Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх «Поможем фее Снежинке», с использованием ИКТ технологии
    план-конспект

    Кононова Эльвира Александровна

    Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, работающих с детьми с ОНР и ФФНР.

    В конспекте представлено подгрупповое занятие по автоматизации звука [с], с использованием средств ИКТ. Закрепляя ранее полученные навыки в игровой форме удается решать традиционные логопедические задачи  по формированию и развитию навыков звукового анализа, организации правильной артикуляции свистящих звуков и их акустических особенностях.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    М униципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Родничок» Учитель-логопед I квалификационной категории Кононова Э. А. Презентация к конспекту НОД: «Поможем фее Снежинке» Автоматизация звука [ С ] в слогах, словах, играх

    Слайд 9

    С Ы С О С У С А О С У С А С Ы С



    Предварительный просмотр:

    Организация непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

    Тема: автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх

    «Поможем фее Снежинке»

    Автор конспекта НОД:

    Кононова Эльвира Александровна,

    Учитель – логопед МБДОУ ДС «Родничок»

    первой квалификационной категории

    г. Озёрск п. Новогорный

    Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III год обучения)

    Возраст детей: 5 лет

    Тема: «Поможем фее Снежинке»

    Вид занятия:  закрепление полученных навыков

    Форма организации: подгрупповое

    Приоритетная образовательная область: речевое развитие

    Образовательные технологии: здоровьесберегающая, игровая,

    информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная.

    Цель: автоматизация звука [С] в слогах, словах, играх.

    Задачи:

    коррекционно-образовательные:

    - уточнить знания о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;

    - закрепить произношение в отражённом повторении за логопедом и самостоятельном проговаривании;

    - закрепить умение составлять предложения с предлогами по опорным картинкам.

    коррекционно-развивающие:

    - закрепить условно-рефлекторные связи заданного звука;

    - развивать фонетический слух, фонематическое восприятие;

    - формировать и закреплять навыки звуко-слогового анализа;

    - совершенствовать мелкую моторику;

    - продолжать формировать умение кодировать и декодировать информацию, используя наглядные модели;

    - развивать память и внимание, зрительно-пространственные представления.

    воспитательные:

    - поддерживать интерес к коррекционным занятиям;

    - воспитывать доброжелательность, инициативность;

    - совершенствовать контроль над правильным произношением звука в собственной речи и речи других.

    Интеграция образовательных областей:  коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие

    Планируемый результат:

    - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

    - достаточно хорошо владеет устной речью;

    - может выделять звуки в слогах и словах;

    - развита мелкая моторика;

    - способен к волевым усилиям.

    Оборудование: зеркала, изолированная проволока, предметные картинки, карточки с напечатанными слогами, конверты с карточками из пособия «Звукосказки» для составления предложений, схемы предлогов  НА, ОКОЛО, ПОД, ИЗ

    Ход НОД:

    1. Оргмомент.

    Логопед: Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Ко мне обратилась фея Снежинка с просьбой о помощи.  Она занимается отправкой  снежных тучек, из которых идёт…

    Дети: Снег

    Слайд №2

    Логопед: вот что я узнала –  совсем недавно, когда снежинки уже кружились в небе, подул сильный ветер и все снежинки раскололись пополам.

    Слайд №3

    Давайте поможем снежинкам снова стать целыми и красивыми. Для этого снежинкам нужно выполнить несколько заданий. Согласны?

    Дети: Согласны.

    Логопед:

    - Ваши уши готовы внимательно слушать?

    - Да, готовы

    - Глаза готовы внимательно смотреть

    - Да, готовы

    - Язык готов правильно произносить звуки?

    - Да, готов

    - Голова готова думать?

    - Да, готова

    - В таком случае, приступаем!

    1. Определение цели занятия.                                                                    

                                                                                                                        Слайд №4

    Логопед:  Ребята, посмотрите на картинку. Найдите спрятанные на ней изображения предметов. Назовите их и они откроются в цветном варианте.

    На экране картинка с наложенными изображениями предметов (стакан, слон, стул, сумка, самолёт, лист, автобус, санки). Дети находят их и называют.

    Логопед: А теперь проверим, все ли предметы вы нашли.  Внимательно, ещё раз, прослушайте названия этих предметов и скажите, какой звук я буду выделять чётче всего.

    Логопед проговаривает названия предметов, выделяя звук [С], выводя на экран названные картинки в цветном изображении кликом мыши.

