конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
план-конспект занятия на тему

Сгонник Рашида Салихзяновна

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с межпоколенными связями в семье, закрепить навыки словообразования, развивать слуховое внимание и логическое мышление, а самое главное - воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем членам семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_moya_semya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

по развитию лексико-грамматического строя речи

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

                                                             Учитель – логопед

МБДОУ детский сад

комбинированного вида №396

 «Подсолнушек»

Р.С. Сгонник

Нижний Новгород


Конспект НОД

по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе

компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Моя семья»

Цель: Расширять знания детей по теме «Моя семья»

Задачи:

Образовательные.

1.        Активизировать словарь по теме «Моя семья».

2.        Познакомить детей с межпоколенными связями в семье.

3.        Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.        Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с существительными.

5.        Закреплять умение подбирать признаки к существительным, под-бирать антонимы.

6.        Упражнять в составлении предложений с коротким словом «С».

7.        Автоматизировать звуки Р - Рь (Артём, Кирилл), Л (Вита, Катя, Тома), Ш (Рома)

Коррекционно-развивающие.

1.        Развивать логическое мышление, слуховое внимание в процессе подбора антонимов и решения проблемных вопросов.

2.        Развивать слуховую память при подборе признаков к существи-тельным в игре «Цветик-семицветик»

3.        Развивать самоконтроль при образовании притяжательных прилага-тельных и согласовании их с существительными.

4.        Развивать воображение, скоординированность движений со словами, мелкую моторику.

Воспитательные.

1.        Воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем членам   семьи.

2.        Побуждать выражать свои чувства словами.

3.        Развивать умение слушать друг друга.

4.        Побуждать детей к общению.

Пропедевтическая работа.

1.        Накопление воспитателями словаря по теме.

2.        Проведение занятий по рисованию «Моя любимая мамочка», «Наша дружная семья».

3.        Заучивание пословиц о семье.

4.        Слушание и заучивание стихов и песен о маме, бабушке, папе.

5.        Рассматривание фотографий, иллюстраций, книжек по теме.

6.        Чтение художественной литературы                        

7.        Проведение совместных праздников с папами (к 23 февраля) и мамами (к 8 марта).

8.        Работа логопеда по словообразованию, подбору антонимов, подбору слов-признаков к существительным.

Оборудование и материалы.

1.        Текст стихотворения.

2.        Схемы – изображения членов семьи.

3.        Семейные фотографии.

4.        Картинки с изображением людей разного возраста.

5.        Плакат с коррекционно-развивающей игрой «Чей? Чья? Чьё?»

6.        Цветок.

7.        Кукла Маша.

8.        Мяч.

9.        Магнитофон.

Словарная работа.

Существительные:  мама, мамочка, мамуля, папа, папочка, бабушка,  бабулечка, дедушка, дедулечка, сын, сыночек, дочь, дочка, доченька, внук, внучка, внучок, внученька.

Прилагательные:  любимая, красивая, добрая, ласковая, нежная, сильный, старенький, заботливый, младший, старший, мамин, папин, бабушкин, дедушкин, братишкин, сестричкин.

Глаголы: любить, помогать, поздравлять, называть.

Условные обозначения:

   - дети с низким уровнем речевого развития;

    -  дети со средним уровнем речевого развития.


Конспект НОД

по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

МОЯ СЕМЬЯ

Задачи

Деятельность педагога.

Деятельность детей

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Этапы занятия

Методы и приемы

Виды инструкций

Виды помощи

Прогнозируемая деятельность детей

Ативизировать словарь по теме.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в подборе  признаков к существительному.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с существительными.

Автоматизировать звуки  Р, Рь, Л, Ш.

Упражнять в подборе антонимов.

Познакомить детей с межпоколенными связями в семье.

Упражнять в составлении предложений с коротким словом «С».

Развивать  слуховое

внимание.

Развивать  слуховую память.

Развивать  слуховую память и

самоконтроль.

Развивать  

самоконтроль.

Развивать воображение, скоординированность движений со словами, мелкую моторику.

