Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
методическая разработка по теме

Торговичева Ольга Валерьевна

 

 Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще большая необходимость совместной работы логопеда и учителей начальных классов, по предупреждению речевых нарушений у учащихся.

Каковы же причины возникновения  столь стремительного роста речевых нарушений?

Это прежде всего:

·  ухудшение экологической обстановки;

·  особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;

·  увеличение числа патологий беременности;

·  увеличение количества родовых травм;

·  ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

·  различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения

К глубокому сожалению, многие родители не понимают насколько серьезна речевая проблема их детей и какие трудности она создаст при обучении. «Подрастет и научится», вот направление их мысли, тем самым перекладывают эти проблемы на плечи учителей. Я убеждена, что работа педагогов должна проводиться среди родителей обязательно с  информационной целью. Сегодня родители должны быть грамотными в этом вопросе. И не важно, станет ли их ребенок известной и популярной личностью в будущем, правильная речь поможет им в обучении, в общении с окружающими, в выборе профессии. Многие известные люди тоже страдали косноязычием, но это не говорит о том, что дефектная речь не мешала им в жизни. Кто то просто в свое время не попал к логопеду из за педагогической неграмотности, а кто то просто был лишен этой возможности по причине того, что в определенное время не было логопедов, или было их слишком мало. Приведу несколько примеров из моей копилки, которую я пополняю  при просмотре различных передач и чтении литературы:

Самым знаменитым из заик был библейский  Моисей ,сказавший сам о себе: “Я тяжело говорю и косноязычен”. Именно Моисею, несмотря на его косноязычие, Бог доверил свои заповеди и повелел вывести евреев из рабства. Не преподал ли он этим еще и урок должного отношения к тому, что многие по слишком затянувшейся инерции все еще считают физическим недостатком?

Заикался Сократ, но он тщательно работал над своей речью, перекатывая во рту камешки. Он был «сам себе логопед»  и достиг значительных успехов.

У Ленина был велярный ротацизм.

Заикался и Роберт Рождественский, к тому же у него присутствовала картавость.

У Льва Лещенко - призубный сигматизм.  Определить можно только когда интервью даёт.

У Андрея Макаревича- призубный сигматизм .

У композитора Константина Меладзе. Заикание.

У Боярского, похоже, знаменитый прононс от ринолалии.

Буланова произносит всё как стёртый дизартрик.

У Жириновского – тахилалия.

 У Филиппа  Киркорова нарушено  произношение шипяших звуков.

Учитель начальных классов должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников. Своевременное выявление речевых недостатков поможет ему определить, в какой помощи они нуждаются и как оказать им эту помощь наиболее эффективно.

Организовав работу логопеда в малокомплектной школе в форме кружковой работы (выявляя самостоятельно недостатки речи у детей, учитель в процессе прохождения программного материала, индивидуализируя методы и приемы обучения), может весьма эффективно осуществлять коррекцию имеющихся нарушений. Тем самым повысить успеваемость учащихся.

 Для учителя,- ведущего с учащимися своего класса специальные занятия по устранению дефектов устной и письменной речи, предусматривается дополнительная оплата в размере 0,25% ставки логопеда.

Остановимся на основных видах нарушения речи.

Нарушения устной речи:

·  нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи (заикание), нарушение голоса

·  системные нарушения речи (алалия у детей, афазия у детей и взрослых)

Существует множество вариантов неправильного произношения одного и того же звука: (например, звук Ш: искаженное произношение, пропуск звука , замена звуками С, Ф;  звук Р: искажение, пропуск звука,  замена на звуки Л или В, горловое произношение;)

Искаженное артикулирование звуков складывается под влиянием различных причин: (анатомического отклонения в строении или подвижности артикуляционного аппарата - зубов, челюстей, языка, неба - или подражания неправильной речи).

При нормально развитом фонематическом слухе это нарушение не отразится в письменной речи.

Замена и пропуск звуков:

 ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.

Замене или смешению подвергаются не обязательно все звуки определенной фонетической группы. Эти нарушения часто распространяются лишь на какую-либо пару звуков, например с - ш, ж - з, щ - ш, д - т и т.д. Иногда замена и смешение звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков. Чаще всего нарушения наблюдаются при произношении свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих, а также сонорных р и л.

Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются и Нарушения произношения слоговой структуры слова:

пропуски слогов, добавления, перестановки. В основном учащиеся пропускают безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных ("зведа" - звезда, "кадаши" - карандаши). Иногда можно наблюдать и лишние слоги в слове ("числитилыцик" - чистильщик, "косомонавт" - космонавт), перестановку звуков и слогов ("древь" - дверь, "коснамовт" - космонавт) и др.

Указанные ошибки произношения свидетельствуют о недостаточном фонематическом развитии школьника.  Если такому ребенку не была своевременно оказана помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой, что повлечет за собой нарушения письменной речи.

·  Вы сами, уважаемые коллеги, многократно сталкивались с такой ситуацией, когда, заглядывая в школьные тетради, родители удивляются, а нередко и раздражаются, когда им встречаются «нелепые», «глупые» ошибки. Постарайтесь убедить родителей своих учеников, что  «глупых» ошибок не существует!  В основе этих ошибок лежат серьезные причины! Убедите их не заставлять переписывать несколько раз одну и ту же работу. И ругать ребенка нельзя! Такой подход к решению проблемы не принесет результата. Ребенку необходима логопедическая помощь, целенаправленные коррекционные занятия, часть которых может осуществить и сам учитель, например, в развитии фонематического слуха.

·  Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

 Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще большая необходимость совместной работы логопеда и учителей начальных классов, по предупреждению речевых нарушений у учащихся.

Каковы же причины возникновения  столь стремительного роста речевых нарушений?

