Главные вкладки

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида
    материал на тему

    Турчанинова Гульнара Шевкетовна

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapisk1.doc103.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка.

                Рабочая программа  по математике для 5-9 классов разработана в

    соответствии с программами:

    - программа для специальных (коррекционных) образовательных

    учреждений VIII-вида  5-9 классов,  под редакцией И.М. Бгажноковой раздел

    математика М.Н. Перова, Б.Б. Горский, А.П. Антропов, М.Б. Ульянцевой  (М.

    Просвещение  2003г.)

    - программа для специальных (коррекционных) классов  VIII-вида под

    редакцией Воронковой программа 5-9 классов I-часть предмет математика  

    (Гуманитарный издательский центр «Владос»  2000г). Составлен раздел

    математика с учётом содержания учебных пособий для обучающихся 5-9 классов,

    а также с  учётом содержания учебных пособий  для обучающихся,  допущенных

    Министерством Образования Науки Российской Федерации. Приказом № 2885 от

    27.12.2011г.  «Об утверждении федеральным перечнем учебников,

    рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в

    образовательных учреждениях».

         1.  М.Н. Перова,  Г.М. Капустина учебник по математике 5 класса специальных

    (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (М. Просвещение2005г).

        2.   Г.М. Капустина, М.Н. Перова учебник по математике 6 класса специальных

    (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (М. Просвещение2005г).

        3.    Т.В. Алышева учебник по математике 7 класса специальных

    (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (М. Просвещение2005г).

        4.     В.В. Эк  учебник по математике 8 класса специальных (коррекционных)

    образовательных учреждений VIII вида  (М. Просвещение 2005г).

        5.    М.Н. Перова учебник по математике 9 класса специальных (коррекционных)

    образовательных учреждений VIII вида (М. Просвещение 2005г).

              Для составления программ использовались  методические пособия для

    учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

            1.   М.Н. Перова  «Методика преподавания математики в специальной

    (коррекционной) школе VIII вида».  (М. Гуманитарный издательский центр

    «Владос» 2001г)   в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

    обучающихся по педагогическим специальностям.

            2.   О.А. Бабина  «Изучение геометрического материала в 5-9 классах

    специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Пособие

    для учителя-дефектолога. М. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2005г.

            3.   В.В. Эк, М.Н. Перова «Обучение наглядной геометрии в вспомогательной школе». Пособие для учителя.  (М. Просвещение 1983г.).

     

    Обучение математики умственно отсталых  детей вызывает определенные трудности.

    1. У обучающихся наблюдается  крайне низкий уровень развития мышления.
    2. Снижена познавательная деятельность, проявляющаяся в непрочности запоминания учебного материала.
    3. Низкая концентрация внимания, низкий уровень анализа и синтеза.

    Поэтому на уроках математики в специальной  коррекционной школе  главным является :

    - коррекция дефектов  в интеллектуальном развитии обучающихся;

    - исправление недостатков в познавательной деятельности;

    - формирование навыков мыслительных действий (сравнение, обобщение, характеристика);

    Особенно эта черта ярко выражена у тех УО детей, которым свойственна быстрая утомляемость.

    Учащиеся специальной (коррекционной) школы испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необходимых для решения математических задач.

    Они склонны уподоблять один тип задач другому.

    УО дети часто опираются на случайные внешние признаки, не выделяя существенных признаков.

    Основной недостаток мышления УО детей – слабость обобщений – проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия.

    Они не редко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к чему эти правила можно применить. Поэтому изучение математики, грамматики – предметов , в наибольшей степени требующих усвоения правил,- представляет для УО детей наибольшую трудность.

    Мышлению учащихся специальной (коррекционной) школы свойственны другие особенности.

