ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
статья по теме
Увеличивающееся количество детей с грубыми нарушениями интеллекта, развитие которых зачастую осложнено еще тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной педагогики. Современные коррекционные образовательные учреждения, работающие с детьми указанной категории, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Обучение чтению, письму, счёту проводится аналогично методикам обучения в общеобразовательных школах. Однако практический опыт показал, что овладение элементарными умениями и навыками у детей с нарушениями интеллекта происходит в гораздо более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей, и многие приёмы обучения не приносят должного результата. Ведь часто бывает, что ребенок знает все буквы, но дальше дело не идет, слоги и слова он прочитать не может. Следовательно, нужны другие подходы к организации обучения.
Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей показывает, что у таких детей наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор помощи детям через обучение чтению глобальным методом.
В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая буква или слог. Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово, слова в предложения и возможно, после всего этого, когда он вспомнит что было вначале – узнает смысл написанного. В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять "о чем тут написано?". До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь! *
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_glena_domana.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА
ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
Учитель начальных классов
МБОУ специальная (коррекционная)
школа-интернат №8 г.Саяногорска
Увеличивающееся количество детей с грубыми нарушениями интеллекта, развитие которых зачастую осложнено еще тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной педагогики. Современные коррекционные образовательные учреждения, работающие с детьми указанной категории, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Обучение чтению, письму, счёту проводится аналогично методикам обучения в общеобразовательных школах. Однако практический опыт показал, что овладение элементарными умениями и навыками у детей с нарушениями интеллекта происходит в гораздо более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей, и многие приёмы обучения не приносят должного результата. Ведь часто бывает, что ребенок знает все буквы, но дальше дело не идет, слоги и слова он прочитать не может. Следовательно, нужны другие подходы к организации обучения.
Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей показывает, что у таких детей наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор помощи детям через обучение чтению глобальным методом.
В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая буква или слог. Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово, слова в предложения и возможно, после всего этого, когда он вспомнит что было вначале – узнает смысл написанного. В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять "о чем тут написано?". До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь! *
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР:
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.
Это легко объяснимо – читая, мы воспринимаем слово целиком и зрительно запоминаем его написание. Мы с вами можем свободно читать такие тексты только потому, что в нашем мозге хранится бесчисленное количество графических словесных объектов-образцов – с которыми наш мозг сопоставляет и до которых, если надо, достраивает образ читаемых слов, руководствуясь смысловым значением. Мы читаем для того, чтобы понять значение написанного, и поэтому сразу же пытаемся исправить видимые ошибки, достроить образ до правильного – того, который имеет смысл!
Детский же мозг тем и отличается от взрослого, что находится в стадии формирования. Нет никакого смысла доводить ребенка окольными путями к глобальному чтению, когда можно сразу давать ему возможность видеть целое слово. Просто обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца». Ребёнок впитывает и запоминает возможности использования родного языка без всякой опоры на правила. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение (в глобальном методе) чтению, печатанию, а впоследствии письму. И при этом дети начинают сразу грамотно писать. Например, если ребёнок зрительно запомнил слово «девочка», ему не надо вспоминать, что это слово пишется через «о», что сочетание «чк-чн» – без мягкого знака. Ребенок не собирает образ по частям и крупицам, у него этот образ уже собран.*
КАК ДЕЛАТЬ КАРТОЧКИ И КАК ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.
Первые карточки должны быть большие, шрифт высотой 10см, красного цвета. Карточки делаются из белой плотной бумаги. На следующих этапах можно использовать более мелкий шрифт. Желательно самим разработать наиболее удобную для вас и ваших обучающихся систему занятий. В качестве примера предлагается такая последовательность.
Слова разбиваются по темам:*
Родственники: мама, папа, баба, деда, дядя, тётя (обязательно пишите ё, а не е), братик и т.д.
Части тела: нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т.д.
Игрушки, которые ребенок знает: собака, кошка, слон, зайка, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т.д.
