Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Бакулина Ирина Владимировна

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все учащиеся – дети с ограниченными возможностями здоровья, 60 из них – дети-инвалиды.

Поэтому одной из главных задач деятельности педагогического коллектива школы является задача сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе их обучения и воспитания.

В течение нескольких лет в школе существовала ведущая проблема: среди учащихся крайне мало практически здоровых детей. За годы обучения в школе увеличивалось число детей с близорукостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, дети часто болели простудными заболеваниями,  и это на фоне имеющихся психо-физических отклонений у  каждого ребенка. Данная проблема выражалась в ряде противоречий:

 -между потребностью учащихся и их семей в сохранении и укреплении здоровья и отрицательной динамикой физического состояния детей;

- между возрастающим объемом информации в условиях модернизации образования и способностью учащихся принять и усвоить эту информацию;

- между желанием и стремлением педагогов заниматься вопросами здоровьесбережения школьников и уровнем их компетенции в решении данных вопросов.

- между желанием родителей видеть своих детей здоровыми и их уверенностью, что этим должны заниматься школа и медицина. Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся школы – дети из крайне неблагополучных семей, где не только здоровьем детей, но и воспитанием не занимаются вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_novaya_shkola.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Бакулина Ирина Владимировна,

учитель-дефектолог

КОГОКУ ЦДК Кировской области

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для  детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все учащиеся – дети с ограниченными возможностями здоровья, 60 из них – дети-инвалиды.

Поэтому одной из главных задач деятельности педагогического коллектива школы является задача сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе их обучения и воспитания.

В течение нескольких лет в школе существовала ведущая проблема: среди учащихся крайне мало практически здоровых детей. За годы обучения в школе увеличивалось число детей с близорукостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, дети часто болели простудными заболеваниями,  и это на фоне имеющихся психо-физических отклонений у  каждого ребенка. Данная проблема выражалась в ряде противоречий:

 -между потребностью учащихся и их семей в сохранении и укреплении здоровья и отрицательной динамикой физического состояния детей;

- между возрастающим объемом информации в условиях модернизации образования и способностью учащихся принять и усвоить эту информацию;

- между желанием и стремлением педагогов заниматься вопросами здоровьесбережения школьников и уровнем их компетенции в решении данных вопросов.

- между желанием родителей видеть своих детей здоровыми и их уверенностью, что этим должны заниматься школа и медицина. Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся школы – дети из крайне неблагополучных семей, где не только здоровьем детей, но и воспитанием не занимаются вообще.

Для разрешения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников необходимо было устранить эти противоречия. Поэтому педагогический коллектив начал разработку вопроса о создании в школе здоровьесберегающей среды, чтобы учащимся было максимально уютно, комфортно, безопасно, чтобы каждый урок, каждое мероприятие не только способствовали сохранению и укреплению здоровья учащихся, но и его формированию, т.е. обучение и воспитание детей должно приобрести здоровьесберегающий  и оздоровительный характер.

Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательном учреждении. Это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов. В слагаемые этого пространства  входит все то, с чем учащиеся соприкасаются в течение дня. Это их взаимоотношения с родителями, со сверстниками, окружающая школьная среда, учебный процесс и деятельность во внеучебное время. Здоровьесберегающая среда воспитывает, обучает, формирует представление о мире в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически становится лишь показателем грамотно построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые.

Для организации в школе здоровьесберегающей среды прежде всего были выполнены определенные условия:

внесение дополнений и изменений в нормативную базу образовательного учреждения, закрепляющих права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;

учебно-методическое обеспечение, корректировка содержания образования, разработка новых рабочих программ;

создание комплексных целевых программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья;

организация внеучебной работы, направленная на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни;

создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся, исследование факторов риска заболеваемости;

формирование физической культуры как фактора гармонического развития личности, применение способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения;

формирование навыков ЗОЖ;

использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий;

организация качественного медицинского обслуживания;

обеспечение рационального и сбалансированного питания.

Последовательность формирования здоровьесберегающей среды в школе проходила поэтапно:

Шаг 1. Создание небольшой инициативной группы из  педагогов, готовых разработать теоретические материалы по вопросам формирования здоровьесберегающей среды. Подключение заинтересованных родителей и наиболее активных учащихся, предлагающих свои варианты видения «новой» школы здоровья. Создание администрацией школы условий для продуктивной работы данной творческой группы и координация действий.

Результат: создание креативного коллектива единомышленников, выработка основных идей, предложений.

Шаг 2. Подготовка и принятие обоснованного решения о включении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы с учетом имеющихся и поиском дополнительных ресурсов, источников финансирования.

