Мои публикации
статья по теме

Шепелева Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Раздел: Специальная педагогика и психология. Дидактика.

ИКТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Шепелева А.С., тифлопедагог, учитель русского языка и литературы МскОУ «Специальная (коррекционная) школа № 106

для слепых и слабовидящих детей», г. Новокузнецк

Важнейшим требованием развивающегося общества является формирование личности, способной адаптироваться в меняющихся условиях окружающей социальной среды. В связи с этим вопросы социально-психологической адаптации личности всегда находились и находятся в центре внимания психолого-педагогической науки. Не является исключением в данном отношении и специальная психология, в частности - тифлопсихология, где проблема социально-психологической адаптации лиц с глубокими нарушениями зрения разрабатывалась в различных аспектах, связанных с производственной деятельностью слепых и слабовидящих, их интегрированным обучением в вузе, а также с культурно-досуговой активностью инвалидов по зрению и др [2, c.3].

Данная категория населения испытывает значительные сложности включения в общественную жизнь, что обусловлено субъективными и объективными факторами. «Люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды по зрению, представляют определенный социальный слой, который, в силу причин социального и психологического характера, оказывается изолированным от «социального большинства». В стратификационной системе данная категория населения занимает, как правило, нижний, маргинальный слой из-за проблем в домашней, школьной и социальной среде; безработицы после окончания школы; общего социального исключения. Как особая группа людей, инвалиды по зрению характеризуются спецификой процесса социальной адаптации, прежде всего, в силу доминирования визуальной составляющей современной социокультурной среды. Существенными барьерами интеграции инвалидов по зрению в общество являются не только недостаточное развитие реальной экономической, социально-психологической помощи, но и недостаточный уровень толерантности общества по отношению к инвалидам, несформированность социальных аттитюдов позитивного характера относительно человека с ограниченными возможностями, широкое распространение неадекватных представлений и стереотипов восприятия людей с глубокой зрительной патологией» [1, c.3-4]. В связи с этим, интеграция инвалидов по зрению в общество предполагает, прежде всего, устранение социально-психологических барьеров, мешающих человеку достичь высокого качества жизни. На сегодняшний день в тифлологии, в деятельности коррекционных учреждений накоплен обширный теоретический и практический материал по проблемам реабилитации и социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения разных возрастных категорий, проводится значительная по объему и содержанию работа, направленная на оптимизацию данных процессов. В качестве одного из наиболее эффективных средств социальной адаптации слепых и слабовидящих, их интеграции в окружающую социокультурную среду рассматриваются информационные технологии. В настоящее время внедрение ИКТ является одним из важнейших факторов социальной реабилитации и адаптации слепых в обществе. Появился новый термин «информационная реабилитация».

Пользуясь правом коррекционного ОУ самостоятельно утверждать учебный план, учитывая требования времени и потребности учащихся, в учебный план школы могут быть внесены некоторые изменения, а именно, в раздел «Коррекционная подготовка» возможно ввести коррекционный курс «Информационные технологии», которые являются пропедевтическим курсом «Информатики». Основной целью Информационных технологий является обучение учащихся навыкам уверенных пользователей. В процессе учебных занятий решаются следующие задачи: овладение учащимися навыками десятипальцевого слепого метода печати; уверенное использование возможностей «горячих» клавиш; применение в процессе работы специальных возможностей компьютера; формирование навыков логического понимания алгоритма работы компьютера и компьютерных программ; использование ресурса Интернет; расширение кругозора и формирование стойкого интереса к информации, поиск информации в сети Интернет; формирование интереса и навыков общения посредством Интернета с использованием различного программного обеспечения; использование ИКТ в образовательном процессе для просмотра учебных и познавательных фильмов, прослушивания аудиоматериала.

Безусловно, возможности слабовидящих учащихся значительно шире возможностей  незрячих, но необходимо привлекать всех учащихся, максимально используя их потенциал и компенсаторные возможности организма. Несомненно, для незрячих учащихся такой вид деятельности достаточно сложен и не доставляет им того удовольствия, которое получают от него слабовидящие. Но даже при этом ИКТ (особенно использование ресурсов Интернет) открывает незрячим учащимся двери к информации, практически сравнивая их со зрячими сверстниками. Всевозможные программы для общения в сети Интернет доступны для незрячих, что способствует расширению круга их общения, повышает самооценку, учит их общаться с различными категориями людей. Также как и зрячие сверстники, наши учащиеся используют Интернет для поиска материалов к урокам, материалов на интересующие их темы.