    Дети: Во всех словах чётко слышался звук [С]

    Логопед: Правильно, это звук [С].  Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, и продолжим учиться правильно, произносить  звук [С]  в слогах и словах.

    1. Уточнение характеристики звука [С] по артикуляционно-

    акустическим признакам.

    Артикуляционная гимнастика  (укрепление мышц артикуляторного аппарата, закрепление правильного артикуляционного уклада автоматизируемого звука)

    Слайд №5

    Логопед: С помощью символов давайте вспомним, как правильно произносят  звук [С].

    (не подходящие символы убираются кликом мыши, последний клик – символ согласного твёрдого звука)

    Логопед: Когда мы произносим звук [С] наши губы в улыбке, вытянуты вперёд или широко открыты?

    Воспитанники с опорой на зеркало анализируют положение губ при произнесении звука [С]

    Дети: губы в улыбке.

    Логопед: правильно, губы улыбаются, выполним это упражнение.

    Дети выполняют  в несколько подходов под счет до 5 артикуляционное упражнение «Улыбка»

    Логопед: когда мы произносим звук [С] наши зубы выстраиваются в заборчик или разомкнуты?

    Воспитанники с опорой на зеркало анализируют положение зубов при произнесении звука [С]

    Дети: зубы выстраиваются в заборчик.

    Логопед: правильно, зубы выстраиваются в заборчик, выполним упражнение  «Заборчик»

    Дети выполняют  в несколько подходов под счет до 5 артикуляционное упражнение «Заборчик»

    Логопед: Когда мы произносим звук [С] наш язык поднят к верхним зубам в форме чашечки или находится за нижними зубами в форме горки?

    Воспитанники с опорой на зеркало анализируют положение языка при произнесении звука [С]

    Дети: язык находится за нижними зубами.

    Логопед: Правильно, язык находится за нижними зубами. Выполним упражнение «Горка».

    Дети выполняют  в несколько подходов под счет до 5 артикуляционное упражнение «Горка»

    Логопед: Когда мы произносим звук [С] воздушная струя, которую мы выдыхаем холодная узкая или горячая широкая?

    Воспитанники с опорой на руку анализируют качество выдыхаемой воздушной струи при произнесении звука [С]

    Дети: воздушная струя холодная, узкая.

    Логопед: Правильно, когда мы произносим звук [С] воздушная струя, которую мы выдыхаем, холодная узкая.

    Логопед: Когда мы произносим звук [С] – горлышко «спит» - звук глухой или горлышко «дрожит» - звук звонкий.

    Воспитанники кладут ладонь на  горлышко и анализируют глухой или звонкий звук при произнесении звука [С]

    Дети: звук [С] глухой.

    Логопед: Правильно, когда мы произносим звук [С] – горлышко «спит» - звук глухой

    Логопед: Звук [С] можно петь?

    Воспитанники пробуют произнести звук [С] с открытым ртом и при правильном положении органов артикуляции.

    Дети:  звук [C] петь не получается, мешают зубы и язык.

    Логопед: правильно, значит звук [С] согласный – его можно длительно произносить, а петь не получится. Осталось определить – звук  [С] – твёрдый или мягкий?

    Дети: звук [С] твёрдый.

    Логопед: Молодцы, звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

    Можно переходить к следующему заданию.

    1. Изолированная автоматизация звука и развитие длительного

    речевого выдоха.

    Слайд №6

    (каждое движение снежинок управляется кликом мыши, последний клик - одобрение)

    Логопед: ребята, помогите снежинкам вернуться на тучку, для этого правильно, длительно  произнесите звук [С]. Постарайтесь не ошибаться, иначе снежинки могут растаять.

    Воспитанники длительно произносят звук [С], следя глазами за движением снежинок.

    1. Логопед: звуки мы произносим, а вы помните, как выглядит буква,

    обозначающая звук [С]? Сделайте из проволоки букву С.

    Дети гнут из проволоки букву С.

    Логопед: отлично, думаю, что фее Снежинке понравятся ваши буквы, ведь её имя начинается на буку С.

    1. Физкультминутка.  Выполнение движений по тексту.

    Вот носы, носы, носы                        Вот хвосты, хвосты, хвосты
    Вот усы, усы, усы                               Вот и сами коты

    1. Игра «Послушай и повтори». Развитие слухового внимания и памяти.

