Главные вкладки

    Интегрированное занятие по лексической теме «Посуда» (средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи).
    план-конспект

    Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении (словарь: чашка, чайник, ложка, нож, ваза, сахарница, молочник, чашка, блюдце). Развитие координации речи с движением, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, понимания предлогов пространственного значения).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

    города Ялуторовска «Детский сад № 8»

    Конспект интегрированного занятия

    по лексической теме «Посуда»

    (средняя группа для детей с тяжелыми нарушениями речи)

    Исакова Н.В. воспитатель,

    Митрохина Е.Л. учитель-логопед.

    г. Ялуторовск

    2019 – 2020 учебный год

    Интегрированное занятие по лексической теме «Посуда»

    (средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи).

    Воспитатель: Исакова Н.В.,

    учитель-логопед: Митрохина Е.Л.

    Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении (словарь: чашка, чайник, ложка, нож, ваза, сахарница, молочник, чашка, блюдце). Развитие координации речи с движением, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, понимания предлогов пространственного значения). Развитие зрительного восприятия. Формирование слоговой структуры слов. Обучение конструированию предметных композиций из геометрических фигур.

    Совершенствование навыков счёта в пределах пяти. Соотнесение количества предметов с цифрой.

    Закрепление умения делить предметы на три группы по цвету, развивать внимание, мышление.

    Коррекционно-развивающие цели. Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи.

    Массаж ложками:

    • закрепление различных положений ложки в руке, нужных для массажа;
    • освоение движений массажа;
    • развитие мелкой моторики;
    • развитие умения ориентироваться в пространстве;
    • упражнение в синхронной работе рук;

    Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

    Оборудование. 3 цветных конверта, изображения посуды, составленной из геометрических фигур, цветные гномы Желе, Зеле и Селе, геометрические фигуры круглой, квадратной, треугольной формы зелёного, синего и зелёного цветов, цифры от 1 до 5. Предметные картинки с изображениями посуды на липучках, игровое поле «стол» с липучками, игра «У куклы Кати в гостях», чайные ложки для массажа (по 2 для каждого ребенка), дыхательные тренажеры (чашки с «дымком»). Пластмассовые банки по числу детей с наклейками картинок «посуды» на крышках и мелкими предметами для игры «Эхо».

    Предварительная работа. Разучивание упражнения «Помощники», рассматривание посуды, частей, из которых она состоит; проведение беседы о назначении посуды.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто вас сегодня встречает? (Плоскостное изображение веселых гномов Желе, Зеле и Селе).

    - Они предлагают вам поиграть. Согласны?

    2. Пальчиковая игра «Помощники».

    Раз, два, три, четыре,

    Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

    Мы посуду перемыли:

    Одна ладонь скользит по другой.

    Чайник, чашку, ковшик, ложку

    И большую поварешку.

    Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.

    Мы посуду перемыли,

    Одна ладонь скользит по другой.

    Только чашку мы разбили,

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился,

    Ложку мы чуть-чуть сломали.

    Снова загибают пальчики.

    Так мы маме помогали.

    Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

    Воспитатель. Вот такая неприятность у гномов приключилась, разбилась посуда. Я предлагаю вам им помочь. Для этого вам нужно разбиться на пары.

    3. Упражнение «Мастерская».   

    Три цветных конверта с картинками чайника, кастрюли, кофейника, составленных из геометрических фигур.

    Воспитатель. Гномики - мамины помощники перебили и переломали посуду, а я предлагаю вам собрать посуду из геометрических фигур. Рассмотрите картинки и попробуйте составить изображения чайника, кастрюли, кофейника.

    - Вот так молодцы! Расскажите, из каких фигур вы составили чайник. Какого цвета у вас чайник?

    - А изображение кастрюли? Какого цвета кастрюля?

    - И наконец, из каких фигур собран кофейник? Какого цвета кофейник?

    - Молодцы, вы справились, я вами горжусь!

    Воспитатель.  Веселые гномы Желе, Зеле и Селе приглашают вас к себе на чаепитие. Их мама накрыла на стол – поставила тарелки разных цветов. Каждый гномик выбрал тарелку своего любимого цвета. Мама им на стол поставила десерт – вкусные печенья разных цветов и форм.

