Конспект логопедического занятия. Автоматизация звука "Ж"
план-конспект урока по теме

Шаньгина Нина Павловна

Данное занятие направлено на формирование предикативной функции речи и отработку навыка правильного произношения звука "Ж" на данном речевом материале. На занятии используются разные виды деятельности учащихся: работа с дидактическим материалом, используются элементы театрализации, физминутки с использованием логоритмических упражнений. Итог урока - коллективно- творческий проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект    логопедического  занятия

 

Город: Нягань

БОУ «Няганская специальная (коррекционная) школа- интернат  8 вида»

Олигофренопедагог-логопед: Шаньгина Н.П.

Класс: 2 «а»

Тема учебного занятия: Автоматизация звука «Ж»

Продолжительность занятия: 40 минут

Форма занятия: групповое

Цели:  

                        Коррекционно-образовательные

1. Формировать предикативную функцию речи и «семантическое поле» слова «жаба».

2. Формировать навыки словоизменения.

                        Коррекционно- развивающие

3. Формировать правильный артикуляционный уклад звука «ж» .

4. Развивать связную речь, фонематический слух и восприятие, артикуляционную моторику, улучшать координацию движения пальцев рук, вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса.

5. Закреплять знания о насекомых и действиях, которые они выполняют.

                         Коррекционно- воспитывающая

6.Воспитывать чувство любви к природе; воспитывать детей жить дружно, быть щедрыми.

Оборудование: тетради, ручки, предметные картинки с изображением насекомых, таблица акустико- артикуляционной характеристика звука «ж», наборы для составления схемы предложения, зеркала,слайды.


Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I.Организационный момент.



 

 2 мин.

Развитие слухового внимания, организация начала деятельности.

знать правила речи, отчет дежурного

уметь дать отчет дежурного


  инструкция


фронтальная

индивидуальная


СЛАЙД 4

Деятельность логопеда

Деятельность ученика


Организует начало занятия.

- Послушаем отчет дежурного.

 




- Вспомним правила речи:

 








Слушают и выполняют инструкции.

Дежурный дает отчет:

-сегодня 20 марта

-день недели - вторник

-время года - весна.


Хором говорят правила:

Говорим всегда красиво,

правильно, неторопливо

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.





Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II. Речевая зарядка.

Пальчиковая зарядка. Повторение пройденного материала.


 

 5 мин.

Развитие артикуляционного праксиса, дыхания, коррекция просодических компонентов речи

знать артикуляционные упражнения, упр. на дыхание, ритм и темп

уметь четко выполнять упражнения речевой гимнастики, артикуляцию звука «ж»

образец

инструкция

игра

фронтальная


СЛАЙД 5,6

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Проводит речевую гимнастику.

- Поставьте зеркала перед собой, подготовим артикуляционный аппарат к работе.

Называет упражнение  и показывает:

-Мы умеем улыбаться,

 Мы умеем чистить зубки,

 Суп сварили вот дела,

 Ведь нам чашечка нужна.

 Чашку к зубкам поднимаем,

 Губки тянем, округляем.

 Голос звонкий подключаем,

 Дружно громко выдыхаем,

 И звук «Ж» мы получаем.

                           

Проводит пальчиковую гимнастику (с карандашами).


Работа над ритмом. Логопед отхлопывает ритм:

жа-жа-жа-жа

жа-жа-жа-жа

жа-жа-жа-жа


Проводит упражнение на координацию слова, дыхания, темпа и ритма.

Я весёлый майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу.

Не кусай комарик злой,

Я уже бегу домой.


Артикуляция звука «ж»

- Поставьте зеркала перед собой. Скажите, над каким звуком мы работаем? Выполните артикуляционный уклад звука «ж».

- Над каким словом мы работали на прошлом занятии? С какого звука начинается слово «жук»?


Логопед подводит итог этапа. Дает речевые  установки.


Ставят зеркала и выполняют артикуляционные упражнения.












Выполняют пальчиковую гимнастику.


Воспроизводят ритм по образцу.





Воспроизводят слова в заданном темпе и ритме.

