. Значит нужно и можно организовать орфографическую работу более рационально, то есть с учетом личности обучаемого, его индивидуально-психологических особенностей,  его речевых нарушений, а все методические решения должны как бы «преломляться» через призму личности обучаемого.

В результате кропотливой работы с учащимися по разработанному мною дидактическому материалу и наглядному пособию, пришла к следующим положительным результатам:

  1. у учащихся формируются пространственно – временные представления;
  2. происходит закрепление навыков употребления предлогов в соответствии с их значением;
  3. расширяется словарный запас;
  4. формируются навыки чтения и фонематические процессы;
  5. уменьшается объём дисграфических ошибок.

В результате совместной работы по схеме учитель – ученик, ученик – ученик у ребят  формируются следующие умения и навыки:

-  умеют ориентироваться в учебной ситуации (понимают инструкцию);

-  участвуют в работе в паре, в малой группе;

-  стараются переключать внимание при смене видов работы;

-  ответственно относятся  результатам своей учебной работы;

  1. осознают сильные и слабые стороны себя как ученика.

Я считаю, что подобранный и разработанный мною дидактический и наглядный материал могут также использовать в своей работе:

  1. учителя – предметники и воспитатели (при работе по развитию пространственных ориентировок, при работе с предлогами, пространственного значения можно использовать задания и упражнения);
  2.  библиотекарь (дидактические игры);

За 1,5 года работы я пришла к выводу, что эта работа необходима и её нужно расширять и углублять, так как она даёт эффективный результат.

         

Схемы предлогов.

В (доме) – где?               На (столе)                           Под (стулом)

Над (столом)                   Из (дома)                           В (дом) – куда?

                                                 

                                                   

                                                                                                   

Через (забор)                  По (полю)                          От (стены)

                                         Вдоль (забора)

                                                                                                       

                                                                                                         

До (двери)                       Перед, у, возле,                 За (за домом –где?

                                                около                           За дом – куда?)

     

               К (лесу)                       Из – под                         Из - за

2. Расположить предлоги в две группы:

а)Обозначающие место и отвечающие на вопрос где? (в схемах обозначены точкой);

б)Обозначающие направление, отвечающие на вопрос куда? Откуда? (обозначены стрелой).

Работа проводится сначала на схемах с подписями, затем – без подписей.

3. Отобрать схемы предлогов, близких по значению.

    Составить с ними словосочетания.

4. Сгруппировать попарно предлоги, противоположные по значению:

- сначала из тех, что обозначают место,

- затем из тех, что обозначают направление.

  1. Составить с ними словосочетания.

Образец:         1. В – НА                                  2. В – ИЗ

                             НАД – ПОД                             НА – С (СО)

5. Отобрать предлоги, годные для обозначения

как места, так и направления. Включить их в словосочетания.

Например: Идти (куда?) – в лес.

                   Найти (где?) – в лесу.

6. Списать, вставить вместо галочек предлоги. На полях тетради начертить схемы.

         Дети идут V школу. Они строятся парами V дверью класса.

Днём ученики выходят V школы. V школой большой сад. Ветер V морю

гуляет. Река вышла V берегов. Тропинка шла V поле. V грядке зеленеет лук.

V конуре сидит пёс. V норе маленькие лисята. Лошадь шла V дороге.

7. Списать текст, объяснив раздельное написание предлогов с существительными.

    Мы с младшим братом любим родить в лесу. Рано утром мы отправились в дальний лес. В этом лесу много ягод. Ягоды мы собираем в маленькое ведёрко, а грибы – в плетёную корзину. Шишки кидаем в мешок. У лесного ручья мы с братом отдыхаем. Приятно в жаркий день попить прохладной воды из ручья.

8. Правда или нет?

  1. Дед в печи, дрова на печи.
  2. На столе сапожки, под столом лепёшки.
  3. Овечки в речке, караси у речки.
  4. Под столом портрет, над столом табурет.

9. Вставить предлоги, обозначив на полях их схемы.

Лодка плыла V озеру. Птенец выпал V гнезда. Самолёт летит V морем. V театром собралась толпа. Картину повесили V диваном. Щенок спрятался V крыльцом. Дорожка вела V лес. Вечером мы добрались V города. Лестницу прислонили V стене. Туфли стоят V кроватью. Поезд отошёл V станции. Машина стоит V подъезда. Пуговица оторвалась V пальто. Трактор идёт V целине.

