Конспект логопедического занятия с использованием вестибулярной пластинки «Muppy» на тему: Тема: «Звук Г. буква Г» для детей 5-6 лет
план-конспект

Булдакова Светлана Анатольевна

В конспекте приводятся некоторые приемы работы с пластинкой " MUPPY"  на этапе дифференцияации звуков Г-Гь, в подгруппе или индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zvuki_g-g.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с использованием вестибулярной пластинки «Muppy» на тему:

Тема: «Звук Г. буква Г» для детей 5-6 лет.

 

Цель занятия: уточнение и закрепление правильной артикуляции  звука  [Г],    знакомство с буквой Г

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • развивать мышцы артикуляционного аппарата;
  • закрепить правильное произношение звуков в слогах и простых словах.
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование

ответа полным предложением;

  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;

• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

• развивать внимание, память, логическое мышление;

• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям;

• воспитывать самостоятельность;

• воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости

ребенка;

соблюдать правильную посадку ребенка;

• способствовать созданию благоприятного психологического климата;

• соблюдать режим охраны зрения;

• чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: Разрезные картинки со звуком [Г] ,  зеркала, картинка гусыни Гаги, конверты с элементами буквы Г.

Ход занятия.

  1. Орг. момент
    -Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
    -Соберите картинки.
    -Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.
    ( дети называют картинки)
    - Назовите, какой звук есть во всех этих словах? [Г]
    Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой Г.
  2. Знакомство со звуком  [Г]. 
    -Отгадайте мою загадку:
    По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит,
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки. Кто это? ( гусь)
    -Как гогочет гусь? (га-га-га)
    -Назовите 1 звук в слоге: га?
    Поставьте зеркала, произнесите звук  [Г], обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
    ( губы в улыбке, зубы разомкнуты,
    кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
    Ещё раз произнесите звук  и скажите, при произнесении звука[Г]  встречается ли преграда?
    - А если встречается преграда, значит звук [Г] какой?
    -А теперь проверьте звонкий или глухой? ( голос включается)
    -А в слоге ГА, звук [Г] твёрдый или мягкий?
    -Расскажите про звук [Г].


3.
Развитие интонационной выразительности речи.

упражнение «Покричим? Пошепчем?»

Как часто мы слышим: «Не кричи, потише говори!» А иногда так хочется покричать или пошептать, например:

                                            Дождик, дождик, пуще,

                                             Дам тебе гущи,

                                              Выйду на крылечко,

                                               Дам огуречка!

Давайте попробуем вместе, покричим это стихотворение! А теперь пошепчем тихо тихо. Молодцы!

4.Артикуляционная гимнастика с вестибулярной пластинкой «Muppy» плюс развитие мышц верхнего плечевого пояса.

«Язычок наш, просыпайся! (машем рукой «привет»)
И скорее улыбайся! (губы в улыбке)
И не надо удивляться (губы в трубочку)
Поскорей же умываться (руками умываем лицо)

Потянулись (руки вверх)
Подтянулись (руки на пояс)
И нагнулись (руки вниз)

5.  Выделение звука из ряда:

А) Ловим звук: среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, ….
Б) среди слогов: ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ
В) Посмотрите на картинку Гусыня Гага несет в корзинке много предметов, в названиях которых встречается звук
[Г].
-Назовите слова со звуком
[Г].

6. Автоматизация звука Г в словах.

Игра «Домик».

На доске дидактическое пособие «Домик». На первом этаже– схема односложного слова, на втором – двусложного, на третьем – трехсложного. На магнитной доске – предметные картинки: кошка, голубь, кенгуру, тигр, грач, попугай, волк, газели, горилла, гуси.

Логопед сообщает, что к детям на занятие хотят приехать гости, в названии которых есть наш новый звук. Просит детей помочь им сесть по вагонам. Дети отхлопывают слово по слогам и рассаживают животных по вагонам.

- Кого вы не посадили в поезд? (кошку, корову, волка)

Почему? (в названии этих животных не звука [Г])

- В чьих именах спрятался слог гу, га, гай? (кенгуру, гуси газели, горилла, попугай).

7. Миогимнастика с вестибулярной пластинкой « Muppy»

          Укрепление глоточной мускулатуры:
           И.п.: спина прямая, руки на поясе.
          1. Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.
          2. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно поворачивать ее, не опуская подбородок, вправо, затем влево.
          3. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять ее к правому и левому плечу.
 Нормализация функции дыхания:

  1. Полное дыхание. Продолжительно вдохнуть через нос. Во время вдоха живот надувается, затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос), наоборот, вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
  2. Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается
  3. Полный удлиненный выдох. Шагать в среднем темпе. Вдыхать и выдыхать только через нос. На три шага – вдох, на четыре – выдох. Через 3–4 дня продолжительность выдоха.

8. Знакомство с буквой Г.

Логопед знакомит детей с буквой Г.

Не гусь, не галка буква Г,

А цапля на одной ноге

Е. Тарлапан

Дети выкладывают буку Г из счетных палочек.

 Моделирование буквы Г из прямоугольников:

Дети получают по конверту, в котором 5 прямоугольников с наклеенными на них картинками, 3 или 4 из которых – со звуком Г , 2 или 1 – с другими звуками.

- Составьте букву Г из прямоугольников. На картинках должны быть только рисунки со звуком [Г].

- Сколько вам понадобилось прямоугольников?

- Назовите все свои слова со звуком [Г].

Итог занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, затем положительно оценивает их работу.

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику звуку [Г], какой он?.

Актуальность проведения занятий с использованием вестибулярных пластинок «Muppy» определялась рядом факторов. Нарушения звукопроизношения часто вызваны такими причинами, как патология строения зубочелюстного аппарата, ротовое дыхание, слабость моторики, недостаточность иннервации и т.д.

Дети, страдающие аденоидитами  и хроническими ринитами, имеют вторичные нарушения, проявляющиеся в снижении фонематического слуха. Ухудшение слухового восприятия затормаживает процесс формирования языковых средств, приводя к речевым нарушениям. Большое количество сложных нарушений произносительной стороны речи определяет потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу средств.

Логопедические занятия с использованием вестибулярных пластинок, разработанных немецкими ортодонтами, позволяют:

        – перевести ротовое дыхание в носовое;
          – развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
          – исправлять инфантильное глотание;
          – корригировать недоразвитие нижней челюсти;
          – осуществлять миофункциональную тренировку;
          – стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
          – эффективно устранять недостатки речи.
         Пластинку желательно носить 2–3 ч в день и надевать на ночь. Использование вестибулярных пластинок должно сопровождаться выполнением миогимнастики, в среднем курс лечения продолжается 3-5 мес.
         Для коррекции недостатков речи  используются  пластинки двух видов: с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для его стимулирования. Пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что позволяет контролировать положение языка. Благодаря вестибулярным пластинкам и приёмам миогимнастики существенно сокращаются сроки коррекции речевых нарушений, что позволяет ребенку овладеть правильной речью в дошкольном периоде, что так необходимо для успешного обучения в школе.

Вариативная часть портфолио

Булдаковой Светланы Анатольевны

Логопеда

ГУЗ «Саратовский Городской Психоневрологический Диспансер»

Методическая разработка:

Конспект урока Звук {Г},буква Г с использованием вестибулярной пластинки «Muppy»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"

Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок  занятий по теме «Дифференциация парных согласных».  Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...

Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь"

Разработка логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь "предназначена для учащихся 1 класса с ОВЗ....

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....

Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.

Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...