Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
план-конспект урока по теме

Горемыкина Ирина Николаевна

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групповом или индивидуальном занятии, так и в работе учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_volshebnyy_mir_zvukov.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей квалификационной категории  ГБОУ ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга

Горемыкиной Ириной Николаевной

Форма урока:   «Путешествие в волшебный мир звуков»

Педагогические технологии:

  1. Технология развивающего обучения;
  2. Технология перспективно - опережающего обучения;
  3. Игровые технологии;
  4. Здоровье сберегающие технологии;

Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи. 

Цель:   систематизация знаний и представлений о звуках.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

-   формировать представления о системе звуков русской речи                                                                                  -   уточнять артикуляционный уклад и характеристику звуков русской речи;                          

-   учить слышать ударение и интонацию;                                                                                      

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
- обогащать и актуализировать словарь;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные: 
- развивать умение слышать и слушать друг друга;
- воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;

- прививать любовь к русскому языку;
- повышать речевую активность.

Методические приемы:  наглядность (использование театрального реквизита: кукол, элементов костюмов, предметов, индивидуальных маршрутных карт, карточек-таблиц, слайдов презентации), совместная деятельность, использование  театрализации и игровых ситуаций, применение приемов арт-терапии.

Оборудование: «Радуга настроения», индивидуальные карточки с заданиями, пальчиковый театр ,  фонограмма с хоровой гласной распевкой, мультимедийная техника, презентация занятия в Power Point.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  1.   Самооценка эмоционального состояния.
  2.   Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

  1. Основная часть

  1. Уточнение различий между звуками природы и звуками речи.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Систематизация знаний о звуках речи.
  4. Путешествие в город Фонембург. Характеристика звуков.
  5. Пальчиковая гимнастика.

  1.  Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

  1. Рефлексия.

Х о д    у р о к а

Деятельность логопеда

         

Деятельность детей

 

 Оборудование

I. Организация начала урока.

1.Самооценка эмоционального состояния.

Здравствуйте ребята! Оцените свое настроение – поставьте значки на нашей «Радуге настроения». Оценим наше общее настроение на четыре балла.


2. Развитие пространственных представлений и ориентировки.

- Сядьте, пожалуйста, так, чтобы Коля и Лена оказались рядом, а  Наташа сядет за Вовой, но  между Димой и Тоней. Положите на парту пеналы перед собой, а пеналы справа, в центре парты пусть располагаются карточки.

Молодцы.

- Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха всем находящимся в классе, в школе, всем людям на Земле.

 

Дети здороваются, ставят значки на «Радуге настроения».

Дети выполняют указания логопеда  

 «Радуга настроения», значки (наклейки).

 

II. Основная часть

  1. Уточнение различий между звуками природы и звуками речи.

- Ребята, сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в волшебный мир звуков. Мы побываем в разных странах и совершим экскурсию в необычный  город. Мы много увидим, узнаем и, главное, услышим.

- Послушайте, пожалуйста, фонограмму и скажите, что вы слышите? Как одной фразой можно назвать эти шумы? Правильно! Вокруг нас очень много разных звуков. Если прислушаться, то и в нашей школе можно услышать звук передвигаемой парты или стук каблуков учительницы, а вот шуршат страницы учебника, кто-то открывает окно. Так что такое ЗВУК?

Правильно. А можем ли мы воспроизводить звуки, например звуки животных?

Попытаемся это сделать. Перед вами животные, попробуйте воспроизвести звуки, которые они издают.

Значит звуки – это не только то, что мы слышим, но и то что мы произносим, так?

Люди в разных странах услышали кряканье утки, но воспроизвели его по-разному. Такая же история повторилась и с пением петуха. Как вы считаете –  утки во Франции крякают не так как в России, или  люди услышали эти звуки по-разному. Правильно, потому что звуки, издаваемые животными или птицами не четкие, а звуки человеческой речи четкие, ясные, хорошо отличаются  друг от друга, они, как говорят ,«членораздельные». Вы же, ребята, никогда не спутаете слово ДОМ и ДЫМ, КИТ и КОТ, ТОК и ТИК, а ведь эти слова отличаются только одним звуком. Но и один звук меняет смысл слова.

Но чтобы правильно и красиво произносить звуки речи нужно потренироваться!

Артикуляционная гимнастика

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны —

От краёв и до десны.

Я слегка прикрою рот,

Губы — «хоботом» вперёд.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у- у-у.

Просыпается язык —

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

— Эй, какая там погодка?

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Языком давить стараюсь,

В щёку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз — и вся учёба

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнётся мой язык —

          Артист!

  1. Систематизация знаний о звуках речи.

Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о звуках речи.

Звуки бывают… (таблица)

Молодцы! А теперь, я приглашая вас на экскурсию в чудесный город Фонембург.

  1. Экскурсия по городу Фонембургу. Характеристика звуков, уточнение связи звук-буква.

- В чудесном городе Фонембург живут звуки речи. В центре города стоит прекрасный дворец королевы Фонетики. Королева названа так в честь науки о звуках ФОНЕТИКИ. Она управляет своими подданными-звуками, и все о них знает. У нее есть два помощника: Волшебник Ударение и Принцесса Интонация.  Волшебник Ударение отвечает за мелодию слова, а Принцесса Интонация – за мелодию фразы. Ударение называют все волшебником, потому что он может одним взмахом своей волшебной палочки поменять смысл слова.

