Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
план-конспект урока по теме

Носова Алина Евгеньевна

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные нарушения речи". Он связан с  лексичекой темой недели в декабое 2009 года "Продукты питания" и соответствующему занятию  тематического плана  по обучению грамоте  "Буква "Д". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_7.docx316.04 КБ

Предварительный просмотр:

       ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей с новой буквой «Д»;

- читать слоги и слова с новой буквой.  

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. - совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными  

  буквами;

- «допечатывать» незаконченные буквы;

- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.

ОБОРУДОВАНИЕ: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон;  сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка;  клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» ( страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.

~ ХОД:  

Орг. момент:  «1 на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).

I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.

II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики

                Дай молочка, Бурёнушка,                («Доим» корову). 

                Хоть капельку – на донышке.

                Ждут меня котятки,                        (делаем руками «котят»).

                Малые ребятки.

Дай сливок ложечку,                (загибаем пальчики по одному

Творогу немножечко,                 на обеих руках, начиная с

Масла, простоквашки,                 мизинцев).

                        Молочка для кашки.

                        Всем даёт здоровье                        («Доим» коровку).

                        Молоко коровье».                                                

III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ).

«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло

 и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…

                - сардельки, банан, слива, яблоко;

                - рогалик, булочка, мандарин, батон;

                - сосиски, колбаса, мясо, помидор;

                - смородина, морковь, капуста, картошка;

                - клубника, редиска, ежевика, крыжовник.

IY. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего?  (Звуки [Д] и [Дь]).

Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).  

        Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)...                    

        Y. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).

Что мы сейчас делали?

        Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.

        «Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?

        YI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите  свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.)                                                                                 Что мы сейчас делали?

        YII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:

В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).

Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).

А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).

Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).

Давайте проверим, правы вы или нет?

1,2,3,

 А ну-ка, посмотри!»

YIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».

Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:

Букву А не допишу,

На подставку помещу.  

Провоцирую детей на исправление моих ошибок.

        IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на  левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».                                                              

X. Перед детьми пальчиковые бассейны  с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!

         XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».                                                                                            

Привезли огромный камень

И поставили фундамент.

Дом теперь красив на вид –

Это буква «Д» стоит.                                         Что мы сейчас делали?

XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».

XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:                    

ДЛЯ ОЛИ (левша):

        Мы ручку правильно берём.                Я ручку правильно возьму:

        Кладём на средний палец,                На средний ноготь положу,

                Теперь большим её прижмём,                Теперь большим её прижму,

        А указательным ведём,                        И указательным держу.

                Чтоб буквы получались.                        От точки вправо я пишу

                                                                        По клеткам буквы вывожу.

                                                                        (На букву справа я смотрю).

Что вы сейчас сделали?

Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.

XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».         

XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».

Руки сложены в шалаш                Распрямлённую ладошку                 Привезли огромный камень

Между ними – карандаш.                Наклони теперь немножко.        И поставили фундамент.

Мы закончили едва,                Карандаш затем возьми,                Дом теперь красив стоит -

Получилась буква «А».                Между пальцами зажми.                Это буква «Д» стоит.

                                        Станет ясно самому,

                                        Получилась буква «У».

Мы построили карниз,                Карандаш покрепче взяли                Мы ладошку изогнём

А теперь посмотрим вниз.                В кулачок его зажали.                (Только левую притом)

Что такое? Вот те раз –                Правую ладонь должны                Что у нас за буква здесь?

Это буква «Б» у нас!                        Прижать с правой стороны                Ну, конечно, буква «С».

                                Вот и вышла буква «Ы».

Что мы сейчас делали?

XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в  этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова.  Какая первая?...»                  

Что мы сейчас делали?

XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.

                Чтоб здоров был пальчик,

                Сделаем ему массаж:

                Посильнее разотрём

                И к другому перейдём.  (И опять играть начнём).

XYIII.        «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово - ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово - ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».                                                                                    

Что мы сейчас делали?

XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и  раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня

Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих  подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"

Занятие направлено на знакомство  со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г  в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...