Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь"
план-конспект урока на тему

Викулина Людмила Викторовна
Разработка логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь "предназначена для учащихся 1 класса с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.zvuki_d-d.docx426.72 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Тема: «Буква Д. Звуки Д-Д'.

Цели: Коррекционно-образовательная

- Учить различать твердые и мягкие согласные звуки [Д-Д'];

- Закрепить навыки произношения звуков [Д]-[Д'] в слогах, словах, фразах, учить называть первый и третий слоги в словах;

- Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбору слов, обозначающих действия.

 Коррекционно-развивающая 

            - Развитие фонематического представления;

            - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, общей и артикуляционной моторики.

           Коррекцинно-воспитательная

            - Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: артикуляционные профили, зеркала, компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе (Варченко В.Н., Клетнова Л.И., Ларина А.Б)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

        - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Приготовьтесь выполнять сопряженную гимнастику! Но вначале давайте скажем, для чего нам нужно ее выполнять?  (чтобы красиво и четко говорить, правильно произносить звуки)

2.Корреционная работа по развитию общей и артикуляционной моторики. Сопряженная гимнастика.

  • Дыхательное упражнение «Ракета»

 Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

  • « Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

  • «Трубочка» — одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
  • Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в  сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук  - И, У
  • Часики" - руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
  • «Лошадка» — прямые руки подняты вверх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

  • «Ножницы» - "Дощечка" - "Кулачок"

«Ножницы - пальцы силой разведены

«Дощечка»- плотно прижаты друг к другу

«Кулачок» - пальцы с силой сжимаются в кулаки по команде логопеда, которые подаются в быстром темпе.

  • Проговаривание звуковых рядов, произнесение каждого звука сопровождается определенным жестом:

звук О -  пальцы обеих рук образуют "колечки" из большого и указательного пальца;

звук А - ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются;

звук У - руки пред грудью, ладони потно прижаты друг к другу;

звук И - руки медленно разводятся в стороны.

  • "Ухо-нос"

3. Тема и цель занятия.

4. Речевая зарядка. (Логопедическое пособие. Козырева Л.М., с. 38 )

№1. Произнесите гласные на одном выдохе с ударением на первый гласный.

5. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

- Какие звуки мы учили на прошлом уроке? ([Т]-[Т'])

- Дайте характеристику звукам [Т]-[Т'].

- Вспомните, какие органы речи участвуют при произношении  этих звуков? (язык, голос не участвует)

№2. Произнесите слоги на одном выдохе с ударением на первый слог.

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? ([Д]-[Д'])

- Правильно, мы сегодня познакомимся с новыми звуками [Д]-[Д']  

Показ буквы. Обозначаются эти звуки одной буквой Д. (Логопед произносит звуки [Д]-[Д']  и уточняет их артикуляцию (язык ударяется о бугорки)

Дети произносят звуки [Д]-[Д']  по одному и хором.

Характеристика звуков.

№4. Проговаривание чистоговорок.

Какой первый звук вы слышите в слогах  да-да-да (согласный, твердый, звонкий)

Какой первый звук вы слышите в слогах де-де-де (согласный, мягкий, звонкий).

6. Работа в прописи (Прописывание буквы Дд в тетради)

7. Распознавание звуков [Д]-[Д']  в словах в разных позициях(компьютерный практикум)

8. Дидактическое упражнение «Назови первый и третий слог в словах»

Словарный материал:

        Девочка                     награда

        Дедушка                погода

        Дети                        помада

        Девять                наряды

Дерево                секунда

Дело                        веранда

9.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Дом – домик                 день – денёк

Дым – дымок         дождь – дождик

Холод – холодок         друг – дружок

Дети – детки         секунда – секундочка

След – следок         сад – садик

10.Физкультминутка.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги – то  оттопали.

11. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Работа с предложениями. (Составление схем предложений)

Подобрать слово, обозначающее действие и составить схему предложения в тетради.

Зина … суп.                         Мама … Нину.

Надя … вкусный сок.         Дима …  игрушечный дом.

12. Итог урока.

- Чему учились на уроке? С какими звуками познакомились? Какой буквой на письме обозначается эти звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»

Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь)

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь) "Мы зверята--дружные ребята"....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме «Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х».

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:«Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х»...

Конспект логопедического занятия с использованием вестибулярной пластинки «Muppy» на тему: Тема: «Звук Г. буква Г» для детей 5-6 лет

В конспекте приводятся некоторые приемы работы с пластинкой " MUPPY"  на этапе дифференцияации звуков Г-Гь, в подгруппе или индивидуально....

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР на тему: «Признаки весны»

Занятие предназначено для детей с ОВЗ. В занятии используются средства альтернативной коммуникации: пиктограммы, речевой тренажёр Go Talk 4+, коммуникативные кнопки с записью голоса....