Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"
план-конспект на тему

Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind.zan_._zvuk_r.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие  по коррекции звукопроизношения с обучающимися  2 класса  

Тема занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»

Цели: формирование и развитие артикуляционной моторики, закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях; закрепление согласования существительных с числительными, правильного употребления формы существительного в родительном падеже; расширение лексики; развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, памяти, мыслительных процессов, понимания логико-грамматических отношений. 

Оборудование:    карточки со схемами для самомассажа, карточки с картинками для артикуляционной гимнастики, палочка-«флюгер»; предметные картинки, разрезанные на две части; шарики для Су Джок терапии;  карточки, на которых написаны местоимения; предметные картинки (корзина, зеркало, горка, мороженое, куртка, расчёски, телевизор, ведро, краски, перчатки); индивидуальные карточки с заданием «Исправь ошибку», сюжетные картинки для составления скороговорок.

Ход занятия

Что говорят обучающиеся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

1.

2.

I. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет слово,  начинающееся со звука [р].

   II. Повторение                                                 

Артикуляционная гимнастика.

Выполнение артикуляционных упражнений «Маятник», «Лопатка», «Иголка»,  «Грибок», «Гармошка», «Маляр».

Самомассаж языка.

Логопед  дает установку, а дети выполняют артикуляционные движения с опорой на  схемы-подсказки.

  • Язычок погладим ласково губами,
  • А затем постукаем бережно губами,
  • Язычок погладим ласково зубами,
  • Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,
  • И опять погладим ласково зубами,
  • А потом похлопаем бережно губами.
  • И в конце погладим ласково губами.

Автоматизация звука [Р]

Упражнение в произнесении изолированного звука [Р]

  • Игра «Заведи мотор».

Произнеси звук Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.

Закрепление звука [Р] в скороговорках  

  • Повторить хором скороговорку:

Ар-ар-ар – мы купили самовар,

ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар,

ор-ор-ор – в поле вырос мухомор,

ор-ор-ор – это Ромин мухомор,

ир-ир-ир – Рома любит пить кефир,

ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.

  • Поочередное произнесение скороговорки «Комар»

-Ребята, давайте вспомним и произнесем скороговорку про комара, которую вы придумали сами. Н е забывайте правильно произносить звук [Р].

Дети по очереди повторяют скороговорку, выделяя звук [Р].

Ар-ар-ар – укусил меня комар,

Ры-ры-ры – надоели комары,

Ра-ра-ра – прогоню я комара.

Автоматизация звука [Р] в слогах

Задание на развитие слухового внимания.

  • Скажи на один слог больше:

ар – ор – ар  (ар  –   ор  –  ар – ор)

ур – ир – ур  (ур – ир – ур – ир)

ыр – ор – ыр  (ыр  –   ор  –  ыр – ор)

  • Скажи на один слог меньше:

тру – тры – тру – тры  (тру – тры - тру)

тры – тра – тры – тра   (тры – тра – тры)  

тру – тра – тру – тра  (тру – тра – тру)

Проверка домашнего задания.

  • Автоматизация звука [Р] в предложениях

Задание. Измени предложения по образцу.

Логопед произносит фразу: «У Ромы карта». Обучающийся изменяет ее: «Это  Ромина карта».

У Ромы карта.   –  Это  Ромина карта.

У Ромы парта.   –  Это …

У Ромы ферма.  –  Это …

У Ромы  верба.  –   Это …

У Ромы арбуз.    –  Это …

У Ромы картина. – Это …

У Ромы карман.  – Это …

У Ромы форма.  –  Это …

У Ромы персик.  –  Это …

У Ромы куртка.  –  Это …

У Ромы марка.   –  Это …

Дыхательное упражнение «Флюгер»

Выработка длительного выдоха. Логопед показывает сюжетную картинку, на которой изображены деревья, наклонившиеся от ветра, и дети начинают дуть на «флюгер». Логопед прячет картинку, и ученики прекращают дуть.

III. Основная часть занятия

Автоматизация звука [Р] в словах

  • Игра «Запретное слово»

Развитие слухового внимания.

