Клубный час «Зимние загадки природы»
методическая разработка по теме

Кравчук Александра Александровна

Проведение мероприятия преследует цель знакомства детей с круговоротом воды в природе в зимнее время, обобщение, закрепление и углубление экологических знаний и представлений учащихся о зимних явлениях природы, полученных на данном внеклассном занятии, на ранних мероприятиях и уроках окружающего мира.

Задачи:

  • образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному языку; воспитывать интерес к изучению загадок и явлений зимней природы и зимы;
  • развивающие: способствовать развитию и тренировке мышления, внимания, наблюдательности; развивать память, умение анализировать данные; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.

Форма проведения: экологическая экскурсия, экологическая познавательная прогулка.

Место проведения клубного часа: парк , сквер, двор школы.

На протяжении всего занятия проходит развитие познавательного интереса детей, осуществляется коррекционная работа, дети не только обобщают полученные знания, но и расширябт и систематизируют их в ходе практической опытной деятельности, наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas_zimnie_zagadki_prirody.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кравчук А. А.,

воспитатель I квалификационной категории

Клубный час

«Зимние загадки природы»

Цели: познакомить детей и обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на внеклассных занятиях и уроках окружающего мира.

Задачи:

образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному языку; воспитывать интерес к изучению загадок и явлений зимней природы и зимы;

развивающие: способствовать развитию и тренировке мышления, внимания, наблюдательности; развивать память, умение анализировать данные; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.

Форма проведения: экологическая экскурсия, экологическая познавательная прогулка.

Место проведения клубного часа: парк, сквер, двор школы.

Ход мероприятия:

Организационный момент.
Заранее предупредить детей, что урок будет проходить вне стен школы.

Педагог: Добрый день, ребята. Сегодня наш клубный час посвящен загадкам природы. Вы замечали, какие зимой есть чудеса?

Ответы детей.

Педагог. А чтобы узнать, о чём мы будем говорить, вам нужно будет отгадать несколько загадок. Приготовились слушать внимательно!

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. Снежинка.

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? Снегом

Одеяло белое

Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось—
С неба на землю свалилось. Снег

Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. Снег, сугроб

У Зимы отличный мех:

Это мягкий белый ... Снег

Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра.
Не пищит и не кусает —
Просто так себе летает. Снежинки

Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ... Снежинка

Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица Льдинка,
Я - замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная. Снежинка

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. Снег

Бел как мел,

С неба прилетел.
Зиму пролежал,

В землю убежал. Снег

Он нужен лыжникам кататься,
Нам - крепость белую лепить,
Деревьям, чтобы одеваться,
Зиме - вокруг всё серебрить. Снег

На деревья, на кусты  

С неба падают цветы.
Белые, пушистые,

Только не душистые. Снежинки

Педагог. Так что было загадочного скрыто в этих загадках?

Ответы детей. Снег и снежинки. Ледяные узоры, белый пушистый снег – вся зимняя красота были скрыты в стишках-загадках.

Педагог. Действительно, снег, ледяные узоры на стекле и особенно снежинки, парящие в небе, -  всё это нам в диковинку. Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время - пока за окнами лежит снег и на окнах есть узоры!

Педагог. Что такое снег?

Ответы детей. Это много, очень много красивых снежинок.

Педагог. А вы знаете откуда, как появляются снежинки и снег?

Ответы детей.

Педагог. Раньше думали, что снег — это замёрзшие капельки воды.

Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. И там сразу же из водяных паров (а не из капелек воды) образуются крохотные льдинки — шестиугольные кристаллики. Но это ещё не те снежинки, что падают на землю. Они ещё очень малы. Но кристаллик всё время увеличивается и становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю.  Давайте рассмотрим снежинки.

Дети вместе с педагогом рассматривают снежинки и обсуждают их стороение, разнообразие форм.

Педагог. Посмотрите внимательно! Почти все снежинки шестиугольные! Как вы думаете, почему снежинки шестиугольные?

Ответы детей.

