Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
    план-конспект урока по теме

    Горемыкина Ирина Николаевна

    Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групповом или индивидуальном занятии, так и в работе учителя начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_volshebnyy_mir_zvukov.docx33.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

    Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей квалификационной категории  ГБОУ ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга

    Горемыкиной Ириной Николаевной

    Форма урока:   «Путешествие в волшебный мир звуков»

    Педагогические технологии:

    1. Технология развивающего обучения;
    2. Технология перспективно - опережающего обучения;
    3. Игровые технологии;
    4. Здоровье сберегающие технологии;

    Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи. 

    Цель:   систематизация знаний и представлений о звуках.

    Задачи:

     Коррекционно-образовательные:

    -   формировать представления о системе звуков русской речи                                                                                  -   уточнять артикуляционный уклад и характеристику звуков русской речи;                          

    -   учить слышать ударение и интонацию;                                                                                      

    Коррекционно-развивающие:

    - развивать общую и мелкую моторику рук;

    - развивать фонематический анализ и синтез;
    - развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
    - обогащать и актуализировать словарь;
    - развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

    Воспитательные: 
    - развивать умение слышать и слушать друг друга;
    - воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;

    - прививать любовь к русскому языку;
    - повышать речевую активность.

    Методические приемы:  наглядность (использование театрального реквизита: кукол, элементов костюмов, предметов, индивидуальных маршрутных карт, карточек-таблиц, слайдов презентации), совместная деятельность, использование  театрализации и игровых ситуаций, применение приемов арт-терапии.

    Оборудование: «Радуга настроения», индивидуальные карточки с заданиями, пальчиковый театр ,  фонограмма с хоровой гласной распевкой, мультимедийная техника, презентация занятия в Power Point.

    Структура урока

    1. Организационный момент.
    1.   Самооценка эмоционального состояния.
    2.   Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

    1. Основная часть

    1. Уточнение различий между звуками природы и звуками речи.
    2. Артикуляционная гимнастика.
    3. Систематизация знаний о звуках речи.
    4. Путешествие в город Фонембург. Характеристика звуков.
    5. Пальчиковая гимнастика.

    1.  Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

    1. Рефлексия.

    Х о д    у р о к а

    Деятельность логопеда

             

    Деятельность детей

     

     Оборудование

    I. Организация начала урока.

    1.Самооценка эмоционального состояния.

    Здравствуйте ребята! Оцените свое настроение – поставьте значки на нашей «Радуге настроения». Оценим наше общее настроение на четыре балла.


    2. Развитие пространственных представлений и ориентировки.

    - Сядьте, пожалуйста, так, чтобы Коля и Лена оказались рядом, а  Наташа сядет за Вовой, но  между Димой и Тоней. Положите на парту пеналы перед собой, а пеналы справа, в центре парты пусть располагаются карточки.

    Молодцы.

    - Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха всем находящимся в классе, в школе, всем людям на Земле.

     

    Дети здороваются, ставят значки на «Радуге настроения».

    Дети выполняют указания логопеда  

     «Радуга настроения», значки (наклейки).

     

    II. Основная часть

    1. Уточнение различий между звуками природы и звуками речи.

    - Ребята, сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в волшебный мир звуков. Мы побываем в разных странах и совершим экскурсию в необычный  город. Мы много увидим, узнаем и, главное, услышим.

    - Послушайте, пожалуйста, фонограмму и скажите, что вы слышите? Как одной фразой можно назвать эти шумы? Правильно! Вокруг нас очень много разных звуков. Если прислушаться, то и в нашей школе можно услышать звук передвигаемой парты или стук каблуков учительницы, а вот шуршат страницы учебника, кто-то открывает окно. Так что такое ЗВУК?

    Правильно. А можем ли мы воспроизводить звуки, например звуки животных?

    Попытаемся это сделать. Перед вами животные, попробуйте воспроизвести звуки, которые они издают.

    Значит звуки – это не только то, что мы слышим, но и то что мы произносим, так?