Развивать логическое мышление, слуховое внимание, координацию движений.

Развивать самоконтроль и воображение

Развивать логическое мышление.

Побуждать интерес к

занятию.

Настроить детей на

общение.

Воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем членам семьи.

Побуждать детей к общению с игровым персонажем.

Побуждать выражать свои чувства словами.

Развивать умение слушать друг друга.

Развивать умение оценивать ответы товарищей.

Организационный момент

Постановка цели

занятия.

Основная часть

занятия.

Итог занятия.

Словесный

метод:

Чтение

стихотворения.

Словесные

инструкции.

Использование ТСО.

Прослушивание магнитофонной записи.

Словесный метод: Диалог.

Вопросы разного характера:

констатирующие, проблемные

Игровой метод:

Игра «Назови ласково»

Создание мотивации.

Словесный метод: рассказ логопеда.

Использование ТСО.

Прослушивание магнитофонной записи.

Словесный

метод.

Проблемная ситуация.

Игровой метод.

Введение персонажа – куклы Маши.

Игровой метод.

Словесные инструкции.

Наглядно-практический метод.

Выкладывание цветка.

Игровой метод: Обращение от имени персонажа.

Словесный метод: проблемный вопрос.

Игровой метод.

КРИ «Чей? Чья? Чьё?».

Индивидуально-дифференцированный подход – задания с учетом автоматизируемых звуков.

Практический метод: работа со схемами.

Игровой метод: Обращение от имени

персонажа

Физминутка. 

Словесный метод: хоровое проговаривание текста.

Практический метод: выполнение соответствующих движений.

Игра с мячом.

Проговаривание слов по цепочке.

Словесный метод.

Проблемный вопрос.

Игровой метод. Игра - соревнование.

Словесные инструкции.

Метод моделирования

Словесный метод: похвала, одобрение.

Игровой метод. Обращение от имени персонажа.

Проблемный вопрос.

Наглядно-практический метод.

Работа с фотографиями.

Игровой метод. Обращение от имени персонажа.

Анализ и оценка работы детей.

Вопросы разного уровня сложности.

Мама с папою под ручку,

А со мной идет за ручку.

На руках у папы брат –

Сам он топать маловат.

А прохожие проходят,

А прохожие глядят,

И про нас они, похоже,

Меж собою говорят:

- Сразу видно, что семья! –

Папа, мама, брат и я!

- Ребята, а семья – это кто?

- Назовите, кто живет в вашей семье?

- Ребята, я сегодня шла на работу и услышала, как одна девочка разговаривала со своими родными. Хотите тоже послушать?

 - Скажите, дети, вам понравилось, как разговаривала девочка?

- Можно так разговаривать?

- А почему?

 - А вы знаете, как надо обращаться к своим родным?

- Я предлагаю вам поиграть в игру  «Назови ласково»

- Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

- Правильно, сегодня мы говорим о семье.

В любой семье живут несколько человек. И все они разные. А вот какие? Давайте послушаем, какие родные у девочки, которую я встретила утром.

- Ой-ой-ой! Мне кажется, что эта девочка просто не знает хороших и добрых слов! А вы знаете?

- Ребята, а как бы нам помочь этой девочкенаучиться правильно разговаривать?

- Вы предлагаете пригласить её к нам на занятие? Наверное,  я смогу позвать её прямо сейчас.

- Давайте познакомимся с нашей гостьей. Её зовут Маша.

Маша, ребята приглашают тебя на занятие. Хочешь с нами поиграть?  Игра называется «Цветик - семицветик».

Вы берёте лепесток, смотрите, кто нарисован на обратной стороне и называете, какой он или она. А потом прикрепляете лепесток к сердцевине цветка.

-Посмотрите, какой замечательный цветок у нас получился!  А сколько добрых слов вы назвали! Молодцы! Садитесь на свои места.

Кукла: У нас дома тоже такой мамовый цветок есть. Папа подарил.

- Ребята, правильно Маша назвала, чей цветок у них дома? Как правильно надо сказать?