При организации учебно-воспитательного процесса в коррекционном ОУ следует учитывать, что современное оборудование даст возможность снизить технологическую дискриминацию инвалидов по зрению, повысить качество образовательного процесса в соответствии с объемом и качеством государственного образовательного стандарта. Кроме того, он поможет улучшить качество мероприятий по компенсации ограничений жизнедеятельности, повысить качество коррекционной направленности образовательного процесса, что, в свою очередь, должно привести к более эффективной социальной интеграции инвалидов по зрению.

Литература

  1. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. Автореферат дисс….докт. психол. наук. 19.00.10. – СПб., 2010.
  2. Малкова Т.П. Социально-психологическая адаптация выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. Автореферат дисс…. канд.психол. наук. 19.00.10. – СПб., 2009.


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ

А.С. Шепелева, учитель русского языка и литературы

МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 106 для слепых и слабовидящих детей», г. Новокузнецк

Многочисленные эксперименты опровергли утверждение о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормальновидящего ребенка. Но все же развитие  слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира.

Периоды развития слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормальновидящим школьникам.

Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития как в школе, так и вне школьных занятий с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление) наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.

Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания как, в школе, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и "значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.

Сравним, как развивается зрительное восприятие зрячего и слабовидящего ребенка

Зрячий ребенок

• Зрение развивается само по себе и способствует развитию привязанности ребенка к взрослым.

• Области зрения:

  • острота зрения
  • поле зрения
  • способность глаз видеть на разных расстояниях (аккомодация)
  • темновая и световая адаптация глаз
  • цветовое зрение
  • способность различать контрасты
  • работа глазных мышц
  • интерпретация зрительной информации в мозге.

Ребенок с нарушениями зрения

  • Каждый ребенок с дефектом зрения видит по-своему. Ребенку полезно использовать даже маленький остаток зрения. Сохранные анализаторы (слух, осязание) дополняют зрительное восприятие.        
  • Поскольку зрительное восприятие ребенка бывает ошибочным и недостаточным, важно, чтобы окружающим людям было хорошо известно, как он видит.
  • В окружении ребенка важно уделять внимание освещенности и применять контрастные цвета.
  • Для  ребенка составляется индивидуальный план зрительной реабилитации. С его помощью родители вместе с офтальмологом и тифлопедагогом могут помогать ребенку тренировать зрение.

Опыт различных педагогов в обучении детей с нарушениями зрения позволил сделать ряд практических выводов.

   Во-первых, работа с детьми, имеющими нарушения зрения, может быть успешной только тогда, когда она носит медико-педагогический характер.

    Дети с остаточным зрением

   Учащиеся с остаточным зрением могут обучаться только с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля и учебно-наглядных пособий в рельефном исполнении.

   Остаточное зрение наряду со слухом и осязанием может выступать как дополнительное средство восприятия окружающего мира. Наличие зрения хотя бы в пределах счета пальцев у лица в сравнении с абсолютной слепотой заметно увеличивает возможности слепого при пространственной ориентировке, в труде, учебе и других видах деятельности.

   При зрении 0,001—0,01 дети способны различать на расстоянии до 50 см от глаза форму, цвет и движение предметов, могут свободно ориентироваться в знакомом микропространстве (класс, спальня, школа, квартира, дом).

   При зрении 0,01—0,04 дети видят размер, форму, цвет и движение крупных предметов уже на расстоянии до 2 м от глаза, могут свободно ориентироваться в незнакомом микропространстве.

   Остаточное зрение может быть широко использовано педагогом во внеурочное время, когда выполняемая детьми работа не связана с длительным зрительным напряжением. Остаточное зрение является важным в развитии зрительного восприятия, средством ориентировки в игровой деятельности, в спортивных соревнованиях.

   Нередко детей с остаточным зрением из младших классов прикрепляют к слепым для оказания им помощи в бытовых делах, организуют шефство над вновь принятыми в школу с целью развития у них навыков пространственной ориентировки.

   Педагог обязан руководствоваться гигиеническими рекомендациями «Организация учебных занятий в специальных общеобразовательных школах для слепых и слабовидящих детей», утвержденными в 1978 г. Министерством просвещения СССР и Министерством здравоохранения СССР.

