Охрана здоровья учащихся в условиях школы – интерната и групп продлённого дня. (выступление на РМО воспитателей)
материал по теме

Рахимуллина Гулия Абулаесовна

Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ ГБС(К)ОУ

Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

       

Охрана здоровья учащихся в условиях школы – интерната и групп продлённого дня.

                               (выступление на РМО воспитателей)

                                                                 Подготовила: воспитатель II категории,

                                                                 Рахимуллина  Гулия Абулаесовна.

                                               

г. Мамадыш, 2012 г.

     Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно - психическими расстройствами. Почему? Что происходит сегодня?                                                                                              Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.  Приоритетными направлениями в работе педколлектива за последние лет стали:

1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

     Специальная (коррекционная) школа - интернат обязательно работает над улучшением здоровья воспитанников. Работая, я, прежде всего, важное значение придаю практическим шагам по оздоровлению детей, медработники работают совместно с учителями, воспитателями и родителями:                                                                                                                    - по данным медосмотра выявляются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и по согласованию с врачом, инструктором по лечебной физкультуре с ними проводится корректирующая гимнастика, массаж. Я провожу беседы по предупреждению нарушений, информируем родителей, т.к. не всегда они обращают на это внимание. Рекомендую заниматься спортом.

Специальное (коррекционное) общеобразовательное школа- интернат VIII вида является местом активной деятельности ребенка в течение 9 лет обучения – наиболее интенсивного периода их развития и поэтому в школе- интернате созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учеников. Серьезной проблемой для меня остается нарушение зрения у детей. И здесь тоже возможно многое сделать: специальная гимнастика для снятия напряжения зрения проводим профилактические беседы, которые  помогают в какой-то степени скорректировать зрение у обучающихся. Проблема, конечно, не снята, но то, что можно сделать в рамках школы – я делаю. Традиционны "Дни здоровья", каждое утро начинаем с утренней гимнастики, на уроках проводятся оздоровительные минутки (физкультурные, музыкальные), смена видов деятельности. Учителя работают над проблемой устранения перегрузки, дозирования домашнего задания, создания комфортных условий психологического климата. При посещении уроков администрация контролирует выполнение учителями, воспитателями этих моментов оздоровления. Вопросы охраны и здоровье сбережения детей отражены в общей проблеме нашей школы "Формирование психически, физически и нравственно здоровой личности". Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через совершенствование системы реабилитационно - оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий.                                                                                                                     Наш педагогический коллектив идет своим путем, творчески нарабатывает опыт здоровье сбережения. В чем принципиальное отличие работы школы по оздоровительному направлению от прежней деятельности? Решение проблемы сохранения здоровья и формирование здорового образа жизни на диагностической основе.  Данные служат основой для планирования работы в отдельных классах, по школе, позволяют определить своеобразные группы риска, требующие повышенного внимания. Из года в год накапливается банк данных, что позволяет вести оздоровительную работу и, исходя из этих данных, делать ее более целенаправленной. В дополнение к методике выявления отношения к здоровью и здоровому образу жизни проводится отслеживание динамики состояния здоровья, по общим патологиям и по отдельным заболеваниям. Эти данные позволят создать паспорт здоровья школы, где четко прослеживается динамика заболеваний по годам, что даст возможность делать акцент на тех моментах, где выявляется рост. В каждом классе классный руководитель ведет паспорт здоровья класса, где отражаются сведения о заболеваниях учеников по данным медосмотра, это позволяет в течение 9 лет:

- знать состояние здоровья своих детей;

- знакомить  учителей класса, воспитателей и родителей о серьезных нарушениях в здоровье детей.

       Ранее, когда сведения были только у медработников, не всегда информация была полной. Результаты в паспорте здоровья позволили дать возможность целенаправленно работать с детьми, проводить беседы о тех нарушениях, каких более всего в классе, рекомендовать детям занятие спортом, оздоровительные процедуры.  Темы ДРК (диагностики, регуляции и коррекции), проводимые в школе:

- здоровье учеников в режиме дня школы- интерната;

- нормализация учебной нагрузки учеников;

- здоровье вашего ребенка (для родителей);

- состояние и уровень комфортности ученика в школе.

       По выявленным недостаткам проводится графический и сравнительный анализ, что дает возможность отслеживания эффективности проводимой работы.

        Накопление опыта здоровьесбережения идет не только на уроках, воспитательских часах, но и методобъединениях. Внедряются в практику работы оздоровительные методики и технологии обучения:

- коллективная творческая деятельность учащихся и взрослых;

- активные формы обучения;

- дифференцированное обучение, особенно в старших классах.

       Изучаются теоретически и проводятся открытые уроки, тематические воспитательные часы об охране здоровья по таким темам:

1. Выполнение санитарно-гигиенических условий.

2. Комфортное эмоционально-психическое состояние учителя-воспитателя и учеников.

        Традиционны в школе ежегодные тематические педсоветы, где проводится анализ всей оздоровительной работы в школе, выявляются положительные и отрицательные тенденции. По школьному графику с воспитанниками регулярно проводятся уроки здоровья на различные медицинские темы, о санитарно-гигиеническом режиме в школе-интернате. С учащимися проводится разнообразная по тематике и форме санитарно-просветительная работа: личные беседы с одним воспитанником, с группой и с родителями. При этом учитывается сезонность и эпидемиологическая обстановка. Так, в осенний период проводится беседы по профилактике простудных заболеваний, гриппа. С техническим персоналом проводятся беседы о санитарном и дезинфекционном режиме в школе-интернате. Проблема здоровья детей в наших руках и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей наша первоочередная задача.

         Здоровье детей сегодня укрепляем путем создания комфортной здоровьесберегающей среды в школе.                                                                      Психолог школы осуществляет психолого-педагогическое сопровождение в адаптационные периоды в 1-5 классах. Учебный план составлен с учетом работы школы по программе здоровья. В школе соблюдена общая нагрузка учащихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Контролируется проветриваемость спальных комнат за 30 минут до сна утром до подъема детей. Периодически посещаются уроки физкультуры с целью выявления утомляемости детей.                                                          Постельной принадлежностью, обувью, одеждой по сезону воспитанники обеспечены. Санитарный банный день в десять дней один раз.  В неделю один раз все воспитанники проверяются на педикулёз и кожные заболевания. Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия организатора, учителей физкультуры, классных руководителей, воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение школьников в оздоровительную деятельность. Мы добиваемся того, чтобы это не было эпизодами в школьной жизни, а стало систематической работой. Наиболее эффективна спортивно-оздоровительная работа, которой руководит увлеченный человек Куклев Андрей Павлович. В течение нескольких лет школа считается самой спортивной школой города, команды занимают призовые места в городских, республиканских и всероссийских  соревнованиях, успешно участвуют в городских соревнованиях. Из года в год увеличивается охват учеников спортивно-оздоровительной работой: более 50% учащихся занимаются в спортивных секциях школы и города. В плане воспитательной работы школы включены и проводятся:

- дни здоровья;

- встречи с медиками;

- беседы на воспитательных часах;

- смотр внешнего вида учащихся.

        Собранные материалы вывешиваются на стенде в школе и, естественно, привлекают внимание всех воспитанников школы. Педагогическим коллективом нашей школы - интерната накоплен определенный опыт по решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Я считаю, что здоровье детей сегодня можно укрепить путем создания комфортной здоровьесберегающей среды в школе и воспитания внутренней потребности вести здоровый образ жизни.