Повторять за логопедом все слова, выделяя звук [Р], за исключением «запретного» слова.

- Все слова произноси,  лишь одно не повтори. Это слово – трус

Слова произносятся логопедом в различной последовательности с периодическим повторением  «запретного» слова.

Слова задания: травка,  трамвай, тетрадь, астра, трус, труд, трубы, тройка, трос, тропка, метро, матрос, метры, ветры, центр, трава.

Затем добавляется второе «запретное» слово – трава

- Слова за мной ты повторяй, только два не называй. Запретными словами будут слова трус  и трава.

  • Кинезеологические  упражнения

«Зайчик-пальчик» Руки вытянуты вперед. Пальцы левой руки сжаты в кулак, большой палец поднят вверх  (пальчик). Пальцы правой руки сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы подняты вверх («ушки зайчика»). Руки меняются поочередно.

  • Массаж  пальцев рук (Су Джок терапия)

Автоматизация звука [Р] в предложениях

  • Составить из частей целое

Развитие пространственной ориентировки

Задание. Дети получают предметные картинки, разрезанные на две части,  и восстанавливают их, называя получившееся изображение.

- Сколько у  тебя карточек?

- Какую картинку ты собрал из двух карточек?

  • Согласование существительного с числительным

Игра «2 – 4 – 6 – 8 –10»

Задание. - Просчитайте названия картинок, которые вы собрали.

Картинки: крокодил, кролик, рыба ( зебра).

  • Спряжение в настоящем  времени

Дети рассматривают сюжетную картинку, выставленную на доске.

-Что нарисовано на картинке?

-Что ещё нужно срубить мальчику, чтобы ствол дерева стал гладким?

-Правильно. Мальчик должен срубить ветки топором.

-А сейчас мы поможем мальчику. Я буду вам показывать карточку, на которой написано кто,  будет рубить ветки топором, а вы будете произносить все предложение.

Я

ТЫ

ВЫ

ОН

ОНИ

МЫ

ОНА

Рубить ветки топором

  Логопед показывает карточки, на которых написаны местоимения, а дети спрягают словосочетание  «рубить ветки топором» в настоящем времени.

Физкультминутка

  Ученикам предлагается выполнять двигательные упражнения, сопровождая их проговариванием скороговорок или чистоговорок. Маршируя на месте, они произносят в различном темпе скороговорку: «По травке тропка протоптана»

Игра на развитие зрительной памяти «День – ночь»

Употребление существительных в Р. п.

 Детям предлагается  рассмотреть выставленные на наборном полотне предметные  картинки, называть их и запомнить.  Затем логопед даёт команду –  «ночь». Дети закрывают глаза, а логопед тем временем  убирает одну картинку. Услышав команду – «день», ученики открывают глаза и определяют, какой картинки не стало.  (Нет куртки.  Нет телевизора. И т.д.)

Предметные картинки: корзина, зеркало, горка, мороженое, куртка, расчёски, телевизор, перчатки, ведро, краски.

Игра «Четвёртый лишний»

  • Употребление притяжательных местоимений  мой,  моя, моё.

-Про какие предметы можно сказать мои?

Картинки: перчатки,  краски, расчёски.

-Про какие предметы можно сказать моё?

Картинки: зеркало,  мороженое,   ведро.

  • Среди оставшихся картинок найти лишнюю.

-Какая картинка лишняя?

-Про что можно сказать  мой, а про что  –  моя?  (Телевизор – мой.)

Картинки: куртка, корзина, телевизор, горка;

Автоматизация звука [Р] в предложениях

Игра «Исправь ошибку»

Задание. Прочитать предложение, найти ошибку и исправить её.

- Помоги Роме исправить ошибки и покажи подходящую картинку.

Дровами рубят топор.

На радуге – небо.

Сахар грызёт Иру.

Дорога идёт по грузовику.

Горшок растёт в розе.

Градусник несёт врача.

Крышка накрыта ведром.

Пассажиры везут трамвай.

Забор красит Рому.