            Проведение учебных занятий  по математике на учебный год    

                                    предусмотрено программой в количестве:

    Класс

    Кол-во часов в неделю

    Кол-во часов в год

    5

    6

    198

    6

    5

    165

    7

    4

    132

    8

    3

    99

    9

    3

    99

             

                 

    Структура содержания учебного материала по классам представлена

    концентрически, т.е. постепенное усложнение учебного материала и расширение

    изучаемых тем с учетом нарушения в интеллектуальном развитии и особенностей

    психофизического состояния здоровья детей с ограниченными возможностями.

    Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII

    вида, можно определить следующие задачи в обучении математики.

       1.    формировать доступные обучающимся математические знания и умения,

              их  практического применения в повседневной жизни, в основных видах

              трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов.

       2.    корректировать недостатки познавательной деятельности и личностных

               качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на

               различных этапах обучения.

       3.     воспитывать у обучающихся социально одобряемые качества личности:

               самостоятельность, аккуратность, самоконтроль, трудолюбие, умения

               принимать решения.

        В 5 классе обучающиеся овладевают умениями устного счета в пределах 100

    и письменного выполнения арифметических действий в пределах 1000 с

    переходом через разряд (сложение, вычитание, умножение, деление), знакомятся

    с обыкновенными дробями, с округлением чисел, предусмотрено изучение

    свойств геометрических тел, вычисляют периметр. Изучают единицы измерения,

    их соотношения, выполняют преобразования, сложение и вычитание чисел,

    полученных при измерении. Учащиеся должны получить реальные представления

    о каждой единицы измерения, знать их последовательность от самой мелкой до

    самой крупной.

              В 6 классе предусмотрено ознакомление с устной и письменной нумерацией

    всех чисел от1000 до 1000000, с классом единиц, тысяч, миллионов, с разрядными

    единицами каждого класса. Обучающиеся  учатся производить сложение и

    вычитание 4,5,6значных чисел, умножение и деление 4,5значных чисел на

    однозначное число. Необходимость более раннего изучения чисел и  действий в

    пределах миллиона    обусловлена социальными и экономическими изменениями,

    происходящие в стране. Новая система научно доказана, что изучение чисел в

    пределах  миллиона открывает возможности более длительного закрепления и

    отработки наиболее сложных случаев вычислений, особенно деления на

    двузначное число в 7-9 классах.

             В связи с ограниченным использованием в жизни и профессиональной

    деятельности тема «Обыкновенные дроби» сокращена. Поэтому со сложением и

    вычитанием обыкновенных дробей и смешанных чисел обучающиеся знакомятся

    в 6 классе.

    При изучении дробей необходимо организовывать с учащимися большое число

    практических работ (геометрическими фигурами, предметами), результатом

    которых является получение дробей. Для решения примеров на сложение и

    вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

              В 7 классе начинается изучение десятичных дробей и должно носить,

    практическую направленность, учитывая требования трудового обучения.

    Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ десятичной

    системы счисления и соотношения единиц стоимости, длины, массы. При

    изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему

    мер, так как знание ее является основой для выражения чисел, полученных от

    измерения десятичной дробью. Обучающиеся учатся выполнять умножение и

    деление целых чисел, чисел полученных при измерении и десятичных дробей  на  

    двузначное число. Знакомятся с параллелограммом, ромбом с их свойствами,

     элементами, учатся чертить, находить периметр геометрических фигур.

             В 8 классе происходит формирование представлений о площади фигуры, а в

    9 классе об объёме. В результате выполнение разнообразных практических работ

    школьники получают представление об измерении площади плоских фигур, об

    измерении объёма прямоугольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объёма. Завершением работы является подведение учащихся к

    правилам вычисления площади, объёма прямоугольного параллелепипеда,

    происходит знакомство с формулами вычисления периметра, объёма,  площади.

             В 8 классе обучающиеся учатся умножать и делить обыкновенные дроби, и

    смешанные числа на однозначные, двузначные числа. Знакомятся с видами

    диаграмм, с нахождением площади круга, длины окружности по формулам.

