Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звуков [Р - Р'] с детьми 6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий.
план-конспект

Колесникова Юлия Леонидовна

В данной статье представлен конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звуков [Р - Р'] с  детьми 6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий таких, как:  психогимнастика с элементами самомассажа; пальчиковая гимнастика с элементами Су-джок терапии; работа с «сухим» бассейном; сопряженная артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики; дыхательно–голосовые упражнения; кинезиологические упражнения; зрительная гимнастика; релаксация; развитие межполушарного взаимодействия.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звуков [Р - Р'] с  детьми 6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель: автоматизация звуков [Р - Р'].

Задачи:

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звуков [Р - Р'] в слогах, словах, предложениях;

- закреплять умение определять местонахождение звука [Р] в слове (в начале, в середине, в конце слова) и соотносить со схемой.

- упражнять в умении составлять слово из заданных букв;

-  упражнять в исправлении логически неправильно построенных предложений

Развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать ориентацию в пространстве и координацию тонких движений кисти и пальцев рук;

- развивать речевое дыхание, поддерживать тонус голосовых связок;

- развивать межполушарное взаимодействие, работать над предупреждением нарушений зрения;

- развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям, поощрять стремление найти выход из создавшегося положения, желание помочь попавшим в беду.

- воспитывать навык самоконтроля за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

- побуждать к проявлению инициативы и самостоятельности.

Оборудование: презентация, интерактивная панель, мячики су-джок,  «сухой» бассейн с гречневой крупой, пластиковые буквы (Т, И, Г, Р), картинка «Полянка с бабочками» для дыхательной гимнастики,  музыкальный центр, расслабляющая музыка леса, дорожки-схемы, камешки марблс.

Предварительная работа: постановка звуков [р - р'], разучивание психогимнастики с элементами самомассажа «Солнышко», разучивание пальчиковой гимнастики с элементами Су-джок терапии, разучивание сопряженной гимнастики с элементами биоэнергопластики «Прогулка в лес»,  разучивание дыхательно–голосовых упражнений «Царство ветров»,  разучивание гимнастики на общее мышечное и эмоциональное расслабление

разучивание стихотворений на автоматизацию звуков [р - р'].

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить, и не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.

Ребята посмотрите на экран, к нам заглянуло солнышко (слайд презентации)

 Психогимнастика с элементами  самомассажа «Солнышко».

- Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам.(ребёнок садится)

- Солнышко предлагает сделать массаж лица.

Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает Щёчки, щёчки, щёчки

(потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит Точки, точки, точки

(постукивают пальцем)

Золотят веснушки деток, Очень нравится им это.

(легкие постукивания пальчиками по щёчкам и подбородку).

2.Основная часть

Пальчиковая гимнастика с элементами Су-джок терапии

Логопед. Солнышко прислало нам  вот такие чудесные, колючие шарики. Поиграем с ними.

Логопед вместе с детьми выполняет гимнастику под речевое сопровождение.

 «Чудесный мячик»

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждый пальчик я прижму

И другой рукой начну.

Логопед. А теперь мы откроем наш шарик и достанем колечки.

Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.

Раз-пальчик большой он красивый такой.

Два – пальчик указательный очень обаятельный.

Три – пальчик средний он совсем не вредный.

Четыре – безымянный пальчик очень славный.

Пять – мизинчик маленький счастливчик.

Работа с «сухим» бассейном.

Молодцы, ребята. Посмотрите, солнышко прислало нам вот такую коробочку, что в ней? (крупа). А в этой крупе спрятаны буквы, опустите руки в крупу и найдите их.

Составление слова из данных букв.

 Логопед: Давайте посмотрим какие буквы мы нашли? (Т, Г, Р, И). Какое слово получится из этих букв? Правильно ТИГР. Посмотрите, я хочу вас познакомить вот с таким замечательным тигром, его зовут Амурчик. ( слайд презентации) И сегодня мы отправимся с нашим новым приятелем в путешествие по лесу. Приготовились выполнять артикуляционную гимнастику языка и пальцев рук.

«Прогулка в лес» (сопряженная гимнастика с элементами биоэнергопластики).

1. Идём по лесу: топ-топ, топ-топ-топ.. Ребёнок "идёт" указательным и средним пальцами по столу, делая по шагу на каждый слог. Движения языком вверх-вниз.

2. Вышли на поляну ровную-ровную. Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

3. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

4. Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.

5. Ветер качает ветки дерева:

Дыхательно–голосовые упражнения  «Царство ветров».

Дети, изображая ветры (северный – холодный, южный – тёплый, восточный – усиливающийся, западный – затихающий),  пропевают  звуки разные по высоте, силе, тембру, громкости, модуляции.

Звук У – холодный северный ветер. Звук завывающий (низко).

Звук И – южный тёплый ветер. Звук радостный (высоко, звонко, ровно).

Звук А – ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко просыпается. Звук усиливается.

 Звук О – западный, оттуда, где солнышко ложится спать.

Звук затухающий от сильного к слабому.

6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять. Язык прогнуть "чашечкой".

7. У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять. Язык присосать к твердому нёбу.

8. Грибы растут.

Чередовать показ грибов с тонкой и толстой ножкой, меняя положение рук. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".