Придумывание скороговорки

  • - Посмотрите на картинку. Что на ней нарисовано?

- Как зовут эту девочку, если её имя начинается со звука [Р]?

-Повторите предложение про Раю.

-Давайте повторим три раза концовку слова кур и составленное предложение про Раю: ур-ур-ур  –   Рая кормит кур.

Рядом с картинкой выставляется карточка со скороговоркой.

  • Рассмотрите картинку. Что на ней нарисовано?

-Как светит фара?

-Давайте составим предложение про фару.

-Повторите три раза концовку слова фара и составленное предложение: ара-ара-ара - ярко светит фара

Рядом с картинкой выставляется карточка со скороговоркой.

  • Рассмотрите картинку. Что на ней нарисовано?

Повторите три раза концовку слова двор и составленное предложение: ор-ор-ор  – дворник подметает двор.  

Рядом с картинкой выставляется карточка со скороговоркой.

  • Рассмотрите картинку.

-Куда спускаются люди? Мы тоже спустимся в метро. Составьте предложение.

Повторите три раза концовку слова  метро и составленное предложение: тро-тро-тро  – мы спускаемся в метро

  • Чтение скороговорки по карточкам.
  • Повторение скороговорки с опорой на картинки.

IV. Итог занятия  

Оценка работы обучающихся.

Задание на дом.

Дети произносят звук

Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.

Произнесение скороговорки хором:

Ар-ар-ар – мы купили самовар,

ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар,

ор-ор-ор – в поле вырос мухомор,

ор-ор-ор – это Ромин мухомор,

ир-ир-ир – Рома любит пить кефир,

ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.

Поочередное произнесение скороговорки:

Ар-ар-ар – укусил меня комар,

Ры-ры-ры – надоели комары,

Ра-ра-ра – прогоню я комара.

Дети поочередно  произносят слоги: 

ар  –   ор  –  ар – ор;

ур – ир – ур – ир;

ыр  –   ор  –  ыр – ор;

тру –т ры–тру;

тры - т ра – тры;

тру – тра – тру

Ребенок изменяет фразу: «Это  Ромина карта».

И т.д.

Дети повторяют за логопедом все слова кроме «запретного» слова.

Ребёнок отвечает:

-У меня две карточки.

-Из двух карточек я собрал крокодила (кролика, рыбу, зебру).

Дети поочередно просчитывают слова:

-Два кролик.

-Четыре кролика.

-Шесть кроликов. И т.д.

Дети отвечают:

-Мальчик срубил дерево топором.

-Нужно срубить ветки.

Дети поочередно произносят:

-Я рублю ветки топором. - Ты рубишь ветки топором (он…, она…, мы…, вы…, они…)

-По травке тропка протоптана

Дети отвечают:

- Нет куртки.  

- Нет телевизора.

- Нет зеркала. 

- Нет расчёсок.

Дети отвечают:

- мои перчатки,

- мои краски,

- мои расчёски;

- моё зеркало,

- моё мороженое,

- моё ведро;

Дети отвечают:

- Телевизор – мой, а про 

 куртку, корзину и горку мы говорим  – моя.

Дети исправляют предложения:

-Дрова рубят топором.

-На небе – радуга.

- Ира грызёт сахар.

-Роза растёт в горшке.

-Ведро накрыто крышкой.

-Рома красит забор.

Ответы детей:

-Девочка кормит кур.

- Имя девочки Рая.

- Рая кормит кур.

- ур-ур-ур  –   Рая кормит кур.

-На картинке нарисована фара. Она светит.

- Ярко.

- Ярко светит фара.

-ара-ара-ара - ярко светит фара

-Дворник подметает двор.

- ор-ор-ор  – дворник подметает двор.  

-Люди спускаются в метро.

- Мы спускаемся в метро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

Подгрупповое логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях"

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия и презентация. Занятие проведено с учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:«В гостях у смешариков». "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах".

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах. Задачи: -уточнить артикуляцию звука [Л];-учить согласовывать числительные с существительными;-упражнять в образовании уменьшительно – ...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...