Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме «Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х».
план-конспект занятия на тему

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:

«Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема «Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х»

Цели:

коррекционно-воспитательные: 

  • расширить представление о мире птиц, развивать речь, активизировать словарь по теме

коррекционно-образовательные: 

  • учить детей давать сравнительную характеристику звуков Х и Хь;

коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки Х и Хь в слогах, словах и предложениях;
  •  развивать внимание, память, мышление, фонематический слух.

 

Оборудование:

картинки, фотографии с изображениями птиц, аудиозапись пения птиц, разрезные азбуки, счетные палочки, дидактическое пособие к игре «Замок».

Ход занятия.

   Оргмомент.

   Логопед. Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях. Иногда птиц называют вестниками радости. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Они радуют нас своими звонкими песнями и, конечно же, птицы — наши верные помощники. Как они помогают людям? (Ответы детей.) Правильно, они защищают леса, сады и огороды от вредных насекомых. Посмотрите, как красивы, как непохожи друг на друга разные птицы. (Показывает фотографии, изображающие птиц.) Назовите, каких птиц вы знаете? Каждая из имеет свое имя.

  • Проводится игра «Кто больше?» Дети поочередно называют известных им птиц. Побеждает тот, чей ответ стал последним.

   Логопед. Наблюдая за птицами, люди часто соотносят их повадки с поведением человека, употребляя в речи различные образные выражения. Когда и о ком говорят «пишет как курица лапой», «расчирикались как воробьи», «идут гуськом», «считать ворон»?

   Дети пытаются объяснить смысл образных выражений, вспоминая повадки птиц. Логопед помогает.

  • Скажи какая? Какой?
  • Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)
  • Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)
  • У птички желтая грудка, она какая?
  • Какую птичку называют желтогрудой?
  • Если у птички красная грудка, она какая?
  • Какую птицу называют красногрудой?
  • У птички длинные ноги, она какая?
  • Какую птицу называют длинноногой?

Логопед. А теперь послушайте, как поют птицы и постарайтесь догадаться, как они называются.

Звучит аудиозапись. Ответы детей.

  • Кто как голос подает? Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
  • ворона —  … каркает
  • сорока —  … стрекочет
  • воробей —  … чирикает
  • кукушка — … кукует

Физкультминутка.

Логопед.Мы с вами отдохнем, физкультминутку проведем.

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту:

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили перышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

  • Отгадывание загадок.
  • Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)
  • Я по дереву стучу, червяков добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой. (Дятел.)
  • Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)
  • А у этой птицы грудка ярко-алая, как заря. (Зарянка.)

Логопед. Мы побывали в гостях у птиц. А теперь познакомимся со звуками Х и Хь.

     1. Какой звук слышится Х или Хь, когда мы смеемся: Ха-ха-ха? (Х.) Хи-хи-хи (Хь.)

   Дети хором и индивидуально проговаривают звуки. Характеристика звуков.

   Звук Х — согласный, твердый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.

   Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета), глухой.

  1. Развитие фонематического слуха. Выделение звуков Х, Хь в звуковом ряду. На звук Х — хлопаем, на звук Хь — топаем.
  2. Связь звуков и букв.

            На ходулях скороход

            Собирается в поход.

Выкладывание буквы Х из счетных палочек, отыскивание в разрезной азбуке.

  1. Дифференциация звуков в слогах, словах, предположениях и текстах.

Игра «Скажи наоборот».

            Ха-ха-ха — хя-хя-хя

            Хо-хо-хо — хё-хё-хё

            Хы-хы-хы — хи-хи-хи

  1. Звуковой анализ слогов ХА, ХИ. Составление слогов из букв разрезной азбуки.
  2. Игра «Посели слово в замок». Выставляют картинки со звуками Х, Хь. Дети определяют, какой именно звук находится в словах и поселяют картинки в соответствующий замок. (В зеленом замке живут мягкие звуки, в синем — твердые.)
  3. Игра «Слово потерялось».

            Утром громко поют… (петухи)

            У лисы пушистый... (хвост)

  1. Произнесение чистоговорок.

             Ха-ха-ха — вкусная уха.

             Хи-хи-хи — поют петухи.

Итог занятия.

    Логопед.  О ком мы сегодня беседовали? Каких птиц вы запомнили? Какие звуки мы сегодня учились различать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь)

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь) "Мы зверята--дружные ребята"....

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР. "На помощь Лесовичку".

Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. В подгруппе 4 человека. Занятие проводилоясь в начале учебного года для закрепления признаков осени и дифференциации гласных...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы,  имеющим  ФФНР.   Автоматизация звука Ш в словах и фразах...