    - Гномы просят положить печенья нужного цвета на тарелки.

    - Сколько печенья у Зеле на тарелке? Найди цифру. Хорошо.

    - А у Желе сколько оказалось печенья в тарелке?

    - Ребята, вы разложили печенье по тарелкам. А чай из чего пить будем? (Чашки). Пойдёмте к Елене Ливьевне, у неё точно есть чашки.

    4. Логопед встречает детей в дверях кабинета с подносом в руках. На подносе — плоскостные изображения чашек разных цветов.

    Логопед. Чтобы войти в кабинет, вы должны выбрать по одной чашке.

    Упражнение «Подуем на чай».

    Логопед предлагает остудить чай, подув на изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

    Логопед. Давайте подуем на чай. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

    Упражнение повторяется 2—3 раза.

    5. Логопед. Подойдите к такому же блюдцу, что и чашка, которую вы выбрали.

    Дети находят блюдце соответствующего цвета и встают перед столом.

    Логопед. Расскажите, посуда какого цвета у вас.

    1-й ребенок. У меня желтая чашка и желтое блюдце.

    2-й ребенок. У меня красная чашка и красное блюдце.

    3-й ребенок. У меня синяя чашка и синее блюдце.

    4-й ребенок. У меня зеленая чашка и зеленое блюдце.

    5-й ребенок. У меня красная чашка и красное блюдце.

    6-й ребенок. У меня коричневая чашка и коричневое блюдце.

    Логопед. Молодцы! Все правильно сделали.

     6. Игра «У куклы Кати в гостях». Развитие речевого слуха, зрительного внимания, диалогической речи. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

    На доске прикреплена картинка с изображением куклы за столом. Игровое поле и предметные картинки снабжены «липучками» или на магнитах. На столе плоскостные изображения предметных картинок посуды: желтого чайника, красной чашки, синей сахарницы, белой вазы, зеленого молочника и предметов другого цвета.

    Логопед. Кого вы видите за столом?

    Дети. Это кукла.

    Логопед. Кукла ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол. (Обращается к первому ребенку.) Возьми желтый чайник и поставь его на стол,… Даяна.

    Ребенок выбирает картинку и прикрепляет на столе.

    Логопед. Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник, Даяна? (Заваривать чай).

    Логопед. Возьми красную чашку и поставь ее перед чайником, Ваня.

    Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле.

    Логопед. Хорошо. Для чего нужна чашка?

    Логопед. Возьми белую вазу и поставь ее за чайник, Леван.

    Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле.

    Логопед. Правильно. Зачем нужна ваза?

    Святослав. Ставить цветы.

    Логопед. Возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника, Денис.

    Ребенок выбирает картинку и закрепляет ее на игровом поле.

    Логопед. Верно. Для чего нужна сахарница?

    Настя. Насыпать сахар.

    Логопед. Возьми салфетницу и поставь её около вазы, Саша.

    Логопед. Возьми зеленый сливочник и поставь его перед салфетницей, Алеша.

    Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо помогали Кате. Она благодарит вас.

     7. Игра «Что изменилось?» Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи, согласование прилагательных с существительными в форме именительного и родительного падежей единственного числа.

    Логопед убирает оставшиеся предметные картинки со стола.

    Логопед. Продолжим игру. Посмотрите еще раз на картинку и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Убирает со стола желтый чайник и ставит на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

    Дети. Красный чайник.

    Логопед. Чего не стало?

    Дети. Желтого чайника.

    Логопед. Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Убирает со стола сахарницу и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

    Дети. Зеленый молочник.

    Логопед. Чего не стало?

    Дети. Синей сахарницы.

    Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.

    8. Массаж ложками.

    Логопед. Дети, а чем можно положить сахар в чай? (ложкой).

    А еще в кабинете логопеда ложками можно делать массаж.  Садитесь по –турецки на ковер (логопед раздает детям по 2 чайных ложки).

    Выполняется массаж лица по методике О.И. Крупенчук.

    Приложение №1.

    9. Игра «Волшебная банка».

    Расширение словаря по теме, развитие слухового внимания. Слоговая структура слов.

    (На подносе банки с наклеенными картинками). 

    Логопед. А сейчас кукла Катя приглашает вас поиграть.