Это прежде всего:

  1. ухудшение экологической обстановки;
  2. особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
  3. увеличение числа патологий беременности;
  4. увеличение количества родовых травм;
  5. ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  6. различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения

К глубокому сожалению, многие родители не понимают насколько серьезна речевая проблема их детей и какие трудности она создаст при обучении. «Подрастет и научится», вот направление их мысли, тем самым перекладывают эти проблемы на плечи учителей. Я убеждена, что работа педагогов должна проводиться среди родителей обязательно с  информационной целью. Сегодня родители должны быть грамотными в этом вопросе. И не важно, станет ли их ребенок известной и популярной личностью в будущем, правильная речь поможет им в обучении, в общении с окружающими, в выборе профессии. Многие известные люди тоже страдали косноязычием, но это не говорит о том, что дефектная речь не мешала им в жизни. Кто то просто в свое время не попал к логопеду из за педагогической неграмотности, а кто то просто был лишен этой возможности по причине того, что в определенное время не было логопедов, или было их слишком мало. Приведу несколько примеров из моей копилки, которую я пополняю  при просмотре различных передач и чтении литературы:

Самым знаменитым из заик был библейский  Моисей ,сказавший сам о себе: “Я тяжело говорю и косноязычен”. Именно Моисею, несмотря на его косноязычие, Бог доверил свои заповеди и повелел вывести евреев из рабства. Не преподал ли он этим еще и урок должного отношения к тому, что многие по слишком затянувшейся инерции все еще считают физическим недостатком?

Заикался Сократ, но он тщательно работал над своей речью, перекатывая во рту камешки. Он был «сам себе логопед»  и достиг значительных успехов.

У Ленина был велярный ротацизм.

Заикался и Роберт Рождественский, к тому же у него присутствовала картавость.

У Льва Лещенко - призубный сигматизм.  Определить можно только когда интервью даёт.

У Андрея Макаревича- призубный сигматизм .

У композитора Константина Меладзе. Заикание.

У Боярского, похоже, знаменитый прононс от ринолалии.

Буланова произносит всё как стёртый дизартрик.

У Жириновского – тахилалия.

 У Филиппа  Киркорова нарушено  произношение шипяших звуков.

Учитель начальных классов должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников. Своевременное выявление речевых недостатков поможет ему определить, в какой помощи они нуждаются и как оказать им эту помощь наиболее эффективно.

Организовав работу логопеда в малокомплектной школе в форме кружковой работы (выявляя самостоятельно недостатки речи у детей, учитель в процессе прохождения программного материала, индивидуализируя методы и приемы обучения), может весьма эффективно осуществлять коррекцию имеющихся нарушений. Тем самым повысить успеваемость учащихся.

 Для учителя,- ведущего с учащимися своего класса специальные занятия по устранению дефектов устной и письменной речи, предусматривается дополнительная оплата в размере 0,25% ставки логопеда.

Остановимся на основных видах нарушения речи.

Нарушения устной речи:

  1. нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи (заикание), нарушение голоса
  2. системные нарушения речи (алалия у детей, афазия у детей и взрослых)

Существует множество вариантов неправильного произношения одного и того же звука: (например, звук Ш: искаженное произношение, пропуск звука , замена звуками С, Ф;  звук Р: искажение, пропуск звука,  замена на звуки Л или В, горловое произношение;)

Искаженное артикулирование звуков складывается под влиянием различных причин: (анатомического отклонения в строении или подвижности артикуляционного аппарата - зубов, челюстей, языка, неба - или подражания неправильной речи).

При нормально развитом фонематическом слухе это нарушение не отразится в письменной речи.

Замена и пропуск звуков:

 ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.

Замене или смешению подвергаются не обязательно все звуки определенной фонетической группы. Эти нарушения часто распространяются лишь на какую-либо пару звуков, например с - ш, ж - з, щ - ш, д - т и т.д. Иногда замена и смешение звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков. Чаще всего нарушения наблюдаются при произношении свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих, а также сонорных р и л.

Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются и Нарушения произношения слоговой структуры слова:

пропуски слогов, добавления, перестановки. В основном учащиеся пропускают безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных ("зведа" - звезда, "кадаши" - карандаши). Иногда можно наблюдать и лишние слоги в слове ("числитилыцик" - чистильщик, "косомонавт" - космонавт), перестановку звуков и слогов ("древь" - дверь, "коснамовт" - космонавт) и др.

Указанные ошибки произношения свидетельствуют о недостаточном фонематическом развитии школьника.  Если такому ребенку не была своевременно оказана помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой, что повлечет за собой нарушения письменной речи.

  1. Вы сами, уважаемые коллеги, многократно сталкивались с такой ситуацией, когда, заглядывая в школьные тетради, родители удивляются, а нередко и раздражаются, когда им встречаются «нелепые», «глупые» ошибки. Постарайтесь убедить родителей своих учеников, что  «глупых» ошибок не существует!  В основе этих ошибок лежат серьезные причины! Убедите их не заставлять переписывать несколько раз одну и ту же работу. И ругать ребенка нельзя! Такой подход к решению проблемы не принесет результата. Ребенку необходима логопедическая помощь, целенаправленные коррекционные занятия, часть которых может осуществить и сам учитель, например, в развитии фонематического слуха.
  1. Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Работа учителя математики по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.

В наше время, в связи с компьютеризацией, большим объемом информации, часто письменными ответами на вопросы, снижается речевая культура учащихся, а также качество оформления письменных работ....

Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при  профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...

Календарно-тематическое планирование по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ.

Представлены планы работ по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ....

Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

В книге собран богатый практический материал по коррекции нарушений письменной речи....

Использование элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР

Инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий.          ...