Например з`амок он может превратить в зам`ок. А Принцесса Интонация одной только паузой превращает страшное: «Казнить, нельзя помиловать!» в жизнеутверждающее: «Казнить нельзя, помиловать!» Наши волшебники приготовили для вас задания. В первом вам нужно разделить слова на слоги и поставить ударение. А во втором поставить в конце предложения нужный знак: точку, вопросительный знак или восклицательный.

- Скажите, ударение в словах падает на гласный звук или согласный? Объясните значение слов, которые изменило ударение. Как называются предложения с вопросительным знаком? С восклицательным знаком? С точкой?

- А теперь мы отправимся в гости к гласным! Все гласные, а их всего 6, проживают в Районе гласных. (Стихи) Они очень любят собираться на площади и петь хором – вот так…

Поэтому Район гласных еще называют Многоголосным.

Назовите гласные звуки.

- Рядом находится Район согласных. (стих) В Районе согласных есть Сонорная набережная. В уютных домиках по обе стороны реки живут сонорные согласные. А шумные согласные звуки любят ходить на футбол, потому что на стадионе можно свистеть и шуметь. Одни согласные делают это громко, звонко – они живут на Звонкой улице и называются…

- Другие шумят тихонько шепотом – они живут в Глухом переулке и называются…

-Звонкие и глухие согласные дружат друг с другом, поэтому их называют парные согласные.

Но некоторые потеряли своих друзей, помогите им найти друг друга.

- В Районе согласных есть Твердый квартал. Как вы думаете, какие звуки там живут?

- Правильно! Большинство согласных бывают и твердыми и мягкими, поэтому они живут то в Твердом квартале, то в мягком, но я хочу вас познакомить со звуками, которые всегда твердые и никогда не выезжают из твердого квартала.

- А в Мягком квартале живут…

Мягкими они становятся, когда дружат с Ь или  гласными второго ряда Я, Ю, Е, И, Ё. Попробуйте и вы превратить твердые звуки в мягкие. Задание на карточках. Проверьте себя.

- Но есть звуки, которые всегда мягкие, познакомьтесь с ними.

Пальчиковая гимнастика

Вот король, вот королева,

Справа он, она же слева,

Замечательно живут,

Веселит их славный шут.

Принц с принцессой очень дружат,

А дракон им верно служит,

Все на нем летают в гости

К звездочету дяде Косте.

III. Подведение итогов урока

- Ребята, наше путешествие в волшебный мир звуков   закончилось. Мы многое узнали, многому научились. Давайте вместе заполним короткий тест. Я задаю вопрос, вы отвечаете, и мы сразу проверяем, правильно ли мы все запомнили.

- Какие звуки природы мы сегодня слушали?

- В каких странах мы сегодня побывали вместе с утками?

- Какие архитектурные символы стран мы называли под крики петуха?

- В каком городе стоит Дворец королевы Фонетики?

- Почему Ударение называют волшебником?

- Что дарит людям Принцесса Интонация?

- Какие звуки живут в Районе гласных, а какие в Районе согласных?

- Найдите парные согласные?

- Что помогает твердым согласным превращаться в мягкие?

- Кто самые замечательные путешественники и знатоки?

- И все вы…

- Шум моря.

- Шум дождя.

- Шум ветра в лесу.

-Звуки природы.

- Звук – это то, что мы слышим.

- Да.

Дети воспроизводят звуки животных.

- Да.

- Люди услышали по-разному.

Дети выполняют упражнение артикуляционной гимнастики.

- Гласные и согласные.

- Гласные – ударные и безударные.

- Согласные – твердые и мягкие, сонорные и шумные, звонкие и глухие.

Дети выполняют задание.

Проверка

- На гласный.

Дети объясняют значение слов.

- Вопросительные.

- Восклицательные.

- Повествовательные.

- Дети слушают фонограмму.

- Дети называют: А,О,Ы,У,Э,И

- Звонкими согласными.

- Глухими согласными.

- Дети выполняют задание на карточках. Проверка.

- Твердые звуки

- Дети произносят твердые звуки.

- Мягкие звуки.

Ученики выполняют задание.

-Ударение может менять значение слов.

- Красивую речь.

- В Районе гласных живут гласные звуки.

- В Районе согласных согласные звуки.

- Ц, Щ и Ч, Х не являются парными.

- МЫ!

-Молодцы!

Слайд № 4,5,6

Слайд № 7

Слайд № 8,9

Слайд № 10

Слайд № 11,12

   

Слайд № 13

 

Карточки с заданиями

Слайд № 14

Слайды № 15,16,17

Фонограмма с распевкой (гласные)

Слайды № 18,19,20, 21

Слайды № 22,23

Слайд № 24,25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Слайд № 29

Карточки с заданием.

Слайд № 30

Слайд № 31

Слайд № 32

Слайд № 33

IV. Рефлексия

- Сегодня на уроке вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что вы наблюдательные и трудолюбивые путешественники.

- А теперь, я прошу вас оценить насколько вы:

1) Были успешны на уроке;

2) Чувствовали себя комфортно;

3) Умеете применять свои знания; (аплодисменты)

Оцените свое настроение на «Радуге настроения»

Всем спасибо! Урок окончен.