    Люди в разных странах услышали кряканье утки, но воспроизвели его по-разному. Такая же история повторилась и с пением петуха. Как вы считаете –  утки во Франции крякают не так как в России, или  люди услышали эти звуки по-разному. Правильно, потому что звуки, издаваемые животными или птицами не четкие, а звуки человеческой речи четкие, ясные, хорошо отличаются  друг от друга, они, как говорят ,«членораздельные». Вы же, ребята, никогда не спутаете слово ДОМ и ДЫМ, КИТ и КОТ, ТОК и ТИК, а ведь эти слова отличаются только одним звуком. Но и один звук меняет смысл слова.

    Но чтобы правильно и красиво произносить звуки речи нужно потренироваться!

    Артикуляционная гимнастика

    Широка Нева-река,

    И улыбка широка.

    Зубки все мои видны —

    От краёв и до десны.

    Я слегка прикрою рот,

    Губы — «хоботом» вперёд.

    Далеко я их тяну,

    Как при долгом звуке: у- у-у.

    Просыпается язык —

    Долго спать он не привык.

    И спросил у подбородка:

    — Эй, какая там погодка?

    Улыбнись, не будь груба,

    Здравствуй, верхняя губа!

    Языком давить стараюсь,

    В щёку сильно упираюсь.

    Раздалась моя щека,

    Как мешок у хомяка.

    За зубами в бугорок

    Бьёт широкий язычок

    Широко открою рот,

    Будто щёлкну я вот-вот.

    Присосу язык на нёбо,

    Челюсть вниз — и вся учёба

    «Чашкой» вверх

    И «горкой» вниз

    Гнётся мой язык —

              Артист!

    1. Систематизация знаний о звуках речи.

    Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о звуках речи.

    Звуки бывают… (таблица)

    Молодцы! А теперь, я приглашая вас на экскурсию в чудесный город Фонембург.

    1. Экскурсия по городу Фонембургу. Характеристика звуков, уточнение связи звук-буква.

    - В чудесном городе Фонембург живут звуки речи. В центре города стоит прекрасный дворец королевы Фонетики. Королева названа так в честь науки о звуках ФОНЕТИКИ. Она управляет своими подданными-звуками, и все о них знает. У нее есть два помощника: Волшебник Ударение и Принцесса Интонация.  Волшебник Ударение отвечает за мелодию слова, а Принцесса Интонация – за мелодию фразы. Ударение называют все волшебником, потому что он может одним взмахом своей волшебной палочки поменять смысл слова.

    Например з`амок он может превратить в зам`ок. А Принцесса Интонация одной только паузой превращает страшное: «Казнить, нельзя помиловать!» в жизнеутверждающее: «Казнить нельзя, помиловать!» Наши волшебники приготовили для вас задания. В первом вам нужно разделить слова на слоги и поставить ударение. А во втором поставить в конце предложения нужный знак: точку, вопросительный знак или восклицательный.

    - Скажите, ударение в словах падает на гласный звук или согласный? Объясните значение слов, которые изменило ударение. Как называются предложения с вопросительным знаком? С восклицательным знаком? С точкой?

    - А теперь мы отправимся в гости к гласным! Все гласные, а их всего 6, проживают в Районе гласных. (Стихи) Они очень любят собираться на площади и петь хором – вот так…

    Поэтому Район гласных еще называют Многоголосным.

    Назовите гласные звуки.

    - Рядом находится Район согласных. (стих) В Районе согласных есть Сонорная набережная. В уютных домиках по обе стороны реки живут сонорные согласные. А шумные согласные звуки любят ходить на футбол, потому что на стадионе можно свистеть и шуметь. Одни согласные делают это громко, звонко – они живут на Звонкой улице и называются…

    - Другие шумят тихонько шепотом – они живут в Глухом переулке и называются…

    -Звонкие и глухие согласные дружат друг с другом, поэтому их называют парные согласные.

    Но некоторые потеряли своих друзей, помогите им найти друг друга.

    - В Районе согласных есть Твердый квартал. Как вы думаете, какие звуки там живут?

    - Правильно! Большинство согласных бывают и твердыми и мягкими, поэтому они живут то в Твердом квартале, то в мягком, но я хочу вас познакомить со звуками, которые всегда твердые и никогда не выезжают из твердого квартала.

    - А в Мягком квартале живут…

    Мягкими они становятся, когда дружат с Ь или  гласными второго ряда Я, Ю, Е, И, Ё. Попробуйте и вы превратить твердые звуки в мягкие. Задание на карточках. Проверьте себя.

    - Но есть звуки, которые всегда мягкие, познакомьтесь с ними.

