Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Давидовская Елена Валерьевна

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_levitana.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

1. Давидовская Елена Валерьевна

2. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Малета Петровск–Забайкальского района Забайкальского края»

3. Должность: учитель

4. Предмет: русский язык и литература

5. Класс:5

6.Тема: «Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"»

7. Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. Часть 1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина

8.Цель урока: написание сочинения  по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

9. Задачи: 

  1. обучающие: совершенствовать умение учащихся описывать произведение пейзажной живописи;
  2. развивающие: развивать способность точного употребления слов в устной и письменной  речи;
  3. воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи, любовь к родной природе.

10.Тип урока: урок развития речи

11.Формы работы: индивидуальные и групповые (словарная работа,  творческая работа в группах, самостоятельная работа)

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор,  репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»; музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года», стихи русских поэтов об осени (А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!...», И. Бунин «Лес, точно терем расписной…», А. Плещеев «Осень наступила…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

Ход урока

1.Формулировка цели урока самими учащимися:

- Ребята,  попробуйте, зная тему нашего урока, сформулировать его цель.

- Для чего мы так часто с вами пишем сочинения по картинам известных художников?

 2.Слово о художнике

- А что вам известно о художнике Исааке Ильиче Левитане?

(Исаак Ильич Левитан жил в конце прошлого века (1860-1900г.г.) Художник рано остался сиротой. Его детство было очень безрадостным, потому он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал там, так как не имел своего угла. И.И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К своей творческой работе относился очень строго. 
Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам всё разноцветие родной природы)
.

Работа в группах:

А теперь дополним эту информацию, поработав с учебником

- Прочитайте текст упражнения 417, определите его тему, идею, подберите заголовок.

(Этот текст раскрывает секрет притягательности живописных полотен И.И. Левитана, тема его – «Сила художника». Автор текста пытается передать читателю мысль о том, что сила Левитана заключается в способности открывать для зрителя красоту самых обыкновенных уголков природы, учить любоваться пейзажами, которые неразрывно связаны  для нас с представлениями о России, и любить свою родину. Основная мысль текста наиболее полно выражена в последнем предложении первого абзаца. Возможный заголовок – «Сила художника».)

- Так какой же вывод можно сделать? Что нового вы узнали об И.И. Левитане?

 3. Описание картины И.И. Левитана «Золотая осень»

  1. Обсуждение названия картины и рассмотрение общего плана

-  Обратимся к самой известной картине И.И. Левитана «Золотая осень». Подумайте, почему картина так называется?

- Почему осень вдохновляет не только художников, но и поэтов, композиторов на создание своих произведений?  Прочитайте стихи известных русских  поэтов, которые перекликаются с этим названием. Какое из этих стихотворений больше подходит к данному пейзажу?

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца…

Алексей Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Константин Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

 -  Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, - тогда картина оживёт.

   Попробуйте «войти» в картину, почувствовать чистый,  прозрачный воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев, прощальное пение улетающих на юг птиц.

  Кратко опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в светлый осенний день на берегу маленькой речушки. Что вы увидели, что удивило, поразило вас? Что обрадовало или огорчило? Поможет вам полнее «войти» в картину музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня».

(Учащиеся работают самостоятельно на фоне музыки, затем обсуждают в группе  и  делятся своими мыслями с классом)

- А теперь поработайте с фрагментами сочинений пятиклассников по картине И.И. Левитана (фрагменты взяты из рабочей тетради по русскому языку// И. А.Бажанова, С.И. Львова). Обсудите в группе, какие фразы, предложения вам особенно понравились. Исправьте речевые ошибки.

1 группа:

Оказавшись в этой картине, ты услышишь шелест желтеющей листвы, крик улетающих на юг птиц, тихое журчание речки. Вода в реке стальная, по ней, словно маленькие парусники, плывут опавшие листья. Печально смотрятся в воду стройные берёзки. Пожелтела ещё зелёная недавно трава. Берёзовые рощи стоят, как колонны девушек-красавиц. Вдали виднеется пустынное поле. Небо чистое, лазурное, наполненное криком улетающих птиц.

 (Юля Белова)

2 группа:

 Много света и красок, много любви к природе, а через неё – к человеку – в картине Левитана. Нет человека, которому эти картины не напоминали бы о милых его сердцу уголках России. Вот и я, глядя на его «Золотую осень», представляю себе берег Линды, тишину, осеннюю раскраску берёз, синеву неба. И начинаешь понимать, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.                                         (Дима Шорин)

3 группа:

Для меня осень начинается с прогулки по золотисто-пурпурному лесу. Под ногами слышен шорох листьев, а на душе царит спокойствие. Такое же чувство охватывает меня, когда я смотрю на картину И.И.Левитана «Золотая осень».

На ней изображена небольшая речка медного цвета. На прибрежных полянках трава и кустарники похожи на разноцветные заплатки. Но главная прелесть картины – красавицы берёзки, которые водят хоровод вокруг речки.

 ( Таня Буханова)

 ( По окончании обсуждений слушаем представителей от групп с  небольшими рецензиями.)

  1. Описание деталей картины

 - Давайте снова обратимся к картине: внимательно вглядитесь в неё, опишите детали и сделайте вывод о мастерстве художника.