- Хотите ещё поиграть? Игра называется «Чей? Чья? Чьё?» Будьте внимательны, я буду показывать схемы, а вы будете называть, чья это вещь.

Кукла: Как я устала всё думать, думать, говорить. Хочу играть пальчиками.

Пальчиковая игра «Семья»

- А я вам предлагаю поиграть с мячом. Игра

«Скажи наоборот»

-Ребята, а ваши дедушки и бабушки всегда были такими, как сейчас?

- А почему они изменились?

-А вы тоже изменитесь или всегда будете маленькими?

- Давайте поиграем в игру «Мы растём». Разделитесь на две команды. Каждой команде надо разложить картинки от самого младшего к самому старшему. И мы увидим, как вырастут ваши малыши.

- Молодцы, ребята! Все дружно справились с заданием!

Кукла: Я поняла! Я тоже вырасту и стану такой же бабушкой, как моя бабулечка. У меня очень хорошая бабушка. Смотрите, это я с бабушкой и дедушкой. Я их дочка.

- Ребята, Маша права? Она дочка своим бабушке и дедушке?

А у нас тоже есть фотографии. Дети, назовите, с кем вы на этих фотографиях и кто вы им.

Кукла: Спасибо, девочки и мальчики, что помогли мне! Теперь я знаю, как надо разговаривать, чтобы никого не обижать. Я запомнила много красивых слов для бабушки и дедушки. Обязательно их сегодня порадую, назову им добрые слова. А вам за вашу помощь я хочу подарить новую игру. Можно, я ещё приду к вам на занятие? Мне очень понравилось с вами играть!

-Ребята, вам понравилось, как вы сегодня работали на занятии? Кто, по-вашему, был самым активным и старательным сегодня?

-Что было трудно? Что было интересно?

- Сегодня все работали очень активно и дружно. Я думаю, что после занятия мы сможем все вместе поиграть в новую игру.

Наводящие вопросы  - Знакомые? Соседи? Родные? Друзья?

Подсказывающие вопросы детям        .

Наглядно-практичес-кая помощь детям       .

Проговари-

вание начала слова.

Стимули

рующая помощь: похвала, словесные подбадривания

Опора на схематичное изображение членов семьи.

     - подска-зывающие вопросы.

   

 

Наводящие вопросы детям

Показ фотографии куклы с бабушкой и дедушкой.

Опора на семейные фотографии.

Стимулирующая помощь от имени Маши: словесное подбадривание, похвала.

.

Дети собираются вокруг логопеда.

     отвечают полным предложением.

    дают краткий ответ.

Ответы детей полным предложением или односложно.

Дети по кругу передают друг другу слова, обозначающие родственников и называют их ласково.

Дети садятся на свои места.

Дети здороваются с куклой.

Дети подходят к столику, берут лепестки, называют слово и прикрепляют лепестки к сердцевине цветка.

Дети садятся на свои места.

 Дети исправляют ошибку: мамин цветок.

Дети образовывают притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными.

Дети хором проговаривают слова и выполняют соответствующие движения (сидя на стульчиках).

Дети становятся в круг, ловят мяч и называют слово, противоположное по смыслу.

Ответы полным предложением.

Дети прикрепляют картинки на магнитную доску.

     краткие ответы,         -ответы полным предложением.

Ответы детей с использованием предлога С.

Дети называют, кто они своим родным.

 

Дети прощаются с куклой.

      Отвечают на более сложные вопросы,        на более легкие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

Перспективно-тематический план НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективно-тематический план непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...

Интегрированное занятие по лексической теме «Посуда» (средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи).

Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении (словарь: чашка, чайник, ложка, нож, ваза, сахарница, молочник, чашка, блюдце). Развитие координации речи с движением, тонкой моторики....

Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)

Комплексо - тематическое планирование коррекционной и образовательнойдеятельностти в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи( с 6 до 7 лет) составлено на основе...


 

Комментарии

Мещанинова Татьяна Владимировна

Спасибо, коллега!Желаю творить!