Педагог. Снежинки всегда шестиугольные, если только от столкновений не сломали свои уголки. А почему?
Вы помните, что снежинка — твёрдое тело.  А каждое твёрдое тело состоит из мельчайших частиц, которые как бы держатся друг за друга, соблюдая строгий порядок в своём расположении (как физкультурники на параде).
Как же ведут себя частицы водяных паров, прежде чем стать снежинками? Представьте себе свой класс на перемене. Все бегают по коридору туда-сюда. Так же ведут себя и частицы водяных паров в облаке. Но вот учитель говорит: «Четвёртый класс! По порядку становись!» По команде ученики сбегаются и образуют ровный и правильный строй.
В облаке командует мороз. При охлаждении частички водяного пара перестают «бегать» и по строгим правилам природы начинают притягиваться и присоединяться друг к другу.
Они собираются в шестиугольные многоугольники, образуя снежинку. Если частица не успела присоединиться к одному из многоугольников, она ищет себе другой. Такие шестиугольники могут наращивать свои лучики в шесть сторон, присоединяя все новые и новые частицы. Так в небе и рождаются шестиугольные снежинки.

Педагог. Нарисуйте на снеге с помощью кистей рук и пальцев свои красивые снежинки, как кистью для рисования или карандашом.

Деятельность детей.

Педагог. Вы настоящие зимние художники. Молодцы! Отгадайте ещё одну загадку:

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём … Узор

Как вы думаете, как появляются снежные узоры на окнах?

Ответы детей.

Педагог. Зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров из него оседают на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают ветвиться и разрастаться, «рисуя» на стекле снежные (морозные) узоры.

Для того чтобы началась кристаллизация, первым ледяным кристалликам нужно на чем-то осесть. Пусть это будет пылинка. Или след от тряпки, которой протирали окна. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах на стеклах, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Настоящие цветы! Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы».

Педагог. О каких зимних загадках, тайнах и чудесах говорили?

Ответы детей.

Педагог. А в чём волшебство снега? Для чего он нужен?

Ответы детей.

Педагог. Снег нужен чтобы как одеялом укрывать растения зимой и питать влагой их весной, когда растает при тёплом солнце.

Педагог. Давайте проведём опыт и проверим, действительно ли снег-это вода. Возьмите небольшое количество снега в ладонь без перчаток и варежек. Сожмите. Чувствуете холод?

Ответы детей.

Педагог. Это потому, что наши руки горячие, они были в тепле. От тепла снег в наших ладонях тает и превращается в воду. Переверните сжатые ладони. Из них течёт вода, которой раньше не было. А снег превратился в маленький комочек или совсем исчез.

Деятельность педагога и детей. Проведение опыта на улице.

Педагог. Итак, ребята, что такое снег и снежинки?

Ответы детей. Это замерзшая от холода вода, которая при тепле тает.

Педагог. Вот и подошло к концу наше занятие, наш клубный час.

Педагог. С какими формами народного творчества мы сегодня познакомились?

Ответы детей. С загадками.

Педагог. Какое настроение оставило оно у вас? Что вам особенно запомнилось?

Ответы детей.

Педагог. Что бы  вы ещё хотели узнать из загадок природы?

Ответы детей.

Использованные материалы и литература:

Снежные загадки. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki9.htm#

Чудесные превращения воды в природе. http://mirdetctva.info/okrugmir/chudesnye-prevrascheniya-vody-v-prirode-20-07-2011.html

Колосова Виктория. Проект «Ледяные цветы». http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4468.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по географии "Великие открытия и путешествия 20 века. Загадки природы и необычные явления"

Основные вопросы курса: Поиски Северного полюса, изучение Арктики, открытие Южного полюса, штурм горных вершин и пр....

Презентация "Зимние загадки" на английском языке.

Данная презентация содержит загадки на английском языке о зиме, снеге, Санта-Клаусе и др. По щелчку мыши выходит текст загадки, дети предлагают свои варианты ответов, по второму щелчку выходит отгадка...

Зимняя загадка

Стихотворение о зиме...

Презентация "Зимние загадки"

К классному часу Новый год...

Клубный день "Зимние сезоны" 21 января 2018 г. в ГКОУ СКОШИ № 52 г. Москвы

21 января 2018 г. в нашей  школе прошёл клубный день "Зимние сезоны" Интересно было всем: детям, родителям, студентам, преподавателям ВУЗов и школ г. Москвы! Получить консультацию учите...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Зимние загадки»

Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.Задачи:Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать св...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности на тему: "Зимние загадки"

Конспект разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы компенсирующего обучения....