Дыхательная гимнастика.

Молодцы, а вот на полянке растут цветы, (слайд презентации) а на цветах летает много бабочек. Наш Амурчик решил поиграть с ними и начал ловить. Давайте подуем на бабочек, чтобы они улетели.

Воздух набираем носом, а затем плавно, не надувая щеки, выдыхаем весь воздух вперед, по середине языка.

Молодцы! Отлично справились с заданием.

Вдруг Амурчик услышал журчание воды и вышел к реке. (слайд презентации) Он видел, как его папа тигр много раз перепрыгивал через эту речку (слайд презентации)  и решил сам попробовать. Мы будем помогать Амурчику собраться с силами, для этого нам нужно хорошо и долго порычать.

Ребята длительно произносят звук РРРРР.

Молодцы отлично получилось (слайд презентации),  и Амурчик перепрыгнул через реку, а на другом берегу  встретил своего друга медведя (слайд презентации). Мишка тоже очень любил рычать и Амурчик предложил ему поиграть в игру «А ну-ка повтори».

Сопровождение речи движениями (кинезиология).

Логопед: Я буду говорить слоги и на каждый слог выполнять движения (хлопает в ладоши – Х, стучит ладонями по столу – С, стучит ладонями по коленям – К), а вы должны тоже самое за мной повторить. Не забываем правильно произносить звуки [р - р']:

РА (х) – РО(с) – РА(к)                          АР (к) – УР (л) – ИР (с)

РО (к) – РА (с) – РО (к)                         ОР (х) – ЕР (к) – АР (с)

РУ (к) – РЫ (с) – РА (х)                       УР (с) – АР (х) – ОР (с).

Определение места звука в слове.

Логопед: Когда тигр и мишка наигрались, они отправились к дереву, которое росло на берегу реки(слайд презентации). На дереве сидели птицы и громко спорили с бурундуком. Бурундук никак не мог разложить свои семечки по коробкам, а надоедливые птицы ему все время мешали. Давайте поможем бурундуку (слайд презентации). У него есть три коробки. А на семечках нарисованы картинки.  В первую коробку надо сложить семечки, где в названии картинок звук [р] находится в начале слова, во вторую коробку семечки, где в названии картинок звук [р] находится в середине слова, а в третью коробку – в конце слова.

Молодцы. Мы помогли бурундуку, а он позвал нашего тигра плавать на лодке по реке. Амурчик согласился(слайд презентации).

Зрительная гимнастика (слайд презентации).

Давайте посмотрим, как они плавали. Мы будем следить только глазами за лодкой на нашем экране.

Молодцы. Глазки наши отдохнули. А Амурчик и бурундук приплыли к берегу и  встретили ежа (слайд презентации). Ежик попросил их о помощи. Бабушка рассказала ему странные предложения, а он никак не может понять, о чем они. Давайте поможем ежику разобраться и  исправим  их.

В розах растут сады.  Мусор убирает Рому.   Арбуз купил Артема.  Куры кормят Марусю. Рыба поймала рыбака. Красный шарф надел Егора. Забор красит Рому. Крышка накрыта ведром.

Замечательно. Мы помогли ежику.  А ежик предлагает нам прилечь на травку и отдохнуть.

Общее мышечное и эмоциональное расслабление. (включаем расслабляющую музыку леса)

Логопед:

Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая. Очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке… На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.

Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло и телу.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются, всё приятно расслабляется.

И послушный наш язык быть расслабленным привык.

(Громче, быстрее, энергичнее):

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать - вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре!

Дети встают и хором с логопедом поизносят:

Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.

Наш друг тигренок Амурчик совершил отличную прогулку(слайд презентации), но пришла пора ему возвращаться домой к родителям.  

Кинезиология , развитие межполушарного взаимодействия.

Давайте выложим дорожку из камешков марблс для нашего нового друга. Но дорожка у нас непростая. Перед вами лежат 2 схемы дорожек. Одновременно берем по одному камешку правой и левой рукой и выкладываем их на линию-схему дорожки.

Отлично справились с заданием. А чтобы Амурчику не скучно было идти, я предлагаю вам рассказать стихотворение со звуками [Р - Р'], которые мы с вами учили.

Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку –

Бросит корочки в корзинку.

Спорили, ссорились
Андрей с Григорием:
- Я – говорит Андрей, -
Переговорю тебя быстрей!
- А я – говорит Григорий, -
Быстрей тебя переспорю!

3. Заключительная часть.

Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу, тигренок Амурчик вернулся домой (слайд презентации).  Расскажите, что вам сегодня понравилось на нашем занятии? Какие-то задания были сложными?

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали и справились со всеми заданиями. Поэтому я вам дарю вот такие наклейки. На этом наше занятие закончено, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи:          - воспитание самоконтроля во время произношения звука...

Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».

Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Л».

Аннотация:Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука Л » составлено учителем – логопедом Тукаевой Г.Г.для детей подготовительной к школе группы и направлено на автоматизацию поставленн...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л]

Коспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] будет полезен учителя-логопедам дошкольных образовательных учреждений, может быть интересен родителям детей с нарушениями речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Цель: Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях.Задачи: Коррекционно-образовательные:- Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.- Уточн...