Логопедическое занятие: «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи».
план-конспект на тему

Высовень Лариса Анатольевна

Логопедическое занятие по теме «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема занятия «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи»

Место занятия в теме или разделе программы

ознакомительное

Какие особенности и возможности обучающихся учтены  

- Возрастные и интеллектуальные особенности.
- Ведущий вид деятельности.
- Необходимость включения в работу всех анализаторов.
- Речевые возможности.
- Зона ближайшего развития.
- Психоэмоциональное состояние (пониженная работоспособность, быстрая утомляемость).
Методы и приемы

Наглядные:
- картинный материал 
-компьютерная презентация

Видеофильм.
Практические: 
- подражательно-исполнительские упражнения (воспроизведение ритма);
- тренировочные упражнения (подбор глаголов к существительным); прилагательных к существительным.  

Исследовательские :исследуют особенности неречевых звуков и звуков речи.
Словесные:
- объяснение (лексическое значение слов);
- вопросы к детям: репродуктивные, поисковые 
- указания
Специфические:
- двигательно-кинестетический (характеристика звука на основе ощущений от движения органов артикуляции)
-дыхательные упражнения

Использование возможностей технических средств обучения Компьютерная презентация «Органы речи»

Видеофильм

Цель: изучить методом самостоятельных наблюдений,  какие бывают звуки и как образуется речь. Познакомить детей с органами речи. 
Задачи:
Актуализировать знания детей о физиологических функциях, которые выполняют губы, зубы, язык.
Познакомить детей с понятием «органы речи», строением речевого аппарата.
Активизировать предикативный словарь: глаголы, обозначающие крики животных. 

Активизировать словарь прилагательных: прилагательные характеризующие звуки.
Развивать внимание, слухомоторные координации.
Воспитывать умение выслушивать учителя и товарищей, работать в группах, воспитывать бережное отношение к органам речи, правильное речевое поведение.

Оборудование: мяч, звучащие предметы, свистульки, пакет с различными предметами издающими звук, разные по величине колокольчики, букет из листьев,  ракушки,  три одинаковые банки,  молоточек,  фасоль.


Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети по очереди выполняют инструкциюучителя - логопеда: Сейчас сядет тот, кто скажет, какие звуки мы можем услышать в окружающем нас мире. Дети занимают свои места за столами.

II. Введение в тему занятия.

1. Развитие слухомоторных координаций.
Детям предлагается хлопками воспроизвести  различные ритмы: / // (вместе, по очереди).

2. Логопед: Живые существа тоже издают звуки.

Игра «Кто как голос подает». Игра с мячом

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей

(Детям предлагается подобрать глагол по смыслу: собака – (рычит, лает), кошка – (мяукает, мурлычет), корова – (мычит), петух – (кукарекает), гусь – (гогочет), утка – (крякает), воробей – (чирикает).)

А люди? – Разговаривают.

Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

( О речевых и неречевых звуках и  о том как они образуются.)

III. Основная часть занятия.

1. Исследовательская работа «Какие бывают неречевые звуки».

 

Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь

Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.

Давайте выясним,   какие же бывают звуки.

-Как вы думаете если сильно дунуть в свистульку, то  какой по громкости получится звук? Громкий, а если дунем с меньшей силой то какой? -Тихий.

-Звуки бывают тихие и громкие. Вызванный ребёнок дует в свистульку.

-У меня есть два колокольчика как вы думаете, какой получится звук, если в них позвонить разный или одинаковый.   Приглашается ученик и звонит в колокольчики,  дети приходят к выводу,  что одного колокольчика  звук звонкий,  а у второго глухой.

-Звуки бывают звонкие и глухие.

- Приятные и резкие.

-Бывают звуки очень тихие их можно услышать в полной тишине,  если послушать ракушку.

-Сейчас осень,  листья падают и когда идёшь по листьям какой звук мы услышим

- Шуршащий.   Шуршащие звуки.

-У меня три банки. Послушаем одинаковый ли звук они издают,  ударили ложечкой. А теперь наполним эти банки фасолью: больше половины и меньше половины. Опять постучим ложечкой,  изменились ли звуки.

Дети делают вывод.

2. Игра «Чудесный мешочек. Угадай звук»

 В пакете лежат разные предметы , дети по очереди выходят и издают звуки с помощью этих предметов. Остальные должны назвать  предмет и охарактеризовать звук.

- Это мы с вами слушали неречевые звуки.

3. Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.

А вот донеслось «Ау» два звука. Это уж совершенно иного свойства звуки. Чем все остальные. Во - первых вы можете с уверенностью сказать что их именно два. Во вторых вы сразу же поняли , что их издало человеческое существо. И главное вам понятно, что они значат,  а значат они , что двое людей ищут друг друга.

А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.

А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.

- Для чего речь нужна человеку?

Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания.

Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

4. Знакомство с органами артикуляции

Речевые звуки мы издаём органами речи. Это очень важные органы. Речь необходима людям и в быту и в труде, чтобы усваивать новые знания, чтобы передавать опыт другим. Что же это за органы,  которые создают речь. Оказывается у нас есть целый завод по производству звуков .

Как рождаются звуки? Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы, так,  как будто сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто: в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Вместо станков на «заводе»– органы речи. А звуки – настоящие «эксплуататоры». Только для того, чтобы звук появился на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Им всем хватает работы! А наши уши – контролёры. Они всегда на посту: чуть человек не так произнёс в слове звук – ухо сразу услышит.

Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких.

По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где живут голосовые связки. Странные существа эти связки: они как будто боятся некоторых звуков. Когда такие звуки образуются, связки натягиваются и начинают дрожать. Это дрожание превращается в голос.

Видео фильм о работе голосовых связок

Странные существа на самом деле наши голосовые связки: они как будто боятся некоторых звуков. Когда такие звуки образуются, связки натягиваются и начинают дрожать. Это дрожание преобразуется в голос. Голосовые связки «боятся», например, звуков [А], [О], [Р], [Д]. зато звуки [С] и [Ш] получаются легко.

Из узенькой гортани воздух, которому надоело протискиваться сквозь голосовые связки, с голосом или без голоса, вырывается на свободу и бежит в рот (учёные в таких случаях говорят: в полость рта). Так ведут себя почти все звуки.Но есть звуки, которым так и не удаётся вырваться на простор, из узенькой гортани они попадают в узкую носовую полость. Этих звуков всего два: [М] и [Н] их так и называют носовыми.

Вы все, конечно, знаете, что звуки бывают гласными и согласными. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своём пути никаких преград, то получается гласный звук. А если ему придётся прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, носовая полость, то получатся согласные звуки.

Физминутка. Артикуляционная гимнастика

 

Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:

Это — правая щека,
Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа!

Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.

А вокруг-то — целый ряд
Зубки нижние стоят:

Боковые слева, справа,
Впереди — зубов оправа.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!

- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.

- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.

- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете?

- Горлышко вибрирует/.

- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать?

-Нужно подумать.

-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят?

Да.

- С помощью чего мы слышим?

 -С помощью слуха.

- Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить?

-  Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие.


Эти знания пригодятся для того, чтобы овладеть хорошей дикцией, научиться выразительно читать, а значит, грамотно писать.

5. Как нужно беречь голос.  Видео.

6. Работа с пословицей.

Всё что мы говорим контролируется главным органом нашего тела – мозгом.  У русского народа есть много пословиц о  значении речи в жизни человека. Сегодня мне хочется познакомить вас с такой пословицей.

Сначала подумай,  потом говори.

 Пословица разрезана на 2 части. Дети должны составить пословицу и объяснить,  что она обозначает.

Учитель предлагает послушать рассказ и затем привести свои жизненные примеры,  связанные с этой пословицей.

Один раз шел как-то мальчик по улице. Гулял, гулял, и стало ему скучно. Решил он поиграть на детской площадке. Пришел он на площадку. Увидел там красивую девочку. Мальчик подошел к ней, и сказал:
- Привет, давай поиграем.
Девочка тоже поприветствовала его, и они начали играть. Сперва,  они покачались на каруселях, качелях, попрыгали через верёвку, а потом им двоим, стало грустно. Они сидели в песочнице и думали во,  чтобы им ещё сыграть. Девочка решила развеселить мальчика, и набрала букет цветов. Мальчик увидел букет и подумал, что она считает его за девочку. Он разозлился, выбросил букет и сказал:
- Я больше не буду с тобой дружить, потому что ты, плохой друг. Девочка расплакалась, и побежала домой. Через два мальчик вспомнил,  как они веселились вместе. Он пришел к ней в гости и попросил прощения. А девочка сказала:
- Сперва подумай, а потом скажи!

 

IV. Заключительная часть занятия.

 

Что нового узнали на занятии .

 Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сюжета сказки "Золушка"

Подгрупповое логопедическое занятие проводилось в 5 классе с учащимися с легкой умственной отсталостью на этапе автоматизации звука. Разработка содержит  план-конспект занятия и презентацию...

«Понятие о речевых и неречевых звуках. Знакомство с органами артикуляции».

План-конспект логопедического занятия по ознакомлению с органами артикуляции....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...

Конспект НОД с детьми старшей группы с ФФНР на тему «Музыкальные инструменты», «Речевые и неречевые звуки».

Подготовила учитель-логопед Юрченко Елена Ильинична, г. Санкт-Петербург (Колпино).Используемые современные образовательные технологии: коллективная система обучения, игровые технологии, здоровьесберег...

Конспект занятия "Речевые и неречевые звуки" (подготовка к школе)

конспект комплексного занятия "Речевые и неречевые звуки". Подготовка к школе, основы грамоты....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к».  Постановка звука «л».  Сказка...