Главные вкладки

    конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
    план-конспект занятия на тему

    Сгонник Рашида Салихзяновна

    Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с межпоколенными связями в семье, закрепить навыки словообразования, развивать слуховое внимание и логическое мышление, а самое главное - воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем членам семьи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_moya_semya.doc110 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ НОД

    по развитию лексико-грамматического строя речи

    в старшей группе компенсирующей направленности

    для детей с тяжелыми нарушениями речи

    тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

                                                                 Учитель – логопед

    МБДОУ детский сад

    комбинированного вида №396

     «Подсолнушек»

    Р.С. Сгонник

    Нижний Новгород


    Конспект НОД

    по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе

    компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Тема: «Моя семья»

    Цель: Расширять знания детей по теме «Моя семья»

    Задачи:

    Образовательные.

    1.        Активизировать словарь по теме «Моя семья».

    2.        Познакомить детей с межпоколенными связями в семье.

    3.        Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    4.        Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с существительными.

    5.        Закреплять умение подбирать признаки к существительным, под-бирать антонимы.

    6.        Упражнять в составлении предложений с коротким словом «С».

    7.        Автоматизировать звуки Р - Рь (Артём, Кирилл), Л (Вита, Катя, Тома), Ш (Рома)

    Коррекционно-развивающие.

    1.        Развивать логическое мышление, слуховое внимание в процессе подбора антонимов и решения проблемных вопросов.

    2.        Развивать слуховую память при подборе признаков к существи-тельным в игре «Цветик-семицветик»

    3.        Развивать самоконтроль при образовании притяжательных прилага-тельных и согласовании их с существительными.

    4.        Развивать воображение, скоординированность движений со словами, мелкую моторику.

    Воспитательные.

    1.        Воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем членам   семьи.

    2.        Побуждать выражать свои чувства словами.

    3.        Развивать умение слушать друг друга.

    4.        Побуждать детей к общению.

    Пропедевтическая работа.

    1.        Накопление воспитателями словаря по теме.

    2.        Проведение занятий по рисованию «Моя любимая мамочка», «Наша дружная семья».

    3.        Заучивание пословиц о семье.

    4.        Слушание и заучивание стихов и песен о маме, бабушке, папе.

    5.        Рассматривание фотографий, иллюстраций, книжек по теме.

    6.        Чтение художественной литературы                        

    7.        Проведение совместных праздников с папами (к 23 февраля) и мамами (к 8 марта).

    8.        Работа логопеда по словообразованию, подбору антонимов, подбору слов-признаков к существительным.

    Оборудование и материалы.

    1.        Текст стихотворения.

    2.        Схемы – изображения членов семьи.

    3.        Семейные фотографии.

    4.        Картинки с изображением людей разного возраста.

    5.        Плакат с коррекционно-развивающей игрой «Чей? Чья? Чьё?»

    6.        Цветок.

    7.        Кукла Маша.

    8.        Мяч.

    9.        Магнитофон.

    Словарная работа.

    Существительные:  мама, мамочка, мамуля, папа, папочка, бабушка,  бабулечка, дедушка, дедулечка, сын, сыночек, дочь, дочка, доченька, внук, внучка, внучок, внученька.

    Прилагательные:  любимая, красивая, добрая, ласковая, нежная, сильный, старенький, заботливый, младший, старший, мамин, папин, бабушкин, дедушкин, братишкин, сестричкин.

    Глаголы: любить, помогать, поздравлять, называть.

    Условные обозначения:

       - дети с низким уровнем речевого развития;

        -  дети со средним уровнем речевого развития.


    Конспект НОД

    по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности

    для детей с тяжелыми нарушениями речи

    МОЯ СЕМЬЯ

    Задачи

    Деятельность педагога.

    Деятельность детей

    Образовательные

    Коррекционно-развивающие

    Воспитательные

    Этапы занятия

    Методы и приемы

    Виды инструкций

    Виды помощи

    Прогнозируемая деятельность детей

    Ативизировать словарь по теме.

    Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Упражнять в подборе  признаков к существительному.

    Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с существительными.

    Автоматизировать звуки  Р, Рь, Л, Ш.

    Упражнять в подборе антонимов.

    Познакомить детей с межпоколенными связями в семье.

    Упражнять в составлении предложений с коротким словом «С».

