Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сюжета сказки "Золушка"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Мокринская Марина Михайловна

 

Подгрупповое логопедическое занятие проводилось в 5 классе с учащимися с легкой умственной отсталостью на этапе автоматизации звука. Разработка содержит  план-конспект занятия и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatie_po_skazke_1.zip1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие подготовлено и проведено

Мариной Михайловной Мокринской

учителем – логопедом

ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

Общеобразоватедбная школа – интернат»

Нарушения устной речи и письма учащихся с особыми образовательными потребностями широко распространены, выражаются в системном недоразвитии всех её сторон: фонетико-фонематической и лексико-грамматической и носят системный и стойкий характер. Для достижения положительных результатов в работе по коррекции речевых нарушений, сохранению у  учащихся положительной мотивации  к учебной деятельности необходимо постоянно совершенствовать приемы, методы, формы, и средства обучения. Использование презентаций позволяет существенно оптимизировать процесс обучения, повысить его эффективность и, как следствие, положительно повлияет на качество знаний учащихся. Иллюстративный материал порождает речевые высказывания учащихся, способствует расширению пассивного и активного словаря, развитию связной речи. Использование содержания сказок в качестве речевого материала также способствует развитию речевых умений и активизации познавательной деятельности.

Конспект подгруппового логопедического занятия

в 5 классе СКОУ 8 вида

на этапе автоматизации звука

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

НА ОСНОВЕ СЮЖЕТА СКАЗКИ «ЗОЛУШКА»

Цели:

  1. Закрепление правильного произношения звука [Л] в связной речи; закрепление представлений о прочитанной сказке «Золушка»; актуализация глагольной лексики; закрепление в речи структуры распространенного предложения; закрепление навыков краткого пересказа прочитанного текста.
  2. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, общей, тонкой, мимической и артикуляционной моторики, голоса и дыхания, памяти, мышления, связной речи.
  3. Формирование интереса к сказкам, к чтению. Воспитание нравственных качеств.

Оборудование: цветовые символы звуков и слов, интерактивная доска или компьютер, зеркала

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент

Кто это? (Золушка.)                                                      (Презентация № 1. Слайд 2)

Сообщение темы и цели занятия

Я просила вас взять в библиотеке и прочитать сказку «Золушка».

Сегодня мы вспомним сказку «Золушка» и повторим звук [Л].           (Слайд 3)

2. Основная часть занятия

  1. Общее расслабление. Закройте глаза, расслабьтесь, представьте, что мы с вами попали в эту сказку (расслабление).                      

                                                                                               

  1. Развитие пространственного восприятия. Мы находимся на балу. Вокруг много людей. Посмотрите налево, направо, назад, вперед. 

                   

  1. Развитие общей моторики. В зале все танцуют, звучит музыка. Встаньте, потанцуйте, покружитесь.              

                                                              

  1. Развитие мелкой моторики. Гостей на балу очень много и все танцуют. Потанцуйте пальчиками на парте.

  1. Массаж лица (выполняют  самостоятельно по инструкции логопеда)

  1. Развитие мимических мышц. Покажите, как страдала Золушка, когда её не взяли на бал.                                                                                             

Изобразите злую мачеху, ленивых и злых сестер.                                   

Покажите, какое доброе лицо было у Волшебницы.      

                         

  1. Развитие артикуляционной моторики

а) Упражнения для челюсти. Гости на балу были любовались золушкой, стояли открыв рты. Подвигайте нижней челюстью вверх, вниз.  

        

б) Упражнения для губ. На балу Золушка была в очень красивом платье и танцевала с принцем. Все восхищаются её красотой. Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти и зубы напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину 1,5 пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.

Придворные музыканты играют на трубе.                                                 

«Широкая труба». Зубы сомкнуты, губы вытянуть широкой «трубочкой».

в) Упражнения для языка. На балу гостей угощают вкусной клубникой, яблоками, пастилой, они облизываются: упражнение «вкусное угощенье»: круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.

Слуги короля заглядывают стараются заглянуть в окна и двери, посмотреть на гостей. «Язычок пролезает сквозь дверную щелочку». Прикусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед.