10. Списать, изменяя данные в скобках существительные, соответственно вопросам КУДА? (НА ЧТО? ВО ЧТО?) и ГДЕ? (В ЧЁМ?)

Дочка поставила чашки на стол. Чашки стоят на столе. Мама повесила платье V (шкаф). Платье висит V … Мы повесили карту V (стена). Карта  висит V … Бабушка положила виноград V (ваза). Виноград лежит V …

Я кладу зонт V (скамья). Зонт лежит V … Котят положили V (ящик). Котята сидят V … Я высыпал картофель V (корзина).

Картофель лежит V …

11.Прослушать загадку:

Дом открыт со всех сторон.                     Над колоннами – шатры,

В доме – тысячи колонн.                          под колоннами – ковры.

                              Тут живут и на коврах,

                              И в колоннах, и в шатрах. (Лес)

(В. Фетисов)

 Пересказать тест своими словами, используя предлоги.

Назвать жителей разных «этажей» леса.

12.Графический диктант.

Цель: проверить навык раздельного написания предлогов с существительными.

Образец: Птица жила у нас в комнате, в клетке.

                ____    ___    V  __   V  ____     V ___          

          Ласточки  с юга вернулись на север. В углу за шкафом жил щенок.

Пчёлы летают с яблони на яблоню. В селе за рекою потух огонёк. У входа в дом стоял сторож с фонарём. В лесу под деревьями лежит снег. Мы с отцом решили выйти из дома на рассвете. На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

13.Составить словосочетания, выбирая подходящий предлог.

С, ИЗ

Приехал … Москвы, … Украины, … Литвы, … Кавказа, … Казахстана,

… Алтая, …  Узбекистана, … Урала, … Сибири.

В, НА

Работать … школе, … музее, …почте, … библиотеке, … фабрике,

… заводе, … магазине, …театре, … стройке.

ИЗ, С (СО)

Упал … дерева, … дупла, … кармана, … ветки, … гнезда, … окна,

… крыши, … стола, … крыльца, …стула, …ступеньки.

Вернулся … школы, …магазина, … завода, … театра, … вокзала,

…окраина,… улицы, … переулка, … площади.

14. Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча (назови противоположный предлог).

Образец: В школу – из школы, в сумку – из сумки.

Над окном – под окном, над диваном - … … .

К двери – от двери, к дому - … … .

Перед уроком – после урока, перед боем - … …  .

До города – от города, до поворота - … …  .

Перед машиной – за машиной, перед воротами - … …  .

  1. Прослушать и обсудить стихотворение

К. И. Чуковского «Федорино горе» (текст в сокращении).

При повторном чтении закрепить навыки распознания предлогов в тексте на слух, опираясь на следующую таблицу:

ГДЕ?

КУДА? ОТКУДА?

В процессе повторного слушания отдельных фрагментов дети располагаются в соответствующие колонки:

А) карточки с предлогами;

Б) схемы предлогов.

Федорино горе.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

        За лопатою метла

        Вдоль по улице пошла.

                         Топоры – то, топоры.

                          Так и сыплются с горы.

                                           Вот и чайник за кофейником бежит,

                                            тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут, покрякивают,

через лужи, через лужи перескакивают.

                                          Из окошка вывалился стол

                                          и пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,

как на лошади верхом,

самоварище сидит

и товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:

«Бу – бу – бу! Бу – бу – бу!»

А за ним вдоль забора

скачет бабушка Федора:

«Ой – ой – ой! Ой – ой – ой!»

Воротитеся домой!

Вам ли бегать за воротами

с воробьями желторотыми?

                       Вы в канаву упадёте,

                       вы утонете в болоте.

                       Не хотите, погодите,

                       воротитеся домой!

Но тарелки вьются, вьются,

А Федоре не даются:

«Лучше в поле пропадём,

а к Федоре не пойдём!»

                         Но блюдо сказало: «Гляди,

                          Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора

Идёт – ковыляет Федора.

                          Но чудо случилося с ней:

                          стала Федора добрей.

