Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы,  имеющим  ФФНР.   Автоматизация звука Ш в словах и фразах  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МК ДОУ Кантемировский детский сад № 1

Конспект индивидуального

логопедического занятия

с воспитанником подготовительной группы,

имеющим  ФФНР

Автоматизация звука Ш в словах и фразах  

Разработала

 учитель-логопед ВКК

 Артемова М.В.

2023 год

Тема занятия. Автоматизация звука [Ш] (в сочетании ШК) в словах и фразах

Цели:

Коррекционно-образовательные:

            1. Формирование понятия о звуке [ш], акустических и артикуляционных признаках данной фонемы

            2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения: образование  существительных суффиксальным способом, образование форм родительного падежа имен существительных

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие умения согласовывать имена существительные и прилагательные с количественными числительными

5. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в слогах и словах со стечением согласных ШК, в предложениях и скороговорках

6. Развитие фонематического восприятия: умения дифференцировать звуки С-Ш на слух

7. Развитие навыка слогового и звукового анализа слов.

8. Развитие памяти, внимания и пространственных представлений.

9. Обогащение словарного запаса.

Коррекционно-воспитательные:

1.Привитие навыков самоконтроля за речью

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш] в самостоятельной речи.

Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; игрушки: мишка, зайка, змейка, мышка, лягушка (перчатка); наглядное пособие для чтения слогов «Змейка», наглядное пособие «Шкафчик», предметы: елочка, шишки и  лукошко; мяч; предметные  картинки; звуковые кружочки или кубики; компьютерная игра «Разложи картинки по ящикам»; счетные палочки.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Я рада снова видеть тебя на занятии! Какое у тебя настроение?

2. Психогимнастика.

- К нам на занятие пришли мишка-топтыжка, зайчишка-трусишка, лягушка-квакушка-попрыгушка и мышка-норушка. Изобрази мимикой и жестами движения персонажей.

3. Сообщение темы и целей занятия. 

- Мишка-топтыжка, зайчишка-трусишка, лягушка-квакушка-попрыгушка и мышка-норушка. Какой шипящий звук ты слышишь в названиях наших гостей?

- Правильно, сегодня мы будем повторять звук [ш].

4. Артикуляционная гимнастика

- Чтобы красиво и правильно произносить звук [ш],  нам нужно сделать зарядку для губ и язычка. Вспомним  наши артикуляционные упражнения.

Выполнение упражнений для губ и языка: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Бублик”, “Парус”, “Маляр”, “Блинчик”, “Вкусное варенье”, «Чашечка», «Чищу зубы».

5.  Произношение изолированного звука.

 -  Ой, кто это там шуршит?

  - Да это же Змейка, наша добрая знакомая. (Достаем игрушку) Она умеет прекрасно шипеть: Ш-Ш-Ш-… .

- Пошипи, как Змейка? Произноси звук “Ш-Ш-Ш”, изображая  движения змейки сначала одной, а потом другой рукой).

6. Анализ артикуляции звука.

-  В каком положении находятся губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [ш]?

- Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубы сближены, язычок вверху, похож на “чашечку”.

- Какая воздушная струя, когда произносишь звук [ш]?

- Воздушная струя – широкая, плавная, тёплая.

7.  Характеристика звука. Акустические признаки.

- Давай определим, какой это звук: гласный или согласный?

- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).

- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].

- Глухой.

- Этот звук твёрдый или мягкий?

- Твёрдый.

- Какой цветом мы его обозначим?

- Синим цветом.

- Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.

8. Связь звука с буквой.

- Согласный звук [ш] обозначает буква Ш.  Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек.

9.  Автоматизация звука в слогах. Наглядное пособие «Змейка». Чтение слогов.

- Помоги Змейке проползти по тропинке через камыши. Двигай пальчиком по дорожке и читай слоги: ШКА-ШКА-ШКА-ШКО-ШКО-ШКО-ШКУ-ШКУ-ШКУ-ШКЫ-ШКЫ-ШКЫ-ШКИ-ШКИ-ШКИ.

10. Автоматизация звука в словах. Развитие навыка слогового анализа слов. Развитие пространственных представлений.

   а) Игра «Помоги лягушке!»

- У Лягушки-квакушки рассыпались картинки. Помоги ей: разложи картинки в шкафчике по полочкам. Называй картинку и клади на полочку. Начни с верхней полки.

   б) Развитие пространственных представлений (по картинкам из шкафчика)

Лягушка-квакушка спрашивает:

- Что находится на верхней полке? На нижней полке? На средней полке?

На верхней полке слева? На нижней полке справа? Между …., слева от…, справа от…?