  1. Работа над развитием голоса и дыхания, переключаемости органов

артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

Гости поют песни. Произнести на одном выдохе, громко и тихо звуковой ряд: а-у-о, о-и-ы, а-у-о-и.

  1. Автоматизация звука [Л] в связной речи
  1. Произношение звука изолированно. Во дворце короля шумно, стоит гул. Произнести длительно [Л]

  1. Анализ артикуляции по плану (дети проводят анализ артикуляции сами,

при помощи логопеда (при затруднениях), пользуясь схемой)

Губы: принимают положение следующего за ним звука;

Зубы: разомкнуты, образуют небольшую щель;

Язык: кончик языка поднят вверх и смыкается с верхними зубами. Края языка примыкают к коренным зубам;

Голосовые связки: сомкнуты и вибрируют.

  1. Характеристика звука (дают дети, при затруднениях могут использоваться наводящие вопросы логопеда)

Какой звук [Л]? (согласный, звонкий, твердый)

  1. Автоматизация звука [Л]  в слогах. Развитие функции языкового анализа и синтеза

Догадайтесь, какое слово я задумала, если в нем есть звуки [б], [л], [а]. (Бал.) 

Правильно ли я обозначила это слово? (нет) Исправь (зачеркивает лишний)    (В схеме дано четыре кружочка).

Куда хотелось поехать Золушке? (На бал.)                                              (Слайд 4)

Кто помог Золушке? (Волшебница.)                                                         (Слайд 5)

Произнесите это слово по слогам. (Вол-шеб-ни-ца.) 

Произнесите по слогам слово Зо-луш-ка. (Зо-луш-ка)

Какое слово длиннее? Почему слово бал короткое? (состоит из одного слога).

  1. Произношение звука [Л] в словах

Какой была Золушка? (Ласковой, милой)                                               (Слайд 6)

Какую работу выполняла Золушка? Подскажи нужные слова. Золушка полы ... (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь ... (топила), обед ... (варила, готовила), белье ... (стирала, полоскала, гладила), грядки ... (полола), посуду ... (мыла, чистила).                                                                               (Слайд 7,8,9)

Чем похожи эти слова? (Они кончаются на слог ла.)

Почему ее называли Золушкой? (от слова зола).

Что такое зола? (В случае затруднения логопед объясняет смысл слова.)

Чем было испачкано ее платье? (Золой.)                                                 (Слайд 10)

Оно было в чем? ... (в заплатках).                                                           (Слайд 11)

Я даю вам перепутанные слоги, верните слово: ка-па-лоч ... (палочка). 

Какая у волшебницы палочка? (Волшебная палочка.)                          (Слайд 12)

  1. Произношение звука [л] в предложениях

Куда послала Волшебница Золушку? (Волшебница послала Золушку в огород.)

Что сделала Золушка? (Сорвала большую тыкву.)                               (Слайд 13)

Что произошло потом? (Волшебница прикоснулась к тыкве волшебной палочкой. Тыква превратилась в золотую карету.) 

В кого она превратила мышей? (В лошадей.)                                        (Слайд 14)

А ящериц? (В слуг.)

Что еще сделала Волшебница? (Превратила платье в заплатках в золотое, нарядное платье.)                                                                                     (Слайд 15)

  1. Анализ состава предложения

Помогите Золушке уехать на бал. Выложите ей дорожку из полосок-слов. Составьте предложение из слов (уехать, Золушка, бал, на.) Обозначьте слова полосками.

Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе и т.д. С какой буквы пишется первое слово? Что ставится в конце предложения?

  1. Актуализация глагольной лексики

Что произошло на балу? Золушка с принцем ... (познакомилась).       (Слайд 16)

Она на балу что делала? (танцевала, веселилась, смеялась, плясала).

  1. Развитие связной речи (Краткий пересказ сказки с опорой на иллюстрации)                                                                    (Презентация № 2)

3. Домашнее задание 

Прочтите сказку «Колобок».

4. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ч"

Подгрупповое заняти в игровой форме знакомит дошкольников со звуком [ч] и буквой Ч....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по обучению связной речи

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин с элементами театрализованной деятельности. Обучение пониманию скрытого смысла пословиц. Подбор родственных слов....

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема:  "Дикие ...