    Развивать  слуховое

    внимание.

    Развивать  слуховую память.

    Развивать  слуховую память и

    самоконтроль.

    Развивать  

    самоконтроль.

    Развивать воображение, скоординированность движений со словами, мелкую моторику.

    Развивать логическое мышление, слуховое внимание, координацию движений.

    Развивать самоконтроль и воображение

    Развивать логическое мышление.

    Побуждать интерес к

    занятию.

    Настроить детей на

    общение.

    Воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем членам семьи.

    Побуждать детей к общению с игровым персонажем.

    Побуждать выражать свои чувства словами.

    Развивать умение слушать друг друга.

    Развивать умение оценивать ответы товарищей.

    Организационный момент

    Постановка цели

    занятия.

    Основная часть

    занятия.

    Итог занятия.

    Словесный

    метод:

    Чтение

    стихотворения.

    Словесные

    инструкции.

    Использование ТСО.

    Прослушивание магнитофонной записи.

    Словесный метод: Диалог.

    Вопросы разного характера:

    констатирующие, проблемные

    Игровой метод:

    Игра «Назови ласково»

    Создание мотивации.

    Словесный метод: рассказ логопеда.

    Использование ТСО.

    Прослушивание магнитофонной записи.

    Словесный

    метод.

    Проблемная ситуация.

    Игровой метод.

    Введение персонажа – куклы Маши.

    Игровой метод.

    Словесные инструкции.

    Наглядно-практический метод.

    Выкладывание цветка.

    Игровой метод: Обращение от имени персонажа.

    Словесный метод: проблемный вопрос.

    Игровой метод.

    КРИ «Чей? Чья? Чьё?».

    Индивидуально-дифференцированный подход – задания с учетом автоматизируемых звуков.

    Практический метод: работа со схемами.

    Игровой метод: Обращение от имени

    персонажа

    Физминутка. 

    Словесный метод: хоровое проговаривание текста.

    Практический метод: выполнение соответствующих движений.

    Игра с мячом.

    Проговаривание слов по цепочке.

    Словесный метод.

    Проблемный вопрос.

    Игровой метод. Игра - соревнование.

    Словесные инструкции.

    Метод моделирования

    Словесный метод: похвала, одобрение.

    Игровой метод. Обращение от имени персонажа.

    Проблемный вопрос.

    Наглядно-практический метод.

    Работа с фотографиями.

    Игровой метод. Обращение от имени персонажа.

    Анализ и оценка работы детей.

    Вопросы разного уровня сложности.

    Мама с папою под ручку,

    А со мной идет за ручку.

    На руках у папы брат –

    Сам он топать маловат.

    А прохожие проходят,

    А прохожие глядят,

    И про нас они, похоже,

    Меж собою говорят:

    - Сразу видно, что семья! –

    Папа, мама, брат и я!

    - Ребята, а семья – это кто?

    - Назовите, кто живет в вашей семье?

    - Ребята, я сегодня шла на работу и услышала, как одна девочка разговаривала со своими родными. Хотите тоже послушать?

     - Скажите, дети, вам понравилось, как разговаривала девочка?

    - Можно так разговаривать?

    - А почему?

     - А вы знаете, как надо обращаться к своим родным?

    - Я предлагаю вам поиграть в игру  «Назови ласково»

    - Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

    - Правильно, сегодня мы говорим о семье.

    В любой семье живут несколько человек. И все они разные. А вот какие? Давайте послушаем, какие родные у девочки, которую я встретила утром.

    - Ой-ой-ой! Мне кажется, что эта девочка просто не знает хороших и добрых слов! А вы знаете?

    - Ребята, а как бы нам помочь этой девочкенаучиться правильно разговаривать?

    - Вы предлагаете пригласить её к нам на занятие? Наверное,  я смогу позвать её прямо сейчас.

    - Давайте познакомимся с нашей гостьей. Её зовут Маша.

    Маша, ребята приглашают тебя на занятие. Хочешь с нами поиграть?  Игра называется «Цветик - семицветик».

    Вы берёте лепесток, смотрите, кто нарисован на обратной стороне и называете, какой он или она. А потом прикрепляете лепесток к сердцевине цветка.

    -Посмотрите, какой замечательный цветок у нас получился!  А сколько добрых слов вы назвали! Молодцы! Садитесь на свои места.