    Знакомятся с понятием 1 градус, смежные углы, учатся пользоваться

    транспортиром, строить углы, треугольники с помощью транспортира,  

    определять виды  углов, находить сумму углов треугольников.

           В 9 классе происходит изучение процентов, изучение чего, опирается на

    знание десятичных дробей.

            В рабочей программе по каждому классу, по каждому разделу

    программы, чётко обозначены базовые математические представления, умения и

    навыки.

                        Распределение  содержания  учебного материала  по

                           теоретическому и практическому содержанию.

    Классы

    Теоретические занятия


                 Практические занятия

    Резерв

    итого

    Кол-во часов на изучение фактического  материала программы

    Кол-во часов   на обобщение  повторение

    Контрольные работы, работы над ошибками

    Самостоятельные и проверочные работы

    Практические занятия по геометрическому материалу

    5

    109

    50

    8

    9

    8

    14

    198

    6

    84

    45

    8

    10

    8

    10

    165

    7

    64

    40

    8

    10

    4

    6

    132

    8

    44

    30

    8

    10

    5

    2

    99

    9

    41

    30

    8

    8

    8

    4

    99

             

                В рамках отведённого времени, возможно, изменение некоторых типов

    занятия и их содержания.

               По формам организации уроки могут быть:

    - уроки изучения нового материала

    - уроки закрепления и повторения обобщения

    - комбинированные уроки

    - выполнение практических и самостоятельных работ

    - проверочные и контрольные работы

    При реализации содержания учебного материала используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные (репродуктивные), наглядные и практические методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:

    - стимулировать развитие большей самостоятельности ребенка при решении поставленных образовательных задач;

    - формировать умения пользоваться имеющимися знаниями;

    - иметь четкую структуру  и графическое выделение выводов, важнейших положений и ключевых понятий;

    - содержать разумное количество иллюстраций, других наглядных пособий, облегчающих, восприятие, понимание и запоминание учебного материала;

    - соответствовать возрастным и психологическим особенностям

      обучающихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

    - поэтапное распределение и усложнение учебного материала, аналитико-синтетический способ его преподнесения и обеспечения целостного восприятия (причинно-следственные связи, закономерности);

    - акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и

      выводов;

    - опора на ранее усвоенный и имеющийся у обучающихся практический

      опыт;

    - достаточное количество практических упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;

    - постоянное обращение к конкретной действительности.

             К основным методам, применяемым на уроке математики, относятся:

    Беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, упражнения (тренировочные, по шаблону, самостоятельные…), метод наблюдения, метод повторения и закрепления, дидактические игры, метод проектов, метод групповой и индивидуальной работы, метод разноуровневой работы.

             Требования к иллюстративному материалу и наглядным пособиям:

    - иллюстрации должны использоваться в качестве непосредственного источника знаний и как средство наглядности (рисунки, таблицы, схемы, графики и т.п.);

    - все наглядные пособия должны быть выполнены в реалистическом плане и цветном изображении, т.к. условные, расплывчатые изображения предметов и явлений окружающей действительности могут приводить к искаженному восприятию информации об объекте изучения;

    - наглядный материал должен отражать самые существенные признаки объекта, явления без дополнительных деталей.

              Оценивание результатов деятельности обучающихся осуществляется в соответствии с «Положением к оцениванию уровня образованности обучающихся по предмету  «Математика».

              Текущая аттестация 5-9 классов включает в себя тематическое, почетвертное оценивание результатов их учебы и проводится в соответствии с «Положением о формах и порядке текущей и промежуточной аттестации» и требованием программ. Программы предусматривают разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовый и минимально необходимый уровни, что дает учителю возможность практически осуществлять дифференцированный подход к обучению детей. В отдельных случаях, когда обучающийся не усваивает минимально необходимый уровень знаний, учитель по решению ШПМПК вправе самостоятельно разработать индивидуальную программу обучения, которая реализуется на уроках.

