Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи.
план-конспект урока по теме

Таран Юлия Владимировна

Тема: Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи.

Цель: Дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; раз­вивать фонематический слух; учить выделять началь­ный  и конечный звуки в слове; закрепить умения подбирать слова-действия по картине, составлять схемы предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_-_ponyatie_o_zvuke.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Образовательное Учреждение детский сад №1971

Конспект открытого занятия.

Тема: «Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи».

Провела логопед ГОУ д/с №1971

Таран Ю.В.

Москва, 2010

Конспект занятия

Тема: Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи.

Цель: Дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; развивать фонематический слух; учить выделять начальный  и конечный звуки в слове; закрепить умения подбирать слова-действия по картине, составлять схемы предложений.

Оборудование: лист бумаги, ножницы, колокольчик, погремушка, картинки для определения звука (набор, индивидуальный для каждого ребёнка), картинки, которым можно назвать односложными словами (кот, дом и т.п.),  игрушка «Звукоедик», квадраты – обозначения звука (красные и синие), картина «Лес».

Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика: выполнение общего комплекса артикуляционной  и дыхательной гимнастики.

2. Организационный момент. Игра «Слушай и отгадывай».

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает ( хлопает в ладоши, стучит по столу,  режет бумагу, рвет бумагу, звонит в колокольчик, трёсёт погремушкой).

—    Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

—        Вы слышали звуки.

3. Знакомство с понятием звук. «Путешествие» в древние времена.

—        Давным-давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. Но они слушали, что происходит вокруг. По звуку они всё могли определить. А вы сможете?

А-а-а – кричит девочка,

У-у-у – воет волк,

С-с-с – дует ветер,

Ш-ш-ш – шипит змея,

Ж-ж-ж – жужжит жук,

З-з-з – звенит комар.

Логопед произносит звук, дети поднимают нужную картинку.

Люди учились соединять эти звуки: шшшуууммм, дддыыыммм. У них стали получаться слова.

Логопед подводит детей к выводу: Слова состоят из звуков.

—        Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово
протяжно.

У меня есть волшебная палочка. Давайте поиграем с ней. Как только палочка коснется картинки, слово протяжно зазвучит: жууук

На доске картинки-предметы: кот, мак, дом, дым, нос и. т. д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов.  

—        Вместо звука древние люди рисовали веточкой на песке квадратик:  

И мы с вами будем обозначать звук квадратиком.

Слово жук мы напишем так:                .  

Сколько звуков в слове жук? Сколько квадратов мы нарисовали?

4.        Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом

5. Выделение начального  звука в слове.

Древние   люди любили играть со звуками. И мы с вами сейчас поиграем в одну из таких игр. А поможет нам с вами мячик. Логопед бросает мяч детям, называя слова, а они,  определяя первый звук в слове, возвращают мяч логопеду.

6.        Выделение конечного звука в слове.

У есть один друг – Звукоедик. Его так назвали потому, что он любит проглатывать звуки в словах. Какой последний звук в словах съел Звукоедик?

По двору ходил пету..., дети играли в мя…, лает большая собак…, у меня вкусная конфет…, в комнате стоит большой шка…

7. Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово».

  1. Из чего состоят слова?
  2. Древние люди соединяли звуки в слова и произносили их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова я произнесу сейчас: с-о-к (сок), к-о-т (кот), д-о-м (дом) и т.п

8. Подбор слов-действий по картине. Закрепление понятия «предложение», составление схем предложений.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку «Лес», затем он называет звуки, которые можно услышать в лесу. Дети догадываются, кто или что издаёт в лесу такие звуки.

Давайте составим предложения по этой картине. Что делает змея? (змея шипит) Что делает ежик? (ёжик фыркает) Что делает волк? (волк воет) Что делает жук? (жук жужжит) Что делает дятел? (дятел стучит)

Дети составляют предложение и схемы к ним. Шипит длинная змея. Стучит по дереву дятел. Фыркает колючий ёжик.

9.        Итог.

—        Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Логопедическое занятие: «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи».

Логопедическое занятие по теме «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи»....

Презентация к уроку "Понятие информации. Свойства информации. Единицы измерения информации"

Тип урока: урок открытия новых знанийВид урока: комбинированный урокЦели урока:Образовательные:Сформировать представления о понятии «информация»Дать представление об основных свойствах инф...