То, что окружает в доме, в классе: кровать, стул, стол, диван, кресло, телевизор, телефон, шкаф, доска и т.д.
Знакомая еда: молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, котлета, вода и т.д.
Знакомые действия (глаголы в неопределенной форме): спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить и т.д.
Прилагательные (сначала цвета): жёлтый, синий, красный, зелёный, белый и т.д.
**Написанные слова можно сопровождать показом соответствующей картинки. Показывать карточки надо быстро (одна карточка показывается 2-3 секунды) и не обязательно ребенка заставлять смотреть, ваши действия все равно привлекут его внимание. Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно.
Используются карточки таким образом:
1-ый день – первый показ – одно слово мама,
второй показ – два слова: мама, папа,
третий показ – три слова: мама, папа, баба.
2-ой день – первый показ – четыре слова: мама, папа, баба, деда,
второй показ – пять слов: мама, папа, баба, деда, брат. и т.д. до 10 слов. С 11 слова - первое слово "мама" убираем, а следующие слова добавляем. Таким образом, всегда будет набор из 10 слов, который каждый раз обновляется одним словом. Проводить показ можно во время любого урока, как отвлечённое упражнение на несколько секунд. Берете стопочку из 10 карточек, показываете карточку и говорите то, что на ней написано – только одно слово без комментариев. И так все карточки – показали и произнесли. Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не [молоко], а [малако]. После всего этого действия продолжайте урок. Помните, знания эти накопительного характера. Дети обязательно сами выдадут свои познания, кто-то раньше, кто-то позже, кто-то в полном объёме, кто-то частично – надо только подождать.
**Очень хороший результат дают активные карточки. Это слова, которые в настоящий момент вызывают у детей повышенный интерес. Слова пишутся на маленьких полосочках плотной белой бумаги (приблизительно 12см на 5см) черным маркером и обязательно печатными буквами. Необходимость в таких активных карточках может возникнуть в любой момент: во время игры, рисования, лепки, чтения сказки или беседы. Увидели, что ребёнка заинтересовало какое-то слово (предмет, имя героя сказки, действия), сразу напишите и покажите. Иногда ребёнок может сам попросить написать что-нибудь, в моём классе чаще всего – это названия населённых пунктов или имена детей. В такие моменты даже большое слово он может запомнить с первого раза.**
Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь - в различные сюжетные игры: магазин, аптека, автоперевозки, обед, и т.д. **Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно зверей "кормить" - раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему "кто что ест". Можно разыскивать мам для потерявшихся деток (карточки "щенок" - к собаке, "телёнок" - к корове и т.п.). Вариантов множество.
Вот ещё некоторые упражнения для запоминания слов целиком.**
Упражнение 1. «Сколько раз спряталось слово?»
СОВАТАКСИЛАПАРИСОВАТАКСИЛАП
РИСОВАТАКСИЛАПАРИСОВАТАКСИЛА
ВАТАКСИЛАПАРИСОВАТАКСИЛАПАР
**Упражнение 2. «Найди слово»
Н Е В К О Т П И Б
Т И В О С А Б Ы Х
Л О К А Ш А М У
Глобальное чтение не отрицает букв как таковых: можно изучать буквы и параллельно применять элементы глобального метода. Различные методики могут удачно дополнять друг друга, надо не бояться экспериментировать.
Таким образом, использование приёмов глобального чтения в моей работе, как нетрадиционного метода в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, даёт положительный результат, повышает качество обучения и социальной адаптации в обществе.*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Данная работа адресована учителям русского языка и развития речи в старших классов с ОВЗ. Из опыта работы я описала последовательность изучения слов с непроверяемым написанием (словарные слова),...
Дидактическая игра и игровые приемы в обучении детей с нарушением интеллекта
В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения обще...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)
Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...
Использование опорных схем на уроках математики при обучении детей с нарушениями интеллекта
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках математики способно не только заложить определённый ...