    Слайд №7

    (в случае точного повторения на экране появляется снежинка)

    Логопед: в следующем задании вам нужно быть очень внимательными. Я буду называть ряд из слогов и слов, а вы повторите их в той же последовательности. За вашими ответами будет наблюдать  Фея Снежинка.

    Логопед произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности. Логопед следит за правильным произнесением звука [С]

    АС—ОС—УС— ...                                             УС—АС—ЫС—...

    АС—ИС—УС —...                                             ОС-ИС-ЫС …

    СЫ—СА—СО—СУ —                                      СУ—СО—СЫ—СА  ...

    СЭ—СА—СУ—СО —...                                    СЫ-СО-СА-СЭ …

    САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...           СОМ—НОС—УСЫ — ...

    ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...                       СУМКА—СОБАКА—ХВОСТ — …

    Логопед: Молодцы, вы очень внимательно слушали.

    Для выполнения следующего задания я приглашаю вас подойти к экрану

    Слайд №8

    1. Развитие фонематических процессов – определение количества

    слогов и места звука [С] в словах (в начале, середине, конце)

    Логопед:  Посмотрите, пожалуйста, на экран. С левой стороны экрана вы видите картинки, с правой стороны экрана находятся схемы слов и символы согласных твёрдых звуков. Произнесите слово, определите количество слогов и место звука [С] в слове.

    (При нахождении правильного ответа схемы и символы переходят к картинке по клику мыши. Можно предложить ребёнку кликать самостоятельно. Последний клик – одобрение)

    Логопед: фея Снежинка благодарит вас.

    Слайд №9

    1. Игра «Наоборот». Совершенствование навыков анализа.

    (приложение1)

    Логопед: чтобы выполнить следующее задание, подойдём к столу.

    Рядом с экраном стоит столик, на котором разложены слоговые карточки.

    Ребята, вам нужно найти  по 2 карточки, которые я назову и прочитать вслух эти слоги.

    На столе разложены слоги: са , ас , ос , со,  ус , су, ыс, сы.

    Логопед даёт инструкции: Илона, найди карточку, на которой 1 буква – А, 2 – С. Найди карточку, на которой эти буквы поменялись местами. Давай проверим задание на экране.

    (кликом мыши с экрана удаляются выбранные слоги)

    Логопед: Молодец, теперь прочти эти слоги.

    Последующие задания-инструкции проводятся по аналогии.

    1.  Игра «Один – много». Автоматизация звука [С] в различных

    позициях, в словах множественного числа родительного падежа.

    Слайд №10

    Логопед: по картинкам назовите один предмет и много предметов. Например: одна коса – много кос. Не забывайте чётко проговаривать звук [С].

    Слова на слайде: автобус – автобусов, кактус – кактусов, сова – сов, собака – собак, санки – санок, оса – ос, сумка – сумок, бусы – бус.

    Дети по образцу называют и изменяют слова.

    Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием.

    (последний клик – одобрение)

    11. Составление предложений по опорным словам.  (приложение 2)

    Логопед: На столе у каждого находится конверт с картинками, из которых нужно составить предложение. Слова в предложении должны быть в следующей последовательности: кто? (что?), что делает? и где? Пожалуйста, приступайте.

    Дети достают картинки, название картинок проговаривается, схематичное изображение предлогов уточняется. С опорой на эти картинки необходимо составить предложения в заданной последовательности. Далее предложение, составленное каждым ребёнком, анализируется и проверяется на экране.

    Слайды № 11 – 14

    Каждая картинка управляется кликом мыши, ребёнок может сам участвовать в данном процессе.

    Предложения: Посуда стоит на столе. Собака лежит под скамейкой. Сова сидит около снеговика. Собака ест мясо из миски.

    12. Итог занятия.

    Логопед: Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями.

    - для чего мы выполняли все эти задания?

    - какое задание для вас было самым трудным? Самым лёгким?

    - в какую игру вы поиграли бы еще раз?

    - Максим был самым внимательным, Илона очень старательно выполняла все задания, Саша помогала остальным ребятам, Вова научился читать слоги.

    Слайд №15

    Вы помогли фее Снежинке и снежинки снова стали красивыми. Спасибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

    Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

    Конспект подгруппового интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности « В гости к золотой осени»

    Данный конспект будет интересен логопедам и воспитателям логопедических групп,использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

    Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

    Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится ...

    Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

    Конспек на тему Звуки З-Ж. Цель занятия-закрепить правильное произношение звуков З-Ж в слогах, словах, фразах, учить дифференцировать эти звуки....