    Пальчиковая гимнастика

    Вот король, вот королева,

    Справа он, она же слева,

    Замечательно живут,

    Веселит их славный шут.

    Принц с принцессой очень дружат,

    А дракон им верно служит,

    Все на нем летают в гости

    К звездочету дяде Косте.

    III. Подведение итогов урока

    - Ребята, наше путешествие в волшебный мир звуков   закончилось. Мы многое узнали, многому научились. Давайте вместе заполним короткий тест. Я задаю вопрос, вы отвечаете, и мы сразу проверяем, правильно ли мы все запомнили.

    - Какие звуки природы мы сегодня слушали?

    - В каких странах мы сегодня побывали вместе с утками?

    - Какие архитектурные символы стран мы называли под крики петуха?

    - В каком городе стоит Дворец королевы Фонетики?

    - Почему Ударение называют волшебником?

    - Что дарит людям Принцесса Интонация?

    - Какие звуки живут в Районе гласных, а какие в Районе согласных?

    - Найдите парные согласные?

    - Что помогает твердым согласным превращаться в мягкие?

    - Кто самые замечательные путешественники и знатоки?

    - И все вы…

    - Шум моря.

    - Шум дождя.

    - Шум ветра в лесу.

    -Звуки природы.

    - Звук – это то, что мы слышим.

    - Да.

    Дети воспроизводят звуки животных.

    - Да.

    - Люди услышали по-разному.

    Дети выполняют упражнение артикуляционной гимнастики.

    - Гласные и согласные.

    - Гласные – ударные и безударные.

    - Согласные – твердые и мягкие, сонорные и шумные, звонкие и глухие.

    Дети выполняют задание.

    Проверка

    - На гласный.

    Дети объясняют значение слов.

    - Вопросительные.

    - Восклицательные.

    - Повествовательные.

    - Дети слушают фонограмму.

    - Дети называют: А,О,Ы,У,Э,И

    - Звонкими согласными.

    - Глухими согласными.

    - Дети выполняют задание на карточках. Проверка.

    - Твердые звуки

    - Дети произносят твердые звуки.

    - Мягкие звуки.

    Ученики выполняют задание.

    -Ударение может менять значение слов.

    - Красивую речь.

    - В Районе гласных живут гласные звуки.

    - В Районе согласных согласные звуки.

    - Ц, Щ и Ч, Х не являются парными.

    - МЫ!

    -Молодцы!

    Слайд № 4,5,6

    Слайд № 7

    Слайд № 8,9

    Слайд № 10

    Слайд № 11,12

       

    Слайд № 13

     

    Карточки с заданиями

    Слайд № 14

    Слайды № 15,16,17

    Фонограмма с распевкой (гласные)

    Слайды № 18,19,20, 21

    Слайды № 22,23

    Слайд № 24,25

    Слайд № 26

    Слайд № 27

    Слайд № 28

    Слайд № 29

    Карточки с заданием.

    Слайд № 30

    Слайд № 31

    Слайд № 32

    Слайд № 33

    IV. Рефлексия

    - Сегодня на уроке вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что вы наблюдательные и трудолюбивые путешественники.

    - А теперь, я прошу вас оценить насколько вы:

    1) Были успешны на уроке;

    2) Чувствовали себя комфортно;

    3) Умеете применять свои знания; (аплодисменты)

    Оцените свое настроение на «Радуге настроения»

    Всем спасибо! Урок окончен.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"

    В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...

    Мультимедийный тест по теме МУЗЫКА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

    Учащиеся могут проверить свои знания в области музыки и искусства эпохи Возрождения(композиторы, музыкальные инструменты ,стили и жанры музыки, архитекутрные стили ,выдающиеся произведения искусс...

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»...

    Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь"

    Разработка логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь "предназначена для учащихся 1 класса с ОВЗ....

    Конспект логопедического занятия со слабослышащими детьми по теме: "Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]".

    Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.    Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и св...

    Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

    Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

    Конспект логопедического занятия с использованием вестибулярной пластинки «Muppy» на тему: Тема: «Звук Г. буква Г» для детей 5-6 лет

    В конспекте приводятся некоторые приемы работы с пластинкой " MUPPY"  на этапе дифференцияации звуков Г-Гь, в подгруппе или индивидуально....