                          Тихо за ними идёт

                           И тихую песню поёт:

«Вы подите – ка, немытые, домой!

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

окачу вас кипяточком,

и вы будете опять,

словно солнышко, сиять!»

Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

рады мы тебя простить!»

Полетели, зазвенели

да к Федоре прямо в печь!

Стали жарить, стали печь,

будут, будут у Федоры и блины, и пироги!

        А на белой табуреточке,

        Да на вышитой салфеточке

        Самовар стоит,

        Словно жар горит.

        И пыхтит, и на бабу поглядывает:

        «Я Федорушку прощаю

        сладким чаем угощаю.

        Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

  1. Прослушав повторно последнюю строфу (выделенные строки),
  2. Перечислить указанные предметы в направлении сверху вниз.

                                      Предлоги и приставки.

  1. Прочитать стихотворение. Проследить соотношение предлогов и глагольных приставок. Обратить внимание на слитное и раздельное написание. Вспомнить, что перед глаголами не бывает предлогов:

                                  А потом ты покатился

                                  и назад не воротился.

                                  Покатился в огород,

                                  докатился до ворот,

                                  подкатился под ворота,

                                  добежал до поворота….

                                                             (С. Маршак)

  1. Записать словосочетания из слов обеих колонок. Обратить внимание на то, что с данными предлогами соотносятся определённые глагольные приставки:

               доехал                                          ручья

               дошёл                                           сучка

               долез                       до                  двери

               добежал                                       остановки

               долетел                                         гнезда

побежал                                 воде

пополз                                  мостовой

побродил            по              снегу

поплыл                                 полю

пошёл                                    лужам

перепрыгнуть                                     речку

перейти                                                верёвку

перескочить                 через               мост

переехать                                             лужу

переплыть                                           дорогу

перешагнуть                                       канаву  

пробежать                                           столом

пролезть                                               дождём

проехать                       под                  окном

прорыть                                               пулями

проскочить                                           землёй

пройти                                                  мостом  

  1. Прослушать стихотворение. Найти каламбуры, указав предлоги и приставки. Определить, какой части речи эти слова принадлежат:

       … Я влез однажды на подводу           Решили лисы кролика запечь,

 и с неё нырнул под воду.                     А кролик из духовки прыг за печь.

… Зависело б от мыла -                      Сугробы снега вьюги намели,

Веснушки я б отмыла.                           И грузовик, как баржа на мели…

                                                                           (Я. Козловский)

4. Исправить ошибки в выделенных словах, подобрать подходящую по значению приставку.

        Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это дерево.

Комар прилетел в комнату. Собака повела мальчика из леса. Наш дом выделяется от соседних небольшим ручьём. Надо расписаться под заявлением.

                                  Дифференциация приставок и предлогов.

1.Задание

Спиши словосочетания. Выдели приставки и предлоги.

Придумай предложения с этими словосочетаниями.

Наступила на ногу                вполз в ущелье

Наткнулся на кочку                влезла в норку

Налетела на куст                влетела в окно

Накрошил на стол                вдела в иголку

2.Задание

Спиши словосочетания. Вставь подходящий по смыслу предлог.

Забежал … угол, вбежал … школу, наступил … палку, отрезал … куска, сняла … верёвки, стёрла … мебели, побежал … дороге, отскочил … двери, написал … листке.

3.Задание

Спиши словосочетания. Вставь подходящую по смыслу приставку. Обозначь её.

… летела в окно, …дела в иголку, …сорил на полу, …стегнул от пояса, …кусил от конфеты, …нёс в комнату, …няла с плиты, …плыл от берега, …махнулся от мухи.

4.Задание

Спиши словосочетания. Правильно напиши предлоги и приставки.

            (за) цепилась (за) ветку                (от) плыл (от) берега

        (за) катился (за ) шкаф                (от) вязал (от) забора

        (за) бежал  (за) дерево                (от) резал (от) куска

(за) шёл (за) товарищем                (от) бежал (от) дерева                

(за) сунул (за) пазуху                (от) ломил (от) булки

5.Задание

 Спиши словосочетания. Правильно напиши предлоги и приставки.

Придумай предложения с этими словосочетаниями.

