Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником старшей группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л’] в словах"
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Автоматизация звука [л’] в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._zvuk_l._-_kopiya.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

с воспитанником старшей группы, имеющим ОНР

Тема занятия.  Автоматизация звука [л’] в словах

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Формирование понятия о звуке [л’], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы

2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [л’]

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения:  образование существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа, подбор однокоренных (родственных) слов

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие навыков слогового анализа слов

5. Закрепление навыка правильного произношения звука [л’], изолированного, в прямых слогах и в начале слов

6. Развитие фонематического восприятия

7. Развитие интереса к родному языку, знакомство со словами-омонимами.

8. Развитие памяти, внимания, пространственных представлений

9. Обогащение словарного запаса

Коррекционно-воспитательные:

1.Привитие навыков самоконтроля за речью

2. Воспитание усидчивости на занятии

3. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ л’]

Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; пособия: игрушка лиса, лабиринт из картинок со звуком л’, фигурка льва, волшебная палочка, волшебный экран, карточки с 1 (2,3) кружками или цифрами 1, 2, 3, предметные картинки (на ковролин): лебеди (6 шт.), лютики (7 шт.), мячик-лимончик.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Я рада снова видеть тебя! Садись поудобнее, начнем нашу работу.

- Сегодня у нас на занятии гостья. Отгадай, кто это.

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Что за зверек?     (Лиса).  Достаем игрушку.

2. Артикуляционная гимнастика 

- Лису зовут Лизавета. Она очень любопытная. Ей хочется знать, чем это мы с тобой здесь занимаемся. Покажем ей, что мы умеем?  Выполним зарядку для губ и язычка. (Выполнение упражнений: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Месим тесто”, “Блинчик”, “Вкусное варенье”, “Чищу зубы”, “Парус”).

З. Сообщение темы и целей занятия.

-Как зовут нашу гостью? С какого звука начинается имя Лизавета?

-  Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [л’] в слогах и словах.

4. Развитие фонематического восприятия.

Игра « Ловишки». Выделение звука [л’] из звукового ряда

5. Характеристика акустических и артикуляционных признаков звука [л’].

- Чтобы правильно произносить звук [л’], что должны делать губы, зубы , язык?

(Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя идет по бокам языка). Есть преграда - язык – звук согласный.

-  Голосок «работает» - звук звонкий. А какой он: твердый или мягкий?

6. Автоматизация звука в слогах. Пальчиковое упражнение «Пальцы здороваются».

- Большой палец – слог ЛЯ. Большие пальцы здороваются: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (трижды соприкасаются большие пальцы рук).

- Указательные пальцы здороваются: ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ. Средние – ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ. Безымянные – ЛИ-ЛИ-ЛИ. И мизинцы – ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ.

  7.  Автоматизация звука в словах.

РАБОТА С КАРТИНКАМИ ЛАБИРИНТА

   а) Путешествие по Лабиринту

Ребенок вместе с фигуркой животного льва двигается по Лабиринту по стрелкам и называем предметные картинки со звуком [л’] .

   б) Составление словосочетаний со словами из Лабиринта.

 - Подбери подходящее слово из Лабиринта. О чем я загадала?  

   Высокая, старая, зелёная … (липа)

   Мощный, удобный, быстрый … (лифт)

   Рыжая, хитрая …(лиса)

   Деревянная, ровная  …(линейка)

   Резной, кленовый … (лист)

   Желтый, кислый … (лимон)

   Оранжевая, цветущая … (лилия)

  Улыбающееся, детское … (лицо)

    в)  Развитие пространственных представлений.

- Что находится посередине Лабиринта? Что в правом верхнем углу? Что в левом нижнем углу? Что над …? Что под …?  Что слева от …? Что справа от …? Что между …?

г) Игра с Волшебным экраном «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование  родительного падежа единственного числа  существительных. Работа с картинками из Лабиринта.

8. Физпауза.

д) Игра с Волшебной палочкой «Один – много» Развитие навыка словоизменения: образование форм  родительного падежа множественного числа имен существительных. Работа с картинками из Лабиринта.

- У нас есть волшебная палочка, которая лишь прикосновением может из одного предмета сделать много. Был один лист. Прикоснемся к нему волшебной палочкой, и станет много  чего?… (листьев). И т.д.

е) Развитие слогового анализа слов.

- А теперь поучимся делить слова на слоги. Произнесем слово и прохлопаем его, посчитаем, сколько в нем слогов. Закроем картинку  соответствующей карточкой с 1, 2 или 3 кружочками.

   ж) Развитие навыка словоизменения. Согласование имен существительных с количественными числительными.  Работа с предметными картинками на ковролине.

- Засиделись мы что-то, лиса Лизавета приглашает нас  прогуляться в лес. Идем на лесную полянку. Ой, сколько здесь цветов. Это лютики. Давай попробуем их сосчитать.

- А там, вдали, на лесном озере, плавают лебеди. Сколько их? Сосчитай.

    9. Подбор однокоренных слов к слову «лиса». Игра с мячом.

- Пора возвращаться. А лиса хочет остаться в лесу, здесь её дом, её семья.  А кто же родственники лисы? Поиграем с мячиком и назовем родственные слова к слову «лиса».

Лиса, а её детеныш … (лисёнок).    А если их много, это ... (лисята).

А папа у них … (лис). А маму часто называют … (лисица).

А как назвать маленькую лису? … (лисичка).

Все лисы ходят в теплых шубках. Шерстка у них чья? …(лисья).

- До свиданья, Лизавета.  Иди к своим родственникам. А мы отправимся назад, в детский сад.

10. Знакомство со словами-омонимами.

- Ой, что это там промелькнуло в траве. Да это же грибы. Какие они красивые. Ты знаешь, что это за грибы?  (Лисички) Как ты думаешь, почему их так назвали?  Так это что тоже родственники лисы?

- Нет. Просто словом «лисички» называют и маленьких лис,  и таким же словом назвали грибы.  Но это не родственные слова,  это два разных по смыслу слова. Вот так бывает в русском языке.

     11. Упражнение «Закончи предложение».

- Вот мы и вернулись в садик. Давай вспомним слова, которые мы произносили сегодня на занятии. Закончи предложение подходящим словом.

В лесу живет рыжая … (лиса). В лесном озере плавали … (лебеди).   На поляне росли желтые … (лютики). В чай кладут кислый … (лимон). Ровные линии чертят с помощью … (линейки). С клена упал резной …(лист).

12.  Итог занятия. 

-Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [л’] в слогах и словах.

- Что тебе на занятии понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема:  "Дикие ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы,  имеющим  ФФНР.   Автоматизация звука Ш в словах и фразах...