Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет, имеющим ФФНР, на тему «Автоматизация звука [Ш] в словах»
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Автоматизация звука [Ш] в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_sh.docx248.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет, имеющим ФФНР, на тему «Автоматизация звука [Ш] в словах»

Тема. Автоматизация звука [Ш] в словах

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы

2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения: образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование форм родительного падежа имен существительных

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие правильного речевого дыхания

5. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш], изолированного, в слогах и словах

6. Развитие фонематического восприятия: умения дифференцировать звуки С-Ш на слух

7. Развитие навыка слогового анализа и простых форм звукового анализа слов.

8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

9. Обогащение словарного запаса.

Коррекционно-воспитательные:

1.Привитие навыков самоконтроля за речью

2. Воспитание усидчивости на занятии

3. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; игрушки: попугай, змейка; наглядное пособие для чтения слогов «Бабочка», Лабиринт из предметных  картинок (из альбома Л.А.Комаровой « Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях»),  волшебный экран и волшебная палочка; 2 сундучка, картинки со звуками С и Ш в названиях; звуковой домик; компьютерная игра «Услышь звук Ш»; счетные палочки.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Я рада встрече с тобой! Какое у тебя настроение?

2. Эмоциональный настрой. Мимические упражнения.

- И погода сегодня хорошая!

Солнышку мы улыбнёмся,

И прищурим глазки.

Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)

Смотрим без опаски.

Видим радугу на небе

Всем на удивленье, (показать удивление)

И начнем наше занятие с хорошим настроением!

- К нам на занятие пришел герой мультфильма. Кто это? (Попугай Кеша) Он хочет научиться разговаривать, правильно и красиво, и поэтому прилетел к нам. Давай ему покажем, как нужно заниматься.

3. Артикуляционная гимнастика

- Прежде всего необходимо каждый день делать зарядку для язычка. Вспомним  наши артикуляционные упражнения.

Выполнение упражнений для губ и языка: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Бублик”, “Парус”, “Маляр”, “Блинчик”, “Вкусное варенье”.

4. Сообщение темы и целей занятия.

- Попугай Кеша: Ой, кто это там шуршит?

  - Да это же Змейка, наша добрая знакомая. (Достаем игрушку) Она не умеет разговаривать, только шипит: Ш-Ш-Ш-… .

 - Какой звук  ты слышишь?

- Звук [ш].

- Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [ш].

5.  Произношение изолированного звука.

- Как же шипит Змейка? Произноси звук “Ш-Ш-Ш”, изображая  движения змейки сначала одной, а потом другой рукой).

6. Анализ артикуляции звука.

-  В каком положении находятся губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [ш]?

- Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубы сближены, язычок вверху, похож на “чашечку”.

- Какая воздушная струя, когда произносишь звук [ш]?

- Воздушная струя – широкая, плавная, тёплая.

7.  Характеристика звука. Акустические признаки.

- Давай определим, какой это звук: гласный или согласный?

- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).

- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].

- Глухой.

- Этот звук твёрдый или мягкий?

- Твёрдый.

- Какой цветом мы его обозначим?

- Синим цветом.

- Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.

8. Автоматизация звука в слогах. Пальчиковое упражнение «Пальцы здороваются».

- Большой палец – слог ША. Большие пальцы здороваются: ША-ША-ША (трижды соприкасаются большие пальцы рук).

- Указательные пальцы здороваются: ШО-ШО-ШО. Средние – ШУ-ШУ-ШУ. Безымянные – ШИ-ШИ-ШИ. И мизинцы – ШЕ-ШЕ-ШЕ.

9. Связь звука с буквой.

- Согласный звук [ш] обозначает буква Ш. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек.

10. Автоматизация звука в слогах. Чтение прямых слогов по наглядному пособию «Бабочка»  (Фото №1)

11. Автоматизация звука в словах.

   а) Путешествие по Лабиринту (Фото № 2)

Ребенок вместе со Змейкой двигается по Лабиринту по стрелкам и называем предметные картинки со звуком Ш.

   б) Составление словосочетаний со словами из Лабиринта.

 - Подбери подходящее слово из Лабиринта:

   Хоккейная … (шайба)

   Угольная … (шахта)

   Длинный …(шарф)

   Воздушные …(шары)

   Детский … (шампунь)

   Красивая … (шапка)

   Деревянные … (шахматы)

  Трусливый … (шакал)

   Маленький … (шалун)

    в) Игра с Волшебным экраном «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование форм  родительного падежа единственного числа имен существительных. Работа с картинками из Лабиринта.

   г) Игра с волшебной палочкой «Большой – маленький» (по картинкам из Лабиринта)

   - С помощью волшебной палочки большой предмет можно сделать маленьким.

   Были большие шары, а теперь маленькие … шарики.

   Был большой шарф, а теперь маленький … шарфик.

   Была большая шапка, а теперь маленькая … шапочка.

   Была большая шайба, а теперь маленькая … шайбочка.

   д)  Деление слов на слоги (слова-названия картинок из лабиринта)

Стоя, делим слова на слоги,отхлопывая слоговой состав слова.

12. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков С-Ш в словах.

Игра « Разложи картинки по сундучкам» (Фото № 3)

- У Змейки рассыпались картинки. Помоги ей разложить их по сундучкам: в один – со звуком С, в другой – со звуком Ш в названиях.

13. Развитие навыка звукового анализа слов. Работа со звуковым домиком. (Фото № 4)

- Проверим, какие картинки оказались в сундучке со звуком Ш. Определим, где находится звук Ш в этих словах: в начале, в середине или в конце слова.

- Попугайчик спрашивает: « А в слове Кеша где находится звук Ш?»

14.  Компьютерная игра «Услышь звук Ш»

15. Итог занятия. 

-Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [ш].

- Попугайчику Кеше понравилось занятие. Он у тебя многому научился.

C:\Users\Мария Владимировна\Desktop\naglyadnoe_posobie_babochki.docx_image2.jpg

Фото № 1. Наглядное пособие «Бабочка»

C:\Users\Анастасия Артемова\Desktop\контрольные работы\изображение_viber_2022-12-06_21-21-05-643.jpg

Фото № 2. «Лабиринт»  (из альбома Л.А.Комаровой « Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях»)

C:\Users\Анастасия Артемова\Desktop\контрольные работы\изображение_viber_2022-12-06_21-21-49-603.jpg

Фото № 3. Игровое пособие «Сундучки»

C:\Users\Анастасия Артемова\Desktop\контрольные работы\изображение_viber_2022-12-06_21-21-27-464.jpg

Фото № 4. Пособие для позиционного анализа слова «Звуковой домик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

На  занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р],  уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"

Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки.  Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...

Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».

Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов....

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с задержкой речевого развития на тему "Сказка в гости к нам пришла"

В конспекте отображен опыт работы учителя-логопеда по коррекции речи  ребенка с задержкой речевого развития с использованием метода логопедических сказок....