      Группы обучающихся по уровню усвоения содержания учебного материала:

    1 группа - обучающиеся в целом правильно решают представленные им

    задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного

    материала;

    5 класс – Ившин И., Боярин А., Кузнецов А.

    6класс – Слюсарь А.

    7 класс – Игумнов В., Трушков Б.

    9 класс – Охрямкин В.

    2 группа – характеризует более замедленный темп продвижения, обучающиеся успешно и самостоятельно реализуют знания в конкретно заданных условиях, анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, с требованиями программы эта группа справляется;

    5 класс – Постников В., Верхутина Т.

    6класс – Крохалев О., Хренова О., Фатеева А., Алкарев В.

    7 класс – Малышева В., Серебрякова Е., Лапшин Н., Филимонова Н.

    8 класс – Шныптева М, Дубровин В.

    9 класс – Власова Л.

     

    3 группа – обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушением внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при выполнении задания, с трудом осваивают программу;

    5 класс – Маркелов В., Михалев Н., Шарок С., Березин А., Зеленкина Н., Ломакова М.

    6класс – Игошина А., Маркин Д., Томшина К.

    7 класс – Кузнецов А., Ларюшкин Ю.

    8 класс – Волков О., Мугайских К., Балаклейцев Д.

    9 класс – Дырда А., Ившин В., Старков Е.

    4 группа – характеризуются тем, что дети обучаются по индивидуальным программам, т. к. основное содержание учебных дисциплин для них не доступно. Они усваивают систему минимальных знаний и элементарных умений.

    По  индивидуальной программе обучаются:

    5 класс – Жиделев В., Прошкина А., Верич Д., Замараева Е., Таршин А.

    6класс – Кирьянова В., Чепелкина А., Мурашкин И.,

    7 класс – Широков А.

    8 класс – Ковязина А., Матюхин Д.

    9 класс – Дружинин Д., Болдуев И.

             На основе этих характеристик оценкой «удовлетворительно» можно оценить, если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий. Оценкой «хорошо» - от 50% до 65% и «отлично» - свыше 65%. В любом случае при оценке знаний и умений следует исходить от достигнутого ребёнком минимального уровня. Обучающийся может быть не аттестован лишь в случае систематического пропуска уроков.

           

     Межпредметные связи осуществляются по следующим учебным

    дисциплинам:

                                             Трудовое обучение  - по разделам:

    -  измерение, построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам;

    -  построение чертежа юбки;

    -  расчёт расхода ткани;

    - слесарные работы;

    -  токарные работы;

    (уметь  работать с измерительными инструментами,  знать меры длины,

    геометрические фигуры, тела, деление на равные части, деление с остатком,

    градусное измерение, построение углов, транспортир, арифметические действия с

    десятичными дробями).

                                    Социально-бытовая ориентировка –  по разделам:

      - питание, одежда, обувь, жилище. (Меры массы, длины, времени, стоимости;

       обыкновенные и десятичные дроби; решение задач:  на пропорциональное

       деление, «цена, количество, стоимость»; деление на равные части).

                                         География   -  по темам:

    -  план, карта, земной шар, карты Росси, горы, холмы.

    (Масштаб, горизонтальное и вертикальное положение прямых на плоскости, отрезок, точка, прямая, круг, окружность, шар, полушарие, сравнение величин , объектов).

                             Грамматика, правописание и развитие речи  - по теме:

      - числительные.

                                Изобразительное искусство   - по темам:

       - декоративное рисование  (симметрия)

       - рисование с натуры, рисование на темы (геометрические фигуры, тела)

                                                 

                                   История

         «Киевская Русь»  

         «Отечественная история»  Средние века  

         «История нашей страны в период XX века»  

                             

                 Составил:                     _______________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

    Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

    Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс

    Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....

    Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс

    Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...

    Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...

    Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...

    Рабочая программа по математике 3 класс Коррекционная школа VIII вида

    Рабочая программа по математике 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

    Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных классах VIII вида)

    Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных) классах VIII вида....