Результат:  создание КЦП «Ключ здоровья», рассчитанной на 5 лет – с 2007 по 2012 г.г.; разработка интегрированного курса ОБЖ для старших классов с включением в содержание программ школьных предметов вопросов здорового образа жизни и безопасности. Заключение договоров со спонсорскими организациями о помощи в ремонте школы и приобретении необходимого школьного и медицинского оборудования.

Шаг 3. Повышение квалификации педагогического коллектива в сфере здоровьесберегающей педагогики.

Проведены педагогические советы «Культура школы как фактор социализации учащихся», «Психо-физическое здоровье учащихся – основное условие повышения качества образования»;  обучающие семинары для учителей «Личностно-ориентированный и здоровьесберегающий уроки». Организован круглый стол «Контроль за сохранением здоровья ребенка в семье» с приглашением специалистов городских служб (нарколог, психолог, психиатр, сексолог). Более 50% педагогов повысили квалификацию на курсах при ЦПКРО и КИПКиПРО по теме «Здоровьесберегающие технологии в школе». Вопросы здоровьесбережения вынесены на повестки школьных МО, проведены консультации медицинского работника. Педагогами разработана тематика классных часов по сохранению и укреплению здоровья, профилактике здорового образа жизни. Созданы рабочие программы и организована работа кружков и факультативов «Здоровье в твоих руках», «Сильные, смелые, ловкие», «Веселая Спортландия», «Азбука здоровья», психологического практикума «Познай самого себя».

Заключен договор о сотрудничестве ЦПКРО и школы № 13 как опорного образовательного учреждения по вопросам дефектологии и логопедии.

Результат: повышение компетентности педагогов, разрешение одного из противоречий между уровнем осведомленности и желанием на практике грамотно создавать здоровьесберегающее пространство в своей школе.

Шаг 4. Активизация возможностей родительского комитета, учителей, спонсоров для успешной реализации проекта.

Регулярными стали Дни здоровья, которые приобрели качественные изменения. Теперь это не только спортивные эстафеты и соревнования, но и выходы в парк, выезды на природу, отдых с родителями и педагогами. В частности, состоялись поездки в Митино, Порошино, Великорецкое, знакомство с чайными церемониями в «Чайном домике», где дети  не только укрепляют физическое здоровье, но и приобретают здоровье эмоциональное, нравственное.

 По просьбе родителей организованы оздоровительные занятия с учащимися в бассейне «Кристалл».

В школе оборудована сенсорная комната для отдыха и релаксации учащихся и педагогов. На многих уроках педагоги используют музыку в качестве психокоррекционного приема. В программу уроков логопедии включена кинезиология(…) Учителями физкультуры, ритмики, музыки для учащихся организуются динамические перемены. На всех уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз,  пальчиковая гимнастика, разнообразные двигательные упражнения.

Для учащихся начальной школы благодаря спонсорской помощи приобретены эргономичные парты, позволяющие сохранить осанку, часто менять в течение урока динамические позы. В остальных кабинетах тоже установлена мебель, регулируемая по росту.

Родители принимают посильное участие в ремонте классов, мебели, приобретают и изготовляют развивающие игры и пособия, помогают создавать уют и комфорт для качественного проведения учебно-воспитательного процесса.

Улучшилось медицинское обслуживание: дети получают витамины, выдавалось йодированное молоко учащимся начальных классов, бесплатно проводится вакцинация учащихся и педагогов, в КПО с разрешения медиков созданы мини-фитобары, дети пьют оздоровительные чаи на травах, в качестве профилактики простудных заболеваний используют лук и чеснок. Вопросы здоровьесбережения освещаются и на родительских собраниях. Не только педагоги и медик несут просветительскую информацию, но и родители делятся опытом, как в семье заботятся о сохранении и укреплении здоровья своих детей.

Спонсоры помогли отремонтировать учебные кабинеты, приобрести необходимое учебное и медицинское оборудование. 

Результат: в создание благоприятной здоровьесберегающей среды в школе включены все участники образовательного процесса. Реализация проекта начата и успешно развивается.

Шаг 5. Разработка программы мониторинга – диагностики состояния здоровья учащихся и оценки потенциально патогенных факторов образовательного процесса.

В начале каждого учебного года медиком и классными руководителями составляется паспорт здоровья класса, анализируется уровень здоровья учащихся и заполняется лист здоровья в классном журнале. Учителя физкультуры с помощью тест-методик и данных медицинских обследований формируют группы здоровья учащихся, планируют с ними дифференцированную работу с учетом их возможностей. Результаты отслеживаются в течение года, в конце – снова мониторинг с целью выявления динамики, а также осуществления учащимися самоанализа и анализа состояния своего здоровья и достижений в физическом развитии, Кроме того, мониторинг – это возможность педагога провести коррекцию своей педагогической деятельности на основе полученных данных.

