Проверка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи в 5-9 классе.
статья по теме

Буйгина Вера Ивановна

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи в 5-9 классе.

Оценка устных ответов.

Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverka_znaniy.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи в 5-9 классе.

Оценка устных ответов.

Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков коррекционной школы. При проверке устных ответов принимается во внимание:

1.Правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности изученного материала;

2. Полнота ответа;

3. Умение практически применять свои знания,

4. Последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя объяснить, самостоятельно сформировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ.

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся

упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные или иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах- диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико- орфографическим материалом, изучаемым не только в данном классе , но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объём текстов для контрольных работ в 5 классе- 45-50 слов, в 6 классе- 65-70 слов, в 7-9 классах – 75-80 слов.

Учёту подлежат слова, предлоги, союзы и частицы.

При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один бал, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

1.Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

2.Оценка «4» ставится за работу 1-2 ошибками.

3.Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

4.Оценка «2» ставится за работу с 6-8 ошибками.

5.Оценка «1» ставится с большим количеством ошибок, чем допущено с оценкой «2».

Изложения и сочинения.

Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно подобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии. С классом должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные  в отношении орфографии слова следует выписать на доске, учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю.

В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объёмом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объёму:  В 6-7 классах - 45-70 слов, в 8-9 классах -70-100 слов. Изложения пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. В 8-9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота, последовательность передачи содержания.

При проверке сочинений и изложений ставится одна оценка.

1.Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются одна – две орфографические ошибки.

2.Оценка «4» ставится за написание без искажений авторского текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на  понимание основного смысла, без ошибок в

построении предложений; допускаются 3-4 орфографические ошибки.

3.Оценка «3» ставится за написание с отступлением от авторского текста, с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

4.Оценка «2» ставится за значительное отступление от авторского текста, имеются более четырёх ошибок в построении предложений  и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.

5.Оценка «1» ставится в том случае, когда ученик не справился с сочинением или изложением. Допущенные многочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.

                         Чтение и развитие речи.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием  прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть полными, а оценка- мотивированной.

Проверка техники чтения.

1. 5 класс- 45-60слов.

2. 6 класс- 70-80 слов.

3. 7 класс- 85-90 слов.

4. 8-9 классы 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения  проверяется по текстам, объём которых соответствует объёму текстов прошлого года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;  называет  главных  действующих  лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.  

Оценка «4» ставится ученику, если он читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;  называет главных действующих , характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания,  но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну- две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре- в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части      рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно

,непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживаетпри чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения,  не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.

Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысл произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение.