Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [С] в словах"
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Автоматизация звука [с] в словах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._zvuk_s.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР

Тема занятия.  Автоматизация звука [с] в словах

Цели

Коррекционно-образовательные:

1. Формирование понятия о звуке [с], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы

2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [с]

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения:  образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, форм существительных родительного падежа, подбор однокоренных (родственных) слов,

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие навыков звукового анализа слов

5. Закрепление  правильного произношения звука [с], изолированного, в прямых слогах, в начале и середине слов

6. Развитие фонематического восприятия

7. Развитие связи звука и буквы

8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия, пространственных представлений

9. Обогащение словарного запаса

Коррекционно-воспитательные:

1.Привитие навыков самоконтроля за речью

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [с]

Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; волшебное зеркало, Лабиринт  из картинок; предметные картинки (на ковролин): санки, собака, сад, самолет,  сом, сук, сумка; сундук;  мяч, пластмассовая буква С; фигурка гномика, волшебная палочка, картинка Сова, звуковые кружочки (или разноцветные кубики).

Ход занятия

   1.Организационный момент.

- Продолжаем наши занятия! Сегодня тебя ждут сюрпризы и путешествие по лабиринту.

-  Давай начнем наше занятие.

   2. Артикуляционная гимнастика « Волшебное зеркало»

- Как всегда в начале занятия мы делаем зарядку для губ и языка. Но сегодня ты должен отгадать упражнения для выполнения. Волшебное зеркало показывает только часть картинки. Двигай зеркало и постарайся догадаться, что изображено.

Выполнение упражнений для губ и языка: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Месим тесто”, “Блинчик”, “Вкусное варенье”, “Чищу зубы”, “Сердитая кошка”.

   З. Сообщение темы и целей занятия.

-К нам на занятие прилетела  мудрая сова? С какого звука начинается слово «сова»?

-  Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [с] в словах. И покажем все нашей гостье – мудрой сове.

   4. Произношение изолированного звука.

   Характеристика акустических и артикуляционных признаков звука [с]

- Покажи, как нужно правильно произносить звук С.

- Как же мы произносим звук [с]? Расскажи. (Кончик языка прижат к передним нижним  зубам, зубы сближены, губы в улыбке, дуем на кончик языка)

- Язычок, зубы – это преграды. Какой же это звук: гласный или согласный? (Согласный)  

- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку и произнеси звук [с]. (Глухой) Твердый или мягкий? (Твердый)  Каким цветом обозначим? (Синим)

- Звук С обозначаем буквой С.  На что похожа буква С?

   Произнесение изолированного звука С.

- Произнеси с-с-с-с-с… длительно, а теперь коротко: с, с, с,.. («подкачаем» насосом шину у велосипеда, изображая движения, сначала медленно, потом все быстрее)

   5. Автоматизация звука в слогах. Пальчиковое упражнение «Пальцы здороваются».

- Большой палец – слог СА. Большие пальцы здороваются: СА-СА-СА (трижды соприкасаются большие пальцы рук).

- Указательные пальцы здороваются: СО-СО-СО. Средние – СУ-СУ-СУ. Безымянные – СЫ-СЫ-СЫ. И мизинцы – СЭ-СЭ-СЭ.

   6. Автоматизация звука в словах.

РАБОТА С КАРТИНКАМИ ЛАБИРИНТА

   а) Путешествие по Лабиринту

Ребенок вместе с фигуркой животного двигается по Лабиринту по стрелкам и называем предметные картинки со звуком С.

   б) Составление словосочетаний со словами из Лабиринта.

 - Подбери подходящее слово из Лабиринта. О чем я загадала?  

   Точные … (весы)

   Красные … (бусы)

   Острая …(коса)

   Жужжащая  …(оса)

   Рыжая … (лиса)

   Длинные … (косы)

   Пышные … (усы)

  Вкусное … (мясо)

    в) Игра с Волшебным экраном «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование форм  родительного падежа единственного числа имен существительных. Работа с картинками из Лабиринта.

    г) Развитие пространственных представлений.

- Что находится посередине Лабиринта? Что в правом верхнем углу? Что в левом нижнем углу? Что над …? Что под …?  Что слева от …? Что справа от …? Что между …?

РАБОТА С ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ НА КОВРОЛИНЕ

    а) Называние предметных картинок «На полянке» (картинки на ковролине)

- Засиделись мы что-то, Мудрая сова приглашает нас  прогуляться. Идем на лесную полянку. Ой, сколько здесь картинок. Это озорник ветерок принес их сюда. Что на них изображено?  (Ребенок называет предметные картинки со звуком С).

    б) Развитие навыка словообразования: образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- А кто это там спрятался под грибком? Гномик. Он просит подарить ему картинки. Но они такие большие. Что же делать? Давай с помощью волшебной палочки их уменьшим и назовем предметы ласково.  (Самолетик, сапожок, саночки, сундучок, сумочка, сучок) Подарим их гномику.

    в) Игра с мячом. Подбор однокоренных слов к слову «сад».

- Поиграем с мячиком. К слову САД подберем родственные слова.

САД, а маленький … садик.

Все растения в саду … садовые.

Ухаживает за садом … садовник.

А разводит сады … садовод.

     7. Фонематический анализ слов.

- Отгадай загадку, назови отгадку.

Лежит на дне реки бревно,

С усами длинными оно.

Есть хвост и плавники на нем.

Да ведь это рыба- … (сом)!

 Звуковой анализ слова СОМ. Составление схемы слова (работа  со звуковыми кубиками).

    8. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков [с]- [с'] в словах.

Компьютерная игра “Разложи картинки по корзинкам»

- Чтобы правильно и к месту употреблять звук С, нужно четко отличать его от других похожих звуков. Потренируемся различать слова со звуками С и Сь. Чем отличаются друг от друга эти звуки?

   9.  Итог занятия. 

-Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [с] в словах.

- Что тебе на занятии понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."

Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов...

Выступление на семинаре: "Индивидуальная программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития".

Индивидуальная программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития....

Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы ( ФФНР, альтернативное сходящееся косоглазие, дальнозоркость обоих глаз, острота зрения OD/OS=0.4/0.6, окклюзия на левом глазу) на тему: «Дифференциация звуков «Л» и «Р».

У ребенка-инвалида сходящееся косоглазие, поэтому весь картинный материал предъявляем ребенку на фланелеграфе или на подставке.Предметные картинки наклеены на цветной картон, силуэты картинок ра...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...

Индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Космическое путешествие"

Активизация словарного запаса по теме "Космос". Автоматизация звука -Р  в слогах, словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы,  имеющим  ФФНР.   Автоматизация звука Ш в словах и фразах...