 Результат: в школе нет учащихся, освобожденных от физкультуры. Ослабленные, болезненные учащиеся, больше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здоровья, получают на уроках физкультуры посильную щадящую нагрузку и занимаются вместе с другими учащимися в режиме личностно-ориентированого подхода.

Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья самих педагогов, т.к. только здоровый педагог может стать личным примером для своих учеников в вопросах профилактики здорового образа жизни. Администрация школы заинтересована в профессиональном здоровье своих сотрудников и делает все возможное для  его поддержания:

сглаживается противоречие между ориентацией педагога на творческую самореализацию и административную «заорганизованность». Педагоги школы имеют возможность широко реализовать свой творческий потенциал. Несмотря на добровольность, поощряется  аттестация педагогов, каждые 5 лет все педагоги повышают свою квалификацию, 90% учителей прошли курсы по информационным технологиям и используют полученные знания в учебном процессе. Учителя активно  и успешно участвуют в методических олимпиадах, творческих лабораториях, различных конкурсах городского, областного  и российского уровня.

В коллективе создан благоприятный психологический микроклимат, отсутствуют конфликты. Педагоги имеют возможность посещать сенсорную комнату, общаться с психологом, получают витамины и так же, как школьники, пьют лечебные фиточаи для восстановления сил и укрепления здоровья. После учебных занятий в школьном спортзале ряд учителей активно занимается аэробикой и фитнесом. Для учителей организована бесплатная выкцинация против простудных заболеваний. Учителя с оптимизмом принимают «трудных» учащихся и «трудных» родителей, благодаря тактичности и умелым профессиональным приемам находят с ними общий язык и взаимопонимание, организуют сотрудничество.

Низкий уровень зарплаты, вынуждающий многих учителей увеличивать нагрузку, при новой системе оплаты труда компенсируется материально в зависимости от результата работы. Таким образом, повышается стремление педагога работать качественно, творчески, а в зависимости от этого увеличивается и заработная плата, что ощутили на сегодняшний день все педагоги. Каждый учитель старается внести в свой труд творчество, новаторство, поделиться опытом с коллегами, учится у других, добивается повышения результатов.

Поощряется и здоровье педагогов – учителя, проработавшие учебный год без больничных листов, получают к отпуску дополнительные дни отдыха.

Результат: значительное сокращение болеющих учителей (за прошедший учебный год – с…% до …%), удовлетворение от работы, положительный эмоциональный настрой. Снижение уровня заболеваемости учащихся школы:

2006-2007 уч.год (накануне разработки КЦП «Ключ здоровья») – посещаемость составила 82%. Из 18% пропущенных уроков – 10% по болезни.

2008-2009 уч.год - посещаемость 85%.  8% - пропуски по болезни. За 2 года работы по программе «Ключ здоровья» и создания здоровьесберегающей среды в школе – снижение заболеваемости на 2%.

I полугодие 2009-2010 года – посещаемость 87,3%. Школа также активно работает по привлечению учащихся к занятиям, по борьбе с прогулами. Пропусков по болезни – 7,2%. Во время осенней эпидемии гриппа из 20 классов в 6 не было учащихся, заболевших простудными заболеваниями.

Шаг 6. Анализ результатов создания в школе здоровьесберегающей среды, оценка эффективности реализации программы «Ключ здоровья».

В школе создается здоровьесберегающее пространство для всех участников  образовательного процесса. Именно создается, а не создано, т.к. процесс имеет начало, но не имеет конца, так же, как и укрепление своего здоровья. Насколько успешно, можно судить по выше указанным результатам, а также по откликам самих педагогов, учащихся и их родителей. Пусть они и станут самым главным результатом работы всего коллектива школы.

Вопрос: «Какая наша школа?»

-самая лучшая; мне здесь очень нравится; в школе хорошо и спокойно; добрые и хорошие учителя; много спортивных мероприятий – из анкет учащихся;

- рада, что дочь учится именно в этой школе, т.к. здесь очень внимательно относятся к каждому ребенку; сменили школу – очень большая разница, сын стал лучше учиться, в школу идет с удовольствием; спокойна за своего ребенка, очень современная школа, где для детей созданы все условия; в школе очень доброжелательная обстановка, желаем ей дальнейшего развития – из интервью с родителями;

- у нас замечательный коллектив; считаю, что я на своем месте; это мой второй дом, где чувствуешь заботу и поддержку; иду на работу с удовольствием; хочется творить, делать добрые дела, создавать доброе имя родной школе – мнение педагогов.

Таким образом, если в школе хорошо и комфортно всем: и учащимся, и родителям, и педагогам, если созданные условия помогают эффективной организации учебного процесса без ущерба для здоровья,  если сохраняется и укрепляется здоровье не только физическое, но и эмоциональное, значит, коллектив на правильном пути и все проблемы, стоящие перед ним, преодолимы.