Выполняют движения стоя:

Руки в стороны, имитируют полёт жука, качаясь вправо и влево.

Повернулись и присели.


Грозят пальчиком.

Выпрямились, бег на месте, сели за парту.


Ставят зеркала. Отвечают на вопрос логопеда. Выполняют артикуляционный уклад звука «ж»


Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III.  Введение в тему урока. Задачи урока.


 

0,5 мин.

Постановка целей и  задач занятия

уметь выделить ведущую задачу урока


словесная инструкция


фронтальная


СЛАЙД 7

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Ставит цель урока перед уч-ся:

- Сегодня мы отправимся в  страну «Жужжандию», где проживают разные насекомые, небольшие животные. Там мы понаблюдаем, как живут жители этой страны. И будем продолжать учиться правильно произносить и составлять слова со звуком «ж».


Выделяют ведущую задачу урока.


Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения


IV. Изучение нового материала.


 

 2,5 мин.

Развитие выразительных средств языка.

Обогащение словаря учащихся

уметь слушать текст, выделять главную мысль


словесный


фронтальная

индивидуальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Под фонограмму «Тайны джунглей» логопед читает сказку.

- С приходом весны пробуждаются жители страны «Жужжандии». И вот что там случилось однажды:


Жили- были важный Жук, осторожный Комар и жадная Жаба.Однажды Жук и говорит комару:

-Надо бы нам крышу покрасить.

-Только какой краской?

-Жёлтой,- важно сказал Жук.

- Но у нас нет жёлтой краски.

- Пойдём попросим у жадной Жабы, у неё целая бочка.

А жадная Жаба в это время ела джем. Увидела, что к ней летят Жук и комар, быстренько спрятала джем и сидит ждёт.

- Здравствуй, Жаба! Дай нам пожалуйста жёлтой краски крышу покрасить?

- Не дам!- отвечает Жаба. –Жалко краску.

- Дай немножечко, Жаба. У тебя много.

- Не дам!

- Ах ты, жадина!- рассердился Комар, да как укусит жабу.

Жаба с перепугу- прыг в бочку с жёлтой краской!Вылезла вся жёлтая и плачет жёлтыми слезами:

-Пожалейте меня, Несчастную!


Беседа с учащимися:

- О ком эта сказка? Что делал жук? Комар? Жаба?

- О чём эта сказка, кто уловил главную мысль сказки?

-А вы заметили, я не прочитала как называется сказка?

- Давайте придумаем ей название?

-В названии каких жителей страны есть звук «Ж»?

- На каком месте стоит звук в словах жук и жаба?

- Над словом жук мы работали на прошлом уроке, а вот над словом жаба поработаем сей час. Сколько звуков в слове? Букв? Слогов? Назовите первый слог, второй. Назовите гласные звуки? Согласные? Возьмите зеркала, выделите первый звук. Дайте характеристику звука ж.

Физминутка.

В магазин жуки ходили,

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать (п-ф-ф-ф)

Будут шариком играть.

Раздувайся, наш шар,

Раздувайся большой,

Оставайся такой и не лопайся!

Под музыку слушают сказку «Жадная жаба».
























Дети отвечают на вопрос учителя.







Дети делают звуко- буквенный анализ слова жаба.


Повторяют артикуляционный уклад звука.



Маршируют на месте


Ладони «рупором» у рта, дуют.


Потягивание «вдох и выдох» показывают большой шар.


Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения


V. Лексическая работа. Закрепление звука «ж» через расширение «семантического» поля слова «жаба»


 

 

9 мин.

Активизировать лексику глаголами и прилагательными;

развивать диалогическую речь.

знать названия диких животных, место их проживания

уметь подбирать глагольную лексику; уметь воспроизводить диалог в парах, активизируя усвоенную лексику


игровой

наглядный

словесный

практический


фронтальная

индивидуальная


СЛАЙД 8

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Чтобы вы хорошенько представили, что это за животное- жаба, мы познакомимся с ней, а вы постарайтесь запомнить какая она, повторите новые слова.


