Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"
методическая разработка (9 класс) по теме

Разработка предназначена для учителей русского языка коррекционных школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine__i.i.levitana.docx146.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине  И.И. Левитана

«Золотая осень»

(9 класс)

Цели: продолжить знакомство с творчеством И. Левитана; познакомить с картиной «Золотая осень»;  развивать связную речь; способствовать воспитанию интереса к произведениям живописи и воспитанию добрых чувств к природе.

Оборудование: портрет художника, репродукция картины И. Левитана, музыка Чайковского из цикла «Времена года».

И.И. Левитан. «Золотая осень»

Х О Д   У Р О К А

I. Оргмомент.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Какое время года наступило?

- Почему осень называют «золотой»? Нравится ли вам эта пора?

- Вспомним стихотворение А.С. Пушкина об осени.

Учащиеся читают «Унылая пора! Очей очарованье!..»

- Как Пушкин относился к осени, докажите.

- Сегодня мы познакомимся с картиной И.И. Левитана.

- Какие картины художника вам известны?

Рассказ о жизни художника.

(портрет)

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в небольшом литовском городке Кибартай, в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений, унижения, гонений. Он старался никогда не вспоминать об этом.

В 12 лет он поступил в Московское училище живописи. Не имея денег на то, чтобы снять комнату, нередко оставался ночевать в пустых классах училища, прячась от сторожей Часто его обед и ужин состояли из булки и стакана чая.

В училище и во время летних каникул Левитан работал много, упорно, хотя все давалось ему легко, и вскоре его работы стали привлекать внимание всей школы. Учителями его были А.К. Саврасов и В.Д. Поленов.

В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то заветное, сокровенное.

Около  тысячи неповторимых произведений создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. Он спешил жить и работать, писал картины страстно и увлеченно.

В расцвете творческих сил Левитан вынужден был писать картины левой рукой, т.к. правая начала усыхать, но писанное левой рукой было так же прекрасно, как и предыдущие полотна, написанные правой рукой.

2. Молчаливое рассматривание картины «Золотая осень».

Музыка П.И. Чайковского «Времена года».

3. Беседа по содержанию картины.

- Как бы вы назвали эту картину?

- Какое возникает настроение, когда смотришь на картину?

- Что художник изобразил на картине?

Художник изобразил осенний день.

Трава уже не сочно-зеленая, а с желтизной.

Главные туту березки, они и в самом деле «золотые».

В реке отражается небо. Вода в ней уже темная. В такой речке не хочется искупаться.

На дальнем плане видны дома и зеленое поле.

- Как вы догадались, что день солнечный?

Тень падает от деревьев и кусты отражаются в воде.

Было бы приятно побродить в это время в березовом лесу.

- Вы правы, ребята. Дивно у Левитана изображение золотой осени, той поря, когда «весь день стоит как бы хрустальный».

Радостное восприятие жизни звучит в его «Золотой осени». Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная  синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, придет зима. И радостная уверенность, что весной снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна.

А пока – золотая осень и стихи Тютчева:

                                Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

                                Но далеко еще до первых зимних бурь.

                                И льется чистая и темная лазурь

                                На отдыхающее поле.

4. Составление плана.

ПЛАН

        1. Вступление.         И. Левитан – певец природы.

        2. Основная часть.

                Праздник золота и синевы.

                Речка.

                Березовая роща.

                Побуревшая трава.

                Бескрайние дали полей.

                Деревня на высоком пригорке.

                Небо.

        3. Заключение. Чувства, которые вызывает картина.

5. Словарно-лексическая и орфографическая  работа.        

Пейзаж, погожий день, темно-синяя, багряно-золотые, красно-бронзовые; озимые; нежно-голубое; бодрящий воздух; певец природы.

6. Устный рассказ по плану.

Примерный рассказ.

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…» (А.С. Пушкин)

Художник Левитан – певец природы. Он понимал разговор воды и деревьев, слышал, как трава растет. Его картины  наполнены чувством любви к природе родного края.

Перед нами картина «Золотая осень». Это пейзаж ясного погожего осеннего дня. Солнечные лучи ярко освещают природу.

Справа изображена речка, убегающая вдаль. Вода в реке темно-синяя, холодная, а вдали голубая. Одиноко стоящая золотая березка определяет поворот реки.

Слева, на высоком берегу реки, небольшая березовая рощица. Молодые березки сплошь покрыты золотистой листвой. Белеют их тонкие стволы. Трава уже побурела, она тоже кажется золотой.

Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.

На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и темные. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.

И над всем этим высокое, прозрачное нежно-голубое небо. По нему плывут розоватые легкие облака, они отражаются в синеве реки.

Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет темных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. «Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.

7. Написание сочинения.

Индивидуальная работа со слабыми учениками. 

Дать образец начала (вступление) и конца (заключение) сочинения.

III.  Подведение итогов урока.

- По какой картине писали сочинение?

- Какие чувства вызывает это полотно Левитана?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И,И. Левитана " Золотая осень"

познакомить учащихся с речеведческими понятиями на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подгогтовке к сочинению по картине.Умение писать сочинение...

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...

Сочинение-описание по картине Исаака Левитана "Золотая осень"

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-описанию по картине Исаака Левитана "Золотая осень."Цели и задачи урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Левитана «Золо...

Сочинение по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники"

Цель:Воспроизвести в памяти восмиклассников основную мысль картины И.И. Левитана "Золотая осень";Сопоставить картины "Золотая осень" и "Осенний день. Сокольники". Установить, в чем сходство и в чем ра...

Сочинение по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники"

Цель:Воспроизвести в памяти восмиклассников основную мысль картины И.И. Левитана "Золотая осень";Сопоставить картины "Золотая осень" и "Осенний день. Сокольники". Установить, в чем сходство и в чем ра...

Урок русского языка в 6 классе. Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».

Урок русского языка  в 6 классе.Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».Цель: формировать и совершенствовать навыки и умения учащихся создавать текст по картинке, вводя в сочинение...