- Рассмотрите и опишите реку, изображённую на картине: воду, берега, прибрежные кусты.

- Расскажите, как на картине изображено осеннее небо.

- Опишите левый берег реки: берёзки и осинки, тени стволов, груды опавших листьев.

- Опишите берёзу, ивы, берёзовую рощицу, всходы озимых на заднем плане картины.

- Какой можно сделать вывод? ( На картинах Левитана каждая деталь важна. Из них складывается поэтический образ осени. Мы восхищаемся искусством художника проникать в мир природы и открывать нам красоту, которую мы часто не замечаем.)

4. Составление плана сочинения

 -А теперь в своих группах составьте свой вариант плана будущего сочинения и представьте всему классу. ( После чтения планов и обсуждения записываем план общий)

  1. И.И. Левитан – замечательный художник – пейзажист.
  2. Картина И.И. Левитана «Золотая осень!»

а) Общий план картины.

б) Деревья на картине Левитана: берёзки на первом плане, осинки, берёза у изгиба реки, ивы, золотая рощица.

в) Осенняя река. Небо.

г) Задний план картины: озимые поля, луга, деревья, сельские домики.

д) Колорит картины.

        3.   Впечатление, которое оставляет картина «Золотая осень». Мастерство художника.

5. Лексическая  работа

  1. Общее толкование значений специальных слов

- Вспомните, как называются картины с изображением природы? (пейзаж)

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении. 

- Подберите синонимы к словам:

художник – живописец, пейзажист, мастер кисти;

создаёт – пишет, изображает, творит;

картина – полотно, репродукция, шедевр.

Колорит- соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

Контраст (на картине) – резкая противоположность яркости (освещённости) предмета или его цвета по сравнению с окружающим его фоном.

Тёплые цвета (оттенки) – жёлтая и красная цветовая гамма.

Холодные цвета (оттенки) – зелёный, синий, фиолетовый, серый.

Работа в группах

  1. Подбор лексического материала

 а) Учащиеся составляют (при этом пользуются словариком эпитетов из 3 части учебника) и записывают словосочетания, объясняют орфограммы

б) Дополнительно консультанты в группах диктуют следующие словосочетания, идёт работа над орфограммами, значение незнакомых слов обучающиеся ищут в толковом словаре.

  Облитые золотом деревья, чистый и прозрачный воздух, осеннее убранство, пологие берега, озимые поля, ничем не примечательный пейзаж, удивительный поэтический образ, восхититься искусством художника, тёплое золото листвы, побуревшая трава, панорама озимых полей, праздничное сияние, горит на солнце, тихо ликуют, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы, осеннее увядание, праздник красок, пышное ликование, великолепие, золотое сияние ясного солнечного дня.

6. Устное сочинение в группе. (При этом учащиеся подбирают эпиграф к своему сочинению из ранее прочитанных стихотворений.)

 7. Прослушивание сочинений.

(одно из сочинений:                                          

                                                             Унылая пора - очей    очарованье…

                                                                                                А.С. Пушкин

    Перед нами полотно известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Он написал не только эту картину, но и огромное количество других, подобных ей. Ведь её автор – это один из самых знаменитых художников России. Своими пейзажами Исаак Ильич побуждает людей любить и беречь родную природу.

  На этом полотне он изобразил стройные золотые берёзки, стоящие на переднем плане. Рядом с ними почти облетевшие осинки. На противоположном берегу, у изгиба реки, тоскует одинокая берёзка, а за ней виднеются заросли зелёных ив.

    На фоне этого золотого пейзажа течёт небольшая речка с холодной прозрачной водой. В ней отражается голубое небо с лёгкими облаками.

   Вдали виднеются озимые поля, луга и небольшая деревенька. Художник использует зелёные, голубые, белые, коричневые, но больше золотые оттенки, чтобы подчеркнуть это удивительное время года.

   Эта картина навевает грусть и в то же время вызывает радость и гордость за родную землю. Ведь только в России можно увидеть такие удивительные уголки! )

8. Оценивание сочинений (учащиеся высказывают своё мнение, комментируют положительные моменты и недочёты)

9. Домашнее задание: написать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И,И. Левитана " Золотая осень"

познакомить учащихся с речеведческими понятиями на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подгогтовке к сочинению по картине.Умение писать сочинение...

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...

Сочинение-описание по картине Исаака Левитана "Золотая осень"

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-описанию по картине Исаака Левитана "Золотая осень."Цели и задачи урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Левитана «Золо...

Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Разработка предназначена для учителей русского языка коррекционных школ 8 вида....

Сочинение по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники"

Цель:Воспроизвести в памяти восмиклассников основную мысль картины И.И. Левитана "Золотая осень";Сопоставить картины "Золотая осень" и "Осенний день. Сокольники". Установить, в чем сходство и в чем ра...

Сочинение по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники"

Цель:Воспроизвести в памяти восмиклассников основную мысль картины И.И. Левитана "Золотая осень";Сопоставить картины "Золотая осень" и "Осенний день. Сокольники". Установить, в чем сходство и в чем ра...

Урок русского языка в 6 классе. Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».

Урок русского языка  в 6 классе.Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».Цель: формировать и совершенствовать навыки и умения учащихся создавать текст по картинке, вводя в сочинение...