Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"
план-конспект

Жохова Мария Борисовна

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"

 

Лексическая тема:  "Дикие животные нашего леса"

 

Цель: Способствовать различению и правильному произношению звуков [З] и [С] в связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dif._z-s.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей старшей группы с  логопедическим заключением – ОНР,

 2 уровень речевого развития

Разработали: Жохова М.Б., Мухатаева Ю.Н.

Тема: Дифференциация звуков [З] и [С] в связной речи

Лексическая тема:  "Дикие животные нашего леса"

Цель: Способствовать различению и правильному произношению звуков [З] и [С] в связной речи

Задачи: 

Коррекционно-образовательные: 

- формировать умение сравнивать характеристики звуков [З] и [С]

- упражнять в различении и правильном произношении звуков [З] и [С]

- активизировать словарь по теме "Дикие животные нашего леса"

- формировать навыки звукобуквенного анализа

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и восприятие

- развивать зрительное и слуховое внимание

- развивать речевую активность и связную речь

- развивать память и мышление

- работать над развитием силы голоса и длительности речевого выдоха

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям

- развивать самоконтроль над речью

- воспитывать интерес к речевой деятельности на занятиях

Оборудование:

- Карточки с изображениями:

- лес                       - медведь                 - еж

- заяц                     - волк                        - рысь

- сова                     - лиса                        - лось

- змея                     - белка                     - кабан

- Карточка со сравнительной характеристикой звуков [З] и [С]

- Картинно-графический план рассказа "Сова в лесу"

- Магнитофон

- Аудиозапись "Звуки леса"

- Колечки Су-Джок на группу

                                             

Ход занятия

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня нас ждёт много интересного и увлекательного. И я желаю вам, чтобы у вас было хорошее настроение и все получилось!

- Приготовьте ваши ручки.

Самомассаж: повторяйте за мной.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Растираем ушки вверх и вниз мы быстро.

Нежно их сгибаем, тянем их за мочки,

Переходим быстро пальцами на щёчки.

Щёчки растираем, чтобы раскраснелись,

Губки растираем, чтобы улыбались.

Не циркач, не артист, сам себе массажист.

2. Сообщение темы занятия:

- Ребята, вы любите путешествовать?

Тогда мы отправляемся с вами в волшебный лес, в гости к диким животным.

Итак, тема занятия: "Дикие животные нашего леса"

А вот кто же нас пригласил, мы сейчас узнаем...

- Отгадайте загадки:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы?

- Верно, ребята.

Выкладываю изображение зайца перед детьми.

Кто ещё нас приглашает?

Пузом по земле ползет,

За собою хвост везёт.

- Кто это?

- Правильно.

Выкладываю изображение змеи.

И ещё кто-то нас зовёт в лес...

Солнца яркого боится,

Ночью - хищник эта птица

Ловко мышь найдет в траве,

Говорим мы о ...

О ком?

- Молодцы!

Выкладываю изображение совы.

Так кто же нас позвал к себе в гости?

Давайте перечислим.

Верно! Сова, змея и заяц.

- Ребята, каких животных наших лесов вы ещё знаете?

- Хорошо. Молодцы.

А ещё в наших лесах водятся лось, рысь, кабан и многие другие дикие животные.

Выкладываю изображения названных животных.

Вот они, животные наших лесов. Посмотрите ещё раз и запомните.

3. Определение позиции звука в слове:

Вот теперь зайка прискакал к нам в гости.

И он вас спрашивает: Дети, какой первый звук в слове "заяц"?

- Молодец.

Какой первый звук в слове "сова"?

- Правильно.

А в слове "змея" какой первый звук?

- Верно, звук "З"

Итак, какие звуки мы выделили в начале этих слов?

- Верно!

Сегодня мы будем учиться различать звук "С" и звук "З" на слух и вспомним как правильно их произносить.

4. Упражнения по развитию силы голоса и длительности речевого выдоха:

- Ребята, вот мы и очутились в волшебном лесу.

Ненадолго включаю аудиозапись "звуки леса".

Слышите как здесь в лесу много шорохов и звуков. Какие звуки вы слышите?

Выключаю запись.

- Правильно, молодцы.

А ещё в лесу водятся дикие пчелы. Давайте помолчим и послушаем их жужжание.

"Тсссс"  подношу палец  ко рту. Повторяйте за мной.

Вот они летят, слышите? Далеко-далеко, их почти не слышно. Тихо на длительном  выдохе произношу звук "з". Ближе и ближе... на выдохе с нарастающей громкостью произношу звук "з", имитируя звук приближающегося жужжащего роя пчел. Повторяйте за мной.

5. Характеристика звуков:

Зайчик еще не знает что это за звуки "З" и "С", давайте поможем ему разобраться?

Показываю картинку, иллюстрирующую характеристики звуков "С" и "З".

Как мы произносим звук "С", вы помните?

Беру карточку с изображением буквы "С" и проговариваю, демонстрируя вместе с детьми: губы - в улыбке, язык - за зубками внизу, зубки - заборчиком, но не сомкнуты, струя воздуха - тонкая и холодная, голос-колокольчик - молчит.