    в) Игра «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование форм  родительного падежа единственного числа имен существительных. Работа с картинками из шкафчика.

- Лягушка-попрыгушка спрячет картинку, а ты вспомни её и назови.

   г)  Деление слов на слоги (слова-названия картинок из шкафчика)

Стоя, делим слова на слоги, отхлопывая слоговой состав слова.

11. Развитие фонематического восприятия.

Игра « Исправь «перепутанные» стихи»

- Зайчишка-трусишка тоже хочет с тобой поиграть. Зайчик перепутал слова в стихах. Он сейчас будет читать «перепутанные» стихи, а ты внимательно слушай и сразу же их исправляй.

      С другом мы играли в чашки ….. (в шашки).

      Пили чай из белой шашки…….(чашки).

      Вылезла их норки шишка … (мышка),

      На нее упала мышка …    (шишка).

      Под кустом сидели шишки … (мышки).

      На сосне висели мышки ….. (шишки).

      В воздухе летала кошка ….. (мошка).

      Молоко лакала мошка ……. (кошка).

12. Развитие понятия «многозначные слова». Автоматизация звука Ш в предложениях.

- Зайчишка хочет рассказать, что однажды случилось с мишкой-топтыжкой. Послушай его.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка:

- На носу вскочила шишка!

- Что делала белка?

- Что с ней произошло?

- Куда угодила шишка?

- Что случилось с мишкой?

- На дереве, на сосне или на ели, растет ШИШКА. И на носу у мишки вскочила ШИШКА. Слово ШИШКА имеет 2 значения, оно многозначное.

13.  Развитие навыков словоизменения. Автоматизация звука Ш в скороговорках.

а) Согласование существительных и прилагательных с количественными числительными.

- А что же делал мишка-топтыжка в лесу? Да, он собирал шишки. Давай ему поможем. Будем собирать шишки под елью, класть их в лукошко и считать: одна большая шишка; две больших шишки и т.д..

б) Автоматизация звука Ш в скороговорках.

- А теперь выучим скороговорку про мишку:

У мишки шишки, шишки у мишки.

У нашего мишки большие шишки.

14.  Развитие навыка фонематического анализа слова.

- И мышка-норушка тоже хочет с нами поиграть. Она интересуется, из каких звуков состоит слово  «мышь». Давай проанализируем это слово.

(Анализ слова и выкладывание схемы слова с помощью звуковых кружков или моделирование с помощью цветных кубиков)

15.  Упражнение в подборе родственных слов. Игра с мячом.

- А теперь мышка предлагает подобрать родственные слова к слову МЫШЬ. Поиграем с мячом.

- Маленькая мышь - … мышка. А детеныш мыши - …мышонок.

А если их много - …мышата. А хвост у мыши чей?   - … мышиный.

А ловят мышей чем? - … мышеловкой.

16.  Развитие навыков словообразования: образование имен существительных суффиксальным способом.

- Значит, у мышки детки – мышата. А у лягушки? А у кукушки? Помоги мамам найти своих детей. Скажи, кто у кого.

Работа с картинкой, повторение скороговорки:

У кукушки – кукушата, у лягушки – лягушата, а у мышки – мышата.

17.  Компьютерная игра «Разложи картинки по ящикам». Дифференциация звуков С-Ш.

- Нашим героям интересно посмотреть, как ты играешь в логопедические игры на компьютере. Покажешь им? Пусть поучатся. Игра «Разложи картинки по ящикам». В один – со звуком С в названии, в другой – со звуком Ш.

18. Итог занятия. 

- Кто же был у нас сегодня в гостях?

- С каким звуком мы работали? Какой это звук?

-Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [ш] в слогах, словах, предложениях и скороговорках.

 

Использованная литература

  1. Звуки изучаем, а потом их закрепляем. Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-речевые занятия с детьми дошкольного возраста. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – 172 с.
  2. Игровые логопедические занятия по мотивам сказок. 5-7 лет / авт.-сост. О.В.Тырышкина. – Изд. 2-е, перераб. – Вологоград : Учитель. – 224 с.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208 с.
  5. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Авт.-сост. Косинова Е.М. – М.: ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Лунтик и его друзья» по автоматизации звука [л]

Содержание занятия: Организационный моментАртикуляционная гимнастикаЧистоговоркиИгра «Дождик»Пальчиковая гимнастикаИгра  «Поможем Вупсеню и Пупсеню»Игра «Замени...

Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах».

Индивидуальное логопедическое занятие в 4 классе на тему:«Автоматизация звука Ш в слогах, словах».развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;-развитие общей и мелкой моторики;-освое...