    Логопед. Это банки. Они волшебные. Слушайте. (Поет в банку гласные, слышится эхо).

    Банки умеют «говорить». В банке «живет Эхо».

    Выберите себе банку, на которой картинка на звук [а]. Давайте споем гласные звуки прямо в банку.

     Пойте: «ААА». Пойте «УУУ».

    А теперь закройте глаза. (Логопед бросает в банку мелкие предметы каждому ребенку).

    Ой. Что в банке? Дети их называют (ва-зы, та-зы, би-до-ны).

    Логопед. Молодцы. Ставьте банки на место. И проходите на ковер.

    10. Игра «После праздника». (Лексика) МЕРСИБО. Развитие мелкой моторики, координации движений, навыков работы с интерактивной доской.

    Логопед. Праздник закончен, гости ушли,

                     Горы посуды у нас «впереди».

    Дети, пришло время убирать посуду. Давайте посмотрим, как у вас это получиться!

    Дети по очереди, водя (курсором) рукой по доске «моют» посуду.

    Логопед. Молодцы. Теперь мы идем в музыкальный зал. Играть в игру.

    11. Игра с элементами логоритмики «А мы чайничали, самоварничали…»

    Логопед приглашает детей в музыкальный зал на хороводную игру. Дети идут по кругу, взявшись за руки поют и выполняют движения, изображая предмет посуды. Звучит русская народная плясовая музыка «А я чайничала».

    Весёлый хоровод «А мы чайничали…»

    1 часть:

    А мы чайничали, самоварничали,                   (Все идут по кругу взявшись за руки)

    Чуть посуду не побили, на кухарничали

    И-и-и-и - у- ха, ха                                               (Сходятся в центр круга)

    С-с-с-с-с-с-с.                                                        (Расходятся из круга)

    (Далее под весёлую музыку изображаем посуду)

    Воспитатель: 

    Блюдца закружились                (Руки вдоль туловища, кисти рук в сторону, кружимся)

    Ложки на тонкой ножке          (Руки вверх, сомкнуть над головой, прыгаем на одной ноге)

    Мешаем поварёшкой               (Одна вытянута рука перед собой полукругом, второй рукой       выполняем круговые движения перед собой)

    Режем ножичком                     (Левую руку перед собой ладонью вверх, правой рукой ребром ладони водим по левой).

    2 часть:

    А мы чайничали, самоварничали,                        (Все идут по кругу взявшись за руки)

    Чуть посуду не побили, накухарничали

     И-и-и-и - у- ха, ха                                                 (Сходятся в центр круга)

    С-с-с-с-с-с-с.                                                           (Расходятся из круга)

    (Далее под весёлую музыку изображаем посуду)

    Воспитатель:

    Сахарница (Руки на поясе, локти в сторону, делаем «пружинку», затем носок правой ноги вперёд, затем «пружинка» и носок левой ноги вперёд)

    Вилки пляшут (Руки вверх, большой палец прижать к ладони, остальные пальцы разведены в стороны, прыгаем)

    Мешаем поварёшкой (одна вытянута рука перед собой полукругом, второй рукой выполняем круговые движения перед собой)

    Режем ножичком (левую руку перед собой ладонью вверх, правой рукой ребром ладони водим по левой).

    3 часть:

    А мы чайничали, самоварничали,                (Все идут по кругу взявшись за руки)

    Чуть посуду не побили, накухарничали

    Ииии-у- ха, ха                                                 (Сходятся в центр круга)

    С-с-с-с-с-с-с.                                                   (Расходятся из круга)

    (Далее под весёлую музыку изображаем посуду)

    Воспитатель:

    Кастрюля в пляс пошла                (Руки смыкаем перед собой, образуя круг, кружимся)

    Чайник веселится          (Одна рука на поясе, другая поднята вверх в сторону, кисть руки опущена вниз, выполняем «пружинку»)

    Мешаем поварёшкой      (Одна вытянута рука перед собой полукругом, второй рукой выполняем круговые движения перед собой)

    Режем ножичком        (Левую руку перед собой ладонью вверх, правой рукой ребром ладони водим по лево


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

    Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

    Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

    Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

    конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

    Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

    1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

    Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

    Перспективно-тематический план НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Перспективно-тематический план непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

    Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

    Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...