Карточку с буквой "С" ставлю в правый "домик".

А теперь посмотрим чем отличается от звука "С" звука звук "З"? Показываю карточку с изображением буквы "З". И проговариваю, демонстрируя вместе с детьми: губы - в улыбке, язык - за зубками внизу, зубки - заборчиком, но не сомкнуты, струя воздуха - тонкая и холодная, голос-колокольчик - звенит.

Акцентирую внимание детей на этом различии между звуками. Звук "З" звонкий, ребята. Какой он, звук "З", повторите.

Карточку с буквой "З" ставлю в левый домик. Вы молодцы, ребята, помогли зайчику понять какие они, звуки "З" и "С".

6. Развитие фонематического слуха:

Приглашаю детей встать из-за столов и даю задание: я  буду вам читать рассказ "Сова в лесу", а вы, услышав в нем звук "С" хлопайте в ладошки, а услышав звук "З", топайте ножками. Понятно?

"Не спит ночью на сосне сова.

В темноте совы все видят.

Вот зайка скачет.

Вот змея в кустах спит.

Вот суслик зевает.

Когда весь лес уснёт, сова улетит с сосны,

везде заглянет, всех напугает, а потом усядется на сук и заухает."

- Молодцы.

7. Закрепление изучаемого звука в связной речи:

Предлагаю наиболее способным ученикам пересказать услышанный текст по картинно-графическому плану рассказа.

8. Развитие мелкой моторики с элементами Су-Джок терапии.

Я вам сейчас раздам волшебные колечки-пружинки и вы поочередно будете надевать их на каждый пальчик левой руки, а потом правой, начиная с мизинчиков.

Повторяйте за мной вместе со строчками стихотворения про зайку.

Знает зайка сотню сказок,

Сто загадок, сто затей.

Созывает всех весной

Он в свой домик под сосной.

Вот и сейчас зайке пора домой, давайте попрощается с ним.

9. Ребята, мы сегодня с вами побывали в сказочном лесу и познакомились с его обитателями - дикими лесными зверями. Мы упражнялись в сравнении, различении и правильном произношении звуков "С" и "З". Вы молодцы!

Вам понравилось наше путешествие?

До свидания, ребята!

- Здравствуйте!

- Спасибо!

- повторяют несложные массажные движения.

- растирают ладошки

- гладят лицо от лба к подбородку

- растопыренными пальцами гладят голову от лба к затылку

- трут ушки вверх-вниз

- сгибают ушную раковину, тянут за мочки вниз

- гладят щёчки от ушей к губам, растирают их по кругу

- гладят губы от середины к уголкам, улыбаются.

- Да

- Это зайчик

- Змея

- О сове

- Сова, зайка и змея

- Медведь, волк, лиса, белочка, ёжик

- звук "З"

- звук "С"

- "З"

- "С" и "З"

- птички поют, шелестит листва, воет волк, кукует кукушка.

- Дети произносят "тссс", поднеся палец ко рту.

- Дети повторяют звук "ззз" на длительном выдохе с нарастанием силы голоса.

- Губы - в улыбке, язык - за зубками внизу, зубки - заборчиком, не сомкнуты, струя воздуха - тонкая и холодная, голос-колокольчик - молчит.

- Губы - в улыбке, язык - за зубками внизу, зубки - заборчиком, не сомкнуты, струя воздуха - тонкая и холодная, голос-колокольчик - звенит.

- Звук "З" звонкий!

- Дети встают

- Да.

Спит - хлопок, сосне - 2 хлопка, сова - хлопок

Совы - хлопок, все - хлопок

Зайка - топот, скачет - хлопок

Змея - топот, кустах - хлопок, спит - хлопок.

Суслик - 2 хлопка, зевает - топот

Весь - хлопок, лес - хлопок, уснет - хлопок, сова - хлопок,  с - хлопок, сосны - 2 хлопка

Везде - топот, заглянет - топот, всех - хлопок, усядется - хлопок, сук - хлопок, заухает - топот.

- 2 ребенка пересказывают текст про сову по картинно-графическому плану рассказа.

- Дети повторяют слово в слово, попеременно надевая колечко на пальчики.

- Знает зайка сотню сказок,

Сто загадок, сто затей.

Созывает всех весной

Он в свой домик под сосной.

- До свидания, зайка!

- Да!

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"

Конспект  подгруппового  логопедического  занятия для детей первого класса с ОНР III  уровня речевого развития. Лексическая  тема: «Домашние животные»...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по обучению связной речи

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин с элементами театрализованной деятельности. Обучение пониманию скрытого смысла пословиц. Подбор родственных слов....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР. "На помощь Лесовичку".

Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. В подгруппе 4 человека. Занятие проводилоясь в начале учебного года для закрепления признаков осени и дифференциации гласных...

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: «Необычное путешествие. Звук «Л»

Подгрупповое логопедическое занятие "Необычное путешествие. Звук "Л"Этап: автоматизация звука в связной речи....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Путешествие на волшебном самолете. Звук «Л»

Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие на волшебном самолете. Звук "Л".Этап: автоматизация звука в связной речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...