Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности по ДОП «Говоруша» на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» (старшая группа)
план-конспект

Кадырова Эльмира Камильевна

Конспект открытого занятия по автоматизации звука [р]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kod_kadyrova_e.k.docx212.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Непоседы» муниципального образования город Губкинский

Конспект

индивидуальной коррекционной образовательной деятельности

по ДОП «Говоруша»

на тему:

 «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

(старшая группа)

                             

 Подготовила:

                                                                           Учитель-логопед МБДОУ «Непоседы»

Кадырова Э.К.

                                                                                         

г. Губкинский

2022 год

Задачи:

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

- согласовывать существительные с числительными;

- закреплять навыки словоизменения существительных;

- уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

- формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

- развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа:

- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р]; 

- развитие направленной воздушной струи;

- формирование (постановка) правильного произношения звука [Р]; 

- автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

- формирование умения определять  наличие звука [Р]  в словах;

- формирование умения определять позицию звука в слове;

- согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Предметные картинки по теме «Зоопарк».

- общий вид Зоопарка;

- животные со звуком [Р]  в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

- животные без звука [Р]  в названии;

- дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Пособие «Звуковой анализ слова». Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

5. Проектор, для проведения физминутки «У жирафа пятна, пятна...» (О. Железнова)

Возрастная категория: ребенок 5-6 лет.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Ход занятия.

1Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел пес, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

 Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
 

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк!  Наш зоопарк будет необычный.  (Показываю схему). Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

 а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИК»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами  - лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР

Кто это?  Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем  - в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор:   РРРРРР.

 Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р]  в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

Ра

Ро

Ры

Ар

Ор

Ур

Дра

Бра

кра

гра

рма

рмо

 5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р]  в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]: 

Слон

Жираф

Тигр

Носорог

Лев

Зебра

Верблюд

Волк

Рысь

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р]  стоит в начале слова, во втором – в середине слов,  в  третьем – в конце слова.

7. Физминутка. 

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.         
Хлопаем по всему телу ладонями. 

Где? 

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                   
Обоими указательными пальцами
На носах, на животах,  коленях и носках.                    дотрагиваемся до соответствующих                                                                                           .                                                                                         частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде             «Рисуем» ребрами ладоней  полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.             по всему телу.                                

Где?                                                                                             

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                   Обоими указательными                пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках.                дотрагиваемся до соответствующих   
                                                                                          частей тела. 
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде.           
Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

 где?

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 

8. 
Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

Один жираф

Один тигр

Один баран

Два жирафа

Два тигра

Два барана

Пять жирафов

Пять тигров

Пять баранов

 

9. Автоматизация звука во фразе. Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам верблюду – траву

тигру, рыси – мясо

жирафу – веточки с листьями

верблюду, зебре – траву,

 10. Подведение итогов.

Ну вот мы с тобой и расселили животных в зоопарке и покормили их.  Тебе понравился наш зоопарк?  Мы еще вернемся сюда. Какой звук мы сегодня с тобой закрепили?

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р]  правильно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по логопедии Тема: Автоматизация звука [С ] в слогах и словах со стечением согласных.

конспект индивидуального занятия для ребенка с дизартрией и моторной алалией...

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

На  занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р],  уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....

Подгрупповое логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях"

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия и презентация. Занятие проведено с учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх «Поможем фее Снежинке», с использованием ИКТ технологии

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, работающих с детьми с ОНР и ФФНР.В конспекте представлено подгрупповое занятие по автоматизации звука [с], с использованием средств ИКТ. Закрепляя ран...

Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах».

Индивидуальное логопедическое занятие в 4 классе на тему:«Автоматизация звука Ш в слогах, словах».развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;-развитие общей и мелкой моторики;-освое...