Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах».
план-конспект

Цинковская Яна Ренатовна

Индивидуальное логопедическое занятие в 4 классе на тему:

«Автоматизация звука Ш в слогах, словах».

развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;

-развитие общей и мелкой моторики;

-освоение нового материала;

-развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-развитие устной речи через составление  предложений, ответов на вопросы;

-обогащение активного словаря по данной теме;

-развитие навыка чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Главное Управление образования администрации Челябинской области.

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 52» города Магнитогорска

455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, пер Ржевского,4; тел 48 21 43

Индивидуальное логопедическое занятие в 4 классе на тему:

«Автоматизация звука Ш в слогах, словах».

Логопед: Цинковская Я.Р.

Магнитогорск 2020

Логопедическое занятие

Технологическая карта урока

Предмет       Логопедическое занятие                                                                                                                                    класс_____4_____

Логопед: Цинковская Я.Р.                                                                  школа:  МОУ «С (К) ОШИ № 52»  г. Магнитогорска

Тема урока

                     «Баран» В. Лифшиц.  Прочитай!

Тип урока: Изучение нового материала

Целевые установки урока

(для логопеда)

Личностные:

-воспитание положительного настроя к уроку;

-развитие мотивов учебной деятельности;

 развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

-развитие умения работать в группах, умения выслушать других;

-развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-адекватно использовать  речевые средства, строить монологическое высказывание.

Предметные:

-повторение ранее изученного материала;

-введение нового материала;

-развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-развитие устной речи через составление  предложений, ответов на вопросы;

-обогащение активного словаря учащихся по данной теме;

-развитие навыка выразительного чтения.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

-развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;

-развитие общей и мелкой моторики;

-освоение нового материала;

-развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-развитие устной речи через составление  предложений, ответов на вопросы;

-обогащение активного словаря по данной теме;

-развитие навыка чтения.

- развитие мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

-выполнение учебных действий в речевой и умственной форме;

-установка причинно-следственных связей;

-обобщение понятий;

-формулировка собственного мнения;

-использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное использование речевых средств, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература.

-оформленная доска;

-букварь для учащихся Специальных Коррекционных Образовательных учреждений для 4 класса;

- рабочие тетради.

Дидактический материал: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

ЦОР

-презентация на тему урока, реализуемая с помощью проектора.

Ход урока

Этап урока: Организационный момент. Приветствие.

Содержание

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап урока: Артикуляционная гимнастика.

Содержание

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как то утром он проснулся от странного звука ШШ... Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул на улицу, но никого не увидел.Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лѐг в кровать, как услышал ещѐ один звук кап кап кап.... Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно.На улице по прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу.На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало еѐ жалко. Мишутка спросил змейку:

«Почему ты плачешь?».

Змейка ответила: «Со мной никто не дружит!Все меня боятся».

Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» спросил Мишутка змейку.

«Шуша»-ответила змейка.

«А меня Мишутка» —сказал медвежонок. « А почему ты всѐ время шипишь?» —спросил Мишутка.

«Это мой любимый звук» —ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» —спросила Шуша.

«Нет» —ответил Мишутка.

Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!»

«Давай» —обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего неполучилось,только: «С»с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» —сказала змейка.

II.Артикуляционная гимнастика.

-

Ш

-

ш

-

ш... Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелес

т, шин шуршанье...

-

Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмѐм зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шѐлк, шуршал!

-

Ш

-

Гуси шею выгибают : Га-га-га-га

Беседа.

Какое сейчас время года? Какие зимние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?

Повторение движений за логопедом.

Ответы на вопросы учителя.

Сейчас время года зима. Мы знаем три зимних месяца. Это декабрь, январь, февраль. Сейчас месяц декабрь.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни.

Этап урока: Слоговые таблицы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

-А теперь разомнем язычок по другому, почитаем слоговые таблицы

Дети читают сами слоговые таблицы

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни.

Этап урока: Повторение. Название темы урока.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для получения нового материала; тренировку соответствующих мыслительных операций.

-Посмотрите на доску и вспомните ,что мы проходили на прошлом уроке! А я вам немного подскажу(на доске подсказка картинка из учебника)

Что вы видите на экране? Про кого  мы читали? Что едят кролики?

Выполнение инструкций учителя. Ответы на вопросы..

-построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте;

-построение речевого высказывания в устной форме.

Этап урока:  Работа над новым материалом.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает "открытие" детьми нового знания;

 -усвоение детьми нового материала и возможности использовать его в жизненных ситуациях.

Беседа

Давайте сейчас откроем учебники  и рассмотрим картинку. Кто на ней изображен? Послушайте стих:

Даже самым жарким летом

В шубу теплую одет он

И до зимней до поры

Изнывает от жары.