            (к) дому (под) бежал                (раз) ложил (на) столе

        (с) пустился (к) реке                        (в) лес (по) шёл

        (по) ложил (на) стол                        (с) прятался (за) кустик

        (от) радости (за) плакал                (у) бежал (от) волка

6.Задание

Спишите предложения. Правильно пишите приставки и предлоги.

…ступила зима. Кругом …мело сугробы. Кусты …крылись пушистым одеялом. …деревьях снеговые шапки.

…шла весна. …текли ручейки. …деревьях …бухают почки. Скоро вернутся …лётные птицы.        

7.Задание

Прочитай словосочетания. Вставь между предлогом и словом, к которому он относится, слово, обозначающее признак предмета. Запиши получившиеся словосочетания. Подчеркни предлоги.

Спрятался под навес, подкрался к норке, подлез под машину, сидели под деревом, приколола к платью, искупались в реке, пролетел над лесом, прочитала в книге, подошла к дому.

8.Задание

Прочитай предложения. Найди предлог и слово с приставкой. Спиши предложения. Обозначь приставки, подчеркни предлоги.

        На скатерти были пятна. Лена наклеила марку на конверт. Над крышей вились голуби. Наступили тёплые дни. Вова нарисовал клоуна. За рекой виднелся лес. Ивы склонились над рекой. Синичка влетела в клетку. Из трубы вился дым.

9.Задание

Прочитай предложения. Найди допущенные ошибки. Исправь их. Докажи правильность своего исправления. Запиши предложения правильно.

Высоко вгоры в полз уж. Папа внёс в комнату корзину сяблоками. Уж выполз изклетки и по полз по дому. Ласточка за цепилась за край стола. Коля бежал засобакой, собака бежала за кошкой. Ребята шли поузенькой тропинке. Осень на ступила, высохли цветы. Ёлочка на рядная в комнате стоит.

10.Задание

Спиши. Рядом напиши словосочетания по образцу.

Нагрудный значок – значок на груди.

Нарукавная повязка - … , настенный календарь - … ,

заработная плата - … , довоенные годы - .. , подводные камни - … , предрассветный час - … , заречная сторона - …  подземный переход - … , пришкольный сад - … , загородная поездка - … .

11.Задание

Спиши, правильно употребляя приставки и предлоги.

        (До) води дело (до) конца. Цветы (под) резали (под) корень. Тропинка (с) пускалась (с) горы. Ленту (в) плели (в) косу. Лодка (от) плыла (от) берега. Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса.

12.Задание

Составь и запиши словосочетания, правильно употребив предлог.

            Добрести (до, в)  город                выехали (из, с)  село

        Зацепился (за, о)   скатерть                выполз (от, из) нора

        Вцепился (за, в) рука                взобрался (в, на) гора

Безударные    гласные  корня, проверяемые ударением.

                                                    Алгоритм проверки:

  1. Прочитать словосочетание
  2. Обозначить корень в слове
  3. Выделить голосом при чтении ударную гласную в корне слово; обозначить ударение  при помощи знака ударения
  4. Подчеркнуть безударную гласную в корне слова
  5. Подобрать проверочное слово и записать его в скобках
  6. Обозначить корень слова
  7. Выделить голосом при чтении ударную гласную, обозначить ударение при помощи знака ударения
  8. Выяснить местонахождение ударной гласной (является ли слово проверочным)
  9. Провести стрелочки от гласной ударной в проверочном слове к безударной гласной в проверяемом слове.

Например:

Тёплая водичка (воды).

Ищем случайные ошибки

Памятка.

Проверь свою работу.

(первая проверка).

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  1. Не пропустил ли ты букву?
  2. Не добавил ли лишнюю букву?
  3. Не написал ли вместо одной буквы другую?
  4. Правильно ли ты изобразил каждую букву?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

                                                   

                                                   Ищем орфографические ошибки

Памятка.

Проверь свою работу

(вторая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  1. Не словарное ли это слово?
  2. Есть ли в слове орфограммы? Какие?
  3. Обозначь опасные места.
  4. Где возможно, подбери проверочные слова.

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

                                                  Проверка предложений

Памятка

(Третья проверка)

Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:

  1. Не пропустил ли ты слово?
  2. Не написал ли лишнее слово?
  3. Как написаны предлоги и союзы?
  4. Правильно ли слова связаны друг с другом?

