«Формирование нравственных понятий у детей с отставанием в развитии, в системе работы по социально-бытовой ориентации»
статья по теме

Замула Анжелика Юрьевна

Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных понятий у детей с отставанием в развитии, в системе работы по социально-бытовой ориентации»

Мир состоит из разных людей, разных по национальности, религии, уму, характеру, и, несмотря на наши отличия, мы должны уметь понимать и уважать друг друга.

Общество составляет своё мнение о каждом из нас по нашем поступкам, манерам, образу жизни, по нашим друзьям и т. д. Мы часто задумываемся о том, что помогает и что мешает людям лучше понимать друг друга, лучше относится к своим близким. Происходит это и на работе, и в семейной жизни, и в общественных местах. И для того, чтобы решать эти проблемы, необходимо возродить нравственное воспитания детей.

Нравственное воспитание - одна из актуальных и  сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения культуры, что непосредственно связано  с развитием и воспитанием школьника.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина, его адаптация в социально-бытовой среде.

Нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей с ограниченными возможностями положительное, эмоциональное отношение к близким, сверстникам, окружающему миру.

Насколько благополучно дети адаптируются в социальной среде, во многом зависит от системы работы по социально-бытовой ориентировке.

 Программа по социально-бытовой ориентировке представлена следующими разделами:

«Личная гигиена»;

 «Одежда и обувь»;

«Питание», «Торговля»;

«Культура поведения»;

 «Транспорт»;

«Жилище»;

«Наш город» и др.

Каждый раздел содержит определений объём знаний и умений, которые должны усвоить дети с отклонениями в развитии.

Обучение социально-бытовой ориентировке должно включаться в повседневную воспитательную работу с детьми, проникать во все сферы жизни и деятельности школьников. В повседневной жизни учащихся идёт приобретение и тренировка навыков по самообслуживанию, личной гигиене, уборке класса, спален, дежурств и т. д.

В процессе обучения социально-бытовой ориентировке формируются навыки и умения в разнообразных играх (дидактических, сюжетно-ролевых), рисовании, чтение, экскурсиях, практических покупках некоторых товаров в магазине. Работа по закреплению навыков и умений продолжается в повседневной жизни, чтобы дети не забыли изученные правила, не утратили приобретённые умения.

Общая и главная задача школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путём проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития у детей с ограниченными возможностями, на формирование их личности и социальную адаптацию.

Для формирования личности и коррекции дефектов развития воспитанников вспомогательной школы необходимы определённые условия, среди которых наиболее существенными являются:

Соблюдение режима дня, предусматривающего разумное      чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения;

Осуществление индивидуального подхода к учащимся на основе их изучения;

Систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;

Обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;

Осуществление тщательного и систематического контроля.

Все перечисленные выше условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов частичного самоуправления и самообслуживания.

Одной из важных задач нравственного воспитания в системе социально-бытовой среды детей является;

Формирование системы навыков культурного поведения, связанных с выполнением общественных норм общественного порядка.

Основой культуры поведения является сознательная дисциплина, т.е. умение детей управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества.

Задача педагогов заключается в том, чтобы нравственные нормы и принципы постепенно стали внутренним  убеждением детей с отклонениями в развитии.

Поэтому воспитатель систематически осуществляет контроль уровня нравственной воспитанности учащихся.

Список литературы:

Виткаускайте Д.   «Работа воспитателя по формированию социально-бытовых знаний и умений у умственно-отсталых учащихся».  // Дефектология. 1993., №2.//

Сухомлинский В.А.  «Сердце отдано детям».// Киев, 1969, стр.76.//

Шиф Ж.И.  «Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе». М., //Педагогика, 1979, стр.53-63.//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по социально-бытовой адаптации младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии

Жизнь людей измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след они оставят на Земле. Призвание учить – очень громкое слово, не всегда и не каждый сразу уверен в правильном выборе своей профессии. Лишь...

Развитие речи у детей с отставанием в развитии

Развитие речи у детей с отставанием в развитииГрамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок. Речь должна идти о создании...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ»

КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ  «ПРАВДА»  И «ЛОЖЬ»Цели:  ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ПРАВДА И «ЛОЖЬ»; СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ УПР...

Статья "Формирование нравственных понятий у школьников в процессе чтения литературных произведений."

Чтение художественных произведений является важным шагом в формировании нравственных понятий у школьников....

квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому социальная адаптация является не то...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Аннотация. В статье раскрывается особенности развития диалогической речи, посредством сюжетно-ролевой игры на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе.Ключевые слова. ...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...