Во влажных местах под камнями, в земле прячется жаба. Только после дождя и вечером её можно увидеть. А знаете почему? Чтобы кожа не высохла, потому что она помогает дышать.Бородавки- желёзки, которые покрывают тело жабы, выделяют слизь и увлажняют кожу .Напрасно кое- кто боится жабы, а ребята даже спешат её убить. Она полезна для людей. Жаба очень прожорливое животное .Она поедает много слизней и разных насекомых.

-Запишите словосочетания в тетрадь, подчеркните букву Ж зелёным карандашом.

Проводит физ/минутку (2 мин.).

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу- жу- жу- жу

Жу- жу- жу- жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь,

Низко- низко наклоняюсь.

Смотрят на экран.

Отвечают на вопросы логопеда.

Выполняют задания, составляют словосочетания, предложения. Строят две ромашки.












Руки в стороны, покачивание вправо- влево.

Присели, руки опустили.

Ладони «рупором» у рта



Встали, руки вверх, покачивание вправо- влево.

Наклоны вперёд.

    Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI. Работа над предложением.


 

 10 мин.

Работа над структурой предложения.

знать орфограмму «Большая буква в начале предложения»

уметь подбирать  слова и составлять предложение

словесный

практический


фронтальная

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Вернёмся в сказку, а в сказке жаба какая?

- Значит она кто?

- Сосчитайте сколько слов в предложении?

- Назовите слова в которых есть звук «Ж»?

- Объясните значение слова «джем»?

-Запишите предложение в тетрадь, выделите букву ж зелёным карандашом. Какое правило надо знать, чтобы верно записать предложение?

- Составьте и запишите предложение с любым новым словосочетанием из ромашки.

Отвечают на вопросы логопеда.



Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VII. Развитие диалогической речи.


 

 6 мин.

Развитие памяти, связной речи учащихся.

знать , что нельзя быть жадным

уметь построить диалог


Наглядный

Словесный

игровой


фронтальная

индивидуальная



Деятельность учителя

Деятельность ученика

- У нашей сказки очень печальный конец. Давайте попробуем изменить его, сделаем добрым и весёлым. Вспомним стихотворение прошлого занятия. Начнём с момента, когда просят краску.








Логопед:

Испугалась жаба, что она может потерять друзей и решила:

Дети выбирают маски героев сказки. Импровизация.

Жук:

-Дай, жаба пожалуйста,  жёлтой краски?

Жаба:

-Не дам.

Жук:

-Жадину я ни о чём не прошу,

 В гости я жадину не приглашу.

Комар:

-Не выйдет из жадины друга хорошего,

 Даже приятелем не назовёшь его.

Жаба:

Я не буду жадничать. Пойдёмте вместе красить крышу. (Поворачиваются к доске и штрихуют крышу жёлтым карандашом)


Этап учебного занятия


Время


Цель


Компетенции


Методы


Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VII1. Подведение итогов. Оценка речи и деятельности.


 

 2 мин.

Обобщение результатов деятельности на уроке

уметь дать самооценку

 рефлексия

индивидуальная

СЛАЙД 9

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подводит итог:

- Вспомните, чему мы учились сегодня.(Пословица)

- Какие словосочетания запомнили? Что понравилось на занятии?

- У всех ли получилось составить и записать предложение?

- Какой звук мы учились говорить на уроке, дайте артикуляцию звука?


Дает оценку.

 Фонограмма «Песня о дружбе»

 


Анализируют свою деятельность.

Отвечают на вопросы, подводя итог деятельности.

Дают оценку себе и своим товарищам.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука /л/ в словах и предложениях"

Материал могут использовать учителя-логопеды. В процессе занятия  закрепляется правильное произношение звука/л/ в словах и  предложениях; формируется умение согласовывать существительное ...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Ш"

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Ш"...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] через использование элементов арт-терапии и современных технологий»

Конспект логопедического занятия, с использованием элементов арт-терапии. Арт-терапия дает возможность возможность детям воспринимать занятие как игру и творческую деятельность. Ребята с удовольствием...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях"

представлены все этапы логопедического занятия и речевые  игры с речевым материалом, которые применяются для автоматизация звука С...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)

Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...