(проверь окончания).

  1. Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
  2. Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

Если в твоей работе нет больше таких ошибок, ты – молодец!

Классификатор ошибок                                                                    Приложение 1

      Типы ошибок

Виды ошибок

Примеры

Логопедическое заключение

1.Звуко – буквенные

ошибки

(звуковой анализ)

Замены согласных

Замены гласных

Пропуски гласных

Пропуски согласных

Пропуски слогов, частей слов

2.Ошибки языкового анализа и синтеза

Перестановки слогов, букв

Добавления букв и слогов

Раздельное написание частей слова

Слитное написание слов

3.Лексико – граммати-

ческие ошибки

Нарушение формы

согласования

Замены слов по ситуативной близости

Пропуски слов

Слитное написание слов с предлогами

4.Графические

Замены букв по пространственному сходству:

 б-д, и-у

По кол-ву элементов

Зеркальное написание букв

5.Орфографические

Большая буква в начале предложения, в именах, кличках животных…

Двойные согласные

Ударные и безударн.гл.

Парные звонкие и гл. согл.

Правописание:

жи, ши, ча, ща, чу, щу,

ЧК, ЧН

6.Написание мягкого знака

В конце слова

В середине слова

В окончании слова

Правописание мягких согласных

Искажение слова

                    Классификация дисграфических ошибок:

Пункты 1, 2, 6 –ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия.

Пункт 3 – ошибки, обусловленные несформированностью лексико –грамматической стороны речи.

Пункт 4 - ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия.

Пункт 5 - ошибки, обусловленные неспособностью усвоить большой объём учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии.

Список, используемой литературы

*Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская «Логопедические игры и задания», Издательство КАРО, СПб, 2008

*О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи» под ред. О.В. Защиринской. Издательство РЕЧЬ, СПб, 2006

*Журнал Школьный логопед № 1(32), 2010. Статья Азовой О.И. «Направления и методы логопедической работы по устранению дизорфографии », с.39.

*Журнал Школьный логопед № 1(36), 2011. Статья Сушляковой И.Г. «Обучение детей с нарушениями письменной речи в условиях образовательной школы », с.34.

*В.Н. Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы» Аквариум, Дом печати-ВЯТКА, 2005

*О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко «Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки». Издательство КАРО, Санкт-Петенрбург, 2008

*Коррекция нарушений письменной речи, под редакцией Н.Н. Яковлевой. Издательство КАРО, СПб, 2009

*Карягина Н.Н., Перепелицина Е.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников. Волгоград, Учитель, 2009.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., Владос, 2001.

*Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова «Современный логопедический урок. Опыт работы» издательство УЧИТЕЛЬ, Волгоград, 2010

*Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс). Издательство КАРО, СПб, 2008

*Е.В. Мазанова «Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы», Москва, 2009

*Е.В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов» Издательство Гном и Д, Москва, 2010

*Е.В. Мазанова «Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов» Издательство Гном и Д, Москва, 2010

*Е.В. Мазанова «Коррекция  дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов» Издательство Гном и Д, Москва, 2009

*Т.Г. Никуленко «Коррекционная педагогика», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006

*М.А. Поваляева «Настольная книга логопеда», АСТРЕЛЬ, Полиграфиздат, Москва, 2009

* Поваляева М.А. «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования», ФЕНИКС, Ростов- на- Дону, 2006

* Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога. Под ред. Л.М.Шипицыной, Москва, Владос, 2003

* Т.А. Фотекова «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Методическое пособие, АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2006

*О.Н. Яворская «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет», Издательство КАРО, СПб, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку                  ...

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов

Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"

Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.  Начиная со 2 класса, в письменных работах н...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция дизорфографии у учащихся младших классов»

За последние годы возросло количество детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении, освоении начальной основной общеобразовательной программы. Своевременное оказание логопедиче...

Предупреждение и коррекция дизорфографии у учащихся 2-5 классов

Формирование орфографических навыков у учащихся 2 – 5 классов, способствуя усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5-8 классов

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда с учащимся 5-8 классов по коррекции нарушений письменной речи....