    Кукла: У нас дома тоже такой мамовый цветок есть. Папа подарил.

    - Ребята, правильно Маша назвала, чей цветок у них дома? Как правильно надо сказать?

    - Хотите ещё поиграть? Игра называется «Чей? Чья? Чьё?» Будьте внимательны, я буду показывать схемы, а вы будете называть, чья это вещь.

    Кукла: Как я устала всё думать, думать, говорить. Хочу играть пальчиками.

    Пальчиковая игра «Семья»

    - А я вам предлагаю поиграть с мячом. Игра

    «Скажи наоборот»

    -Ребята, а ваши дедушки и бабушки всегда были такими, как сейчас?

    - А почему они изменились?

    -А вы тоже изменитесь или всегда будете маленькими?

    - Давайте поиграем в игру «Мы растём». Разделитесь на две команды. Каждой команде надо разложить картинки от самого младшего к самому старшему. И мы увидим, как вырастут ваши малыши.

    - Молодцы, ребята! Все дружно справились с заданием!

    Кукла: Я поняла! Я тоже вырасту и стану такой же бабушкой, как моя бабулечка. У меня очень хорошая бабушка. Смотрите, это я с бабушкой и дедушкой. Я их дочка.

    - Ребята, Маша права? Она дочка своим бабушке и дедушке?

    А у нас тоже есть фотографии. Дети, назовите, с кем вы на этих фотографиях и кто вы им.

    Кукла: Спасибо, девочки и мальчики, что помогли мне! Теперь я знаю, как надо разговаривать, чтобы никого не обижать. Я запомнила много красивых слов для бабушки и дедушки. Обязательно их сегодня порадую, назову им добрые слова. А вам за вашу помощь я хочу подарить новую игру. Можно, я ещё приду к вам на занятие? Мне очень понравилось с вами играть!

    -Ребята, вам понравилось, как вы сегодня работали на занятии? Кто, по-вашему, был самым активным и старательным сегодня?

    -Что было трудно? Что было интересно?

    - Сегодня все работали очень активно и дружно. Я думаю, что после занятия мы сможем все вместе поиграть в новую игру.

    Наводящие вопросы  - Знакомые? Соседи? Родные? Друзья?

    Подсказывающие вопросы детям        .

    Наглядно-практичес-кая помощь детям       .

    Проговари-

    вание начала слова.

    Стимули

    рующая помощь: похвала, словесные подбадривания

    Опора на схематичное изображение членов семьи.

         - подска-зывающие вопросы.

       

     

    Наводящие вопросы детям

    Показ фотографии куклы с бабушкой и дедушкой.

    Опора на семейные фотографии.

    Стимулирующая помощь от имени Маши: словесное подбадривание, похвала.

    .

    Дети собираются вокруг логопеда.

         отвечают полным предложением.

        дают краткий ответ.

    Ответы детей полным предложением или односложно.

    Дети по кругу передают друг другу слова, обозначающие родственников и называют их ласково.

    Дети садятся на свои места.

    Дети здороваются с куклой.

    Дети подходят к столику, берут лепестки, называют слово и прикрепляют лепестки к сердцевине цветка.

    Дети садятся на свои места.

     Дети исправляют ошибку: мамин цветок.

    Дети образовывают притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными.

    Дети хором проговаривают слова и выполняют соответствующие движения (сидя на стульчиках).

    Дети становятся в круг, ловят мяч и называют слово, противоположное по смыслу.

    Ответы полным предложением.

    Дети прикрепляют картинки на магнитную доску.

         краткие ответы,         -ответы полным предложением.

    Ответы детей с использованием предлога С.

    Дети называют, кто они своим родным.

     

    Дети прощаются с куклой.

          Отвечают на более сложные вопросы,        на более легкие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

    Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

    Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

    Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

    Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

    Совместная работа учителя – логопеда и воспитателя по активизации речи воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

    В статье рассматриваются вопросы по активизации и обогащению словарного запаса у детей с нарушениями речи в совместной работе логопеда, воспитателей и родителей....

    Перспективно-тематический план НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Перспективно-тематический план непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

    Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

    Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...


     

    Комментарии

    Мещанинова Татьяна Владимировна

    Спасибо, коллега!Желаю творить!