   В рекомендациях сказано, что слепые дети с остаточным зрением, обучающиеся по системе Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1—2 раза по 5 минут за урок. Более длительное использование остаточного зрения в учебной работе может отрицательно сказаться на работоспособности ученика, а в ряде случаев может вызвать ухудшение зрения.

   Педагоги могут разрешать детям с остротой зрения 0,01—0,04 в течение короткого отрезка времени рассматривать картинки и читать небольшие тексты, выполненные укрупненным шрифтом. Одновременно они должны категорически запрещать чтение глазами рельефно-точечного шрифта

    Частично видящие и слабовидящие дети

   Очень внимательно должен относиться педагог к использованию зрительных возможностей детей с остротой зрения 0,05—0,08, которые также принимаются в специальные общеобразовательные школы слепых и слабовидящих в зависимости от прогноза заболевания. Не являясь слепыми, эти дети отличаются от слабовидящих детей со зрением 0,09—0,2 (0,4) как по характеру нарушения зрения, так и по отдельным личностным качествам.

   У большинства детей этой группы причиной нарушения зрения является врожденная патология, сопровождающаяся нистагмом. Нистагм затрудняет фиксацию предметов и вызывает зрительную утомляемость не только в учебной работе, связанной с чтением и письмом плоским шрифтом, но и в повседневной жизни.

   Наиболее сложную группу среди учащихся со зрением 0,05— 0,08 составляют дети с заболеваниями зрительного нерва и сетчатки. В сочетании с нистагмом эти заболевания даже при остроте зрения 0,08 затрудняют возможность обучения с использованием плоского шрифта.

   Значительную группу составляют дети с заболеваниями хрусталика и афакией (отсутствие хрусталика в глазу). В результате операционного лечения острота зрения вдаль может повыситься до 0,05—0,08. Но из-за амблиопии (ослабление зрения, вызванное функциональным расстройством зрительного анализатора) и нистагма они плохо видят вблизи и с трудом читают шрифт № 10.

   Анализ состояния зрения у детей этой группы показывает, что работа над развитием зрительного восприятия с ними должна отличаться особой продуманностью.

   Дети со зрением 0,05—0,08 не всегда могут обучаться с использованием плоского шрифта. Они испытывают определенные трудности при ориентировке в большом пространстве, так как способны видеть размеры, цвет и движения лишь на расстоянии до 5 м; у них отсутствует глубинное зрение.

   Дети со зрением 0,09—0,2 (0,4) могут в учебной работе пользоваться письмом и книгами, выполненными плоским шрифтом, осуществлять самоконтроль в процессе общественно полезного и производительного труда, свободно ориентироваться в макропространстве и др.

   Следует помнить, что для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,2 непрерывная зрительная нагрузка в процессе обучения не должна превышать 15-20 минут.

   В формировании адекватных представлений об объективном мире и, в частности, об исторических событиях действенную помощь оказывают различные средства наглядности: хронологические и другие таблицы, индивидуальные карточки, иллюстрации учебника и отдельные рисунки, аппликационные пособия, разнотипные карты, диапозитивы, диафильмы и киноконцовки.

   Эффективным средством формирования исторических знаний являются технические средства обучения. Они способствуют активному, яркому восприятию демонстрируемых объектов, явлений, исторических событий. Демонстрация кинофрагмента, диапозитива, диафильма, сопровождающаяся комментариями учителя, концентрируют внимание учащихся на отдельных важных деталях объектов, на связях между историческими эпизодами, на содержательной стороне явлений и т. п.

   Прежде чем использовать на уроке технические средства, учитель должен сам тщательно рассмотреть диапозитивы или кадры диафильма, основательно разобраться в содержательной или образной стороне наглядного материала и учесть основные трудности его восприятия. Это позволит сделать применение наглядного материала на уроке более эффективным и рациональным.

Литература

  1. Амбрукайтис Ю.П. Изменение в воспитании детей со специальными потребностями и программа / Ю.П. Амбрукайтис //Дефектология. М.: Школа-Пресс. –  2003. - № 5. – С.22-24.
  2. Солнцева Л.И. Здоровьесберегающие технологии в школе III-IV вида / Л.И Солнцева. – М.: Проспект. – 2005. 197 с.
  3. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. [Автор-составитель Н.Д.Шматко] – М.: «Аквариум», 2001.
  4. Н.П. Жукова. Психологические особенности детей с патологией органов зрения, методист Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В. Ерошенко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...