-Не грозись,баран ,рогами,

А спокойно ты постой-

Поделись-ка,милый с нами

Шерстью пышной и густой.

Как подует

Ветерок,

Мама свяжет

Свитерок,

Мама свяжет

Варежки

Краснощекой

Варюшке.

Давайте, дети, чтобы лучше нам понять разыграем этот стих.

Молодцы ,а теперь давайте ответим на вопросы. 1.Какая шуба у барана?

2.Как в такой шубе баран чувствует себя летом? Прочитай, как об этом сказано в стихотворении.

3.Объясни,что значит слово «изнывает».

4.Как хозяин уговаривает барана поделиться своей шубой?Прочитай.

5.Что можно сделать из шерсти барана? Прочитай

Ответы на вопросы учителя.

Открытие учебника на заданную страницу, рассматривание картинки.

Выполняют инструкции учителя.

Выполняют задание возле доски.  

1.Теплая  

2.Изнывает от жары    

3.Мучаться,страдать,болеть,плакать

4.Поделись-ка, милый с нами

Шерстью пышной и густой.  

5.Мама свяжет

Свитерок,

Мама свяжет

Варежки

                   

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-построение логического суждения, включающего установление причинно-следственных связей;

-проявление познавательной инициативы;

-построение речевого высказывания в устной форме;

-установка причинно-следственных связей;

-формулировка собственного мнения и позиции;

-использование речи для регуляции своего действия.

Этап урока: Физкультурная минутка.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

Три медведя шли домой          Дети шагают на                      месте вперевалочку
Папа был большой-большой.         Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом,      Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто.         Присесть.
Очень маленький он был,            Присев,   качаться  по-медвежьи.
С погремушками ходил.               Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.            Дети имитируют игру с погремушками.

Дети повторяют движения.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни.

Этап урока:  Работа над новым материалом продолжение.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

-усвоение детьми нового материала и возможности использовать его в жизненных ситуациях

Ребята, давайте посмотрим в учебник на следующую страницу. Рассмотрим картинки, ответим на вопросы.

Покажите, где написаны названия картинок.

Послушайте загадку и отгадайте ее:

Есть у нас в любом дворе,

Живет на радость детворе

Птичка. Ты ее не бей!

Эта птичка… .

-Не хочу один клевать я,

Пусть скорей приходят братья.

-Где ж они?

-Под старой липой.

-Как зовут их?

-Цы-па!Цы-па!

Дети отвечают на вопросы

Воробей

Цыпленок

-усвоение детьми нового материала и возможности использовать его в жизненных ситуациях

-допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной;

-формулировка собственного мнения и позиции;

Этап урока: Закрепление.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую деятельность.

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Давайте, ребята ,прочтем слоги, выделенные черным цветом, посмотрите на доску  

Гро                              Пти

Спо                             Пте

Сто                              Кни

Свя                               Кле

Сви                              Бра

                                     Ста

                                     Дво

                                     Шко  

                                     Гру            

Читают по очереди

-учет выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

-установление причинно-следственных связей;

-допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной;

-формулировка собственного мнения и позиции;

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-построение понятных для партнера высказываний;

-использование  речи для регуляции своего действия;

-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-выполнение учебных действий в материализованной форме.

Этап урока: Заключительная часть. Итог.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает оценку учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Ребята, о каком животном мы говорили на уроке?

Чему мы научились на уроке?

Вам понравился сегодняшний урок?

Что вызвало у вас затруднения?

Домашнее задание послушайте внимательно :стр.64-65 пересказать

Осталось ли хорошее настроение, которое было в начале урока?

 У каждого из вас есть смайлик, давайте покажем какое настроение у нас на уроке?

Молодцы. Мы с вами хорошо поработали. Расскажите дома родителям, что нового вы сегодня узнали. Урок окончен. Спасибо.

Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими мыслями.

Дети поднимают смайлик улыбку или грусть

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.

Диагностика достижения планируемых результатов:

На уроке использовались методы  и приёмы, направленные на формирование УУД.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение), при изучении новой темы (смыслообразование), на этапе оценивания учащимися собственной деятельности в конце урока, во время проведения физкультурной минутки.

Познавательные  УУД  формируются  при принятии новых знаний (работа с новой информацией из букваря); при выполнении самостоятельной работы (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.). На этапе первичного закрепления (выделения существенных признаков).

Регулятивные УУД  формируются на этапах рефлексии (управление своей деятельностью, проявление  инициативности и самостоятельности, контроль).

Коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.

 На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

На  занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р],  уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....

Подгрупповое логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях"

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия и презентация. Занятие проведено с учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».

Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [К] в слогах и словах"

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: " Автоматизация звука [К] в слогах и словах"...

Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....