Психофизиологические особенности младших школьников с дисграфией.
статья на тему

Ткачева Татьяна Викторовна

На практике учителям-логопедам часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Существующее положение, а именно некоторую ограниченность логопедической теории, рассматривающей дисграфию только в аспекте понимания ее как специфического речевого нарушения, позволяют исправить исследования и рекомендации специалистов из смежных областей знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.В. Ткачева, учитель-логопед,

БОУ г. Омска «Лицей №25»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ

В методических рекомендациях к логопедической работе, как и в методиках обучения детей письму, мало учитывается то обстоятельство, что письменная речь отличается от устной и обладает иной психологической структурой. При обучении детей письму и при коррекции дисграфии письменная речь не формируется как специфическая форма речи, имеющая свои задачи и средства для их выполнения. Она развивается как параллельная и дополняющая устную речь. За пределами логопедической классификации и рекомендаций по преодолению дисграфии остаются психофизиологические особенности многих детей с дисграфией. Существует немало исследований, большая часть которых направлена на изучение познавательной сферы детей с дисграфией, среди них работы:

  1. И.Т. Власенко, А.П. Вороновой, Е.М. Мастюковой,
  2. Т.М.  Пирцхалайшвили, Л.С.  Цветковой, Н.А. Чевелёвой,

 которые  изучали различные виды восприятия;

  1. Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усановой, Т.А. Фотековой, которые рассматривали особенности внимания;
  2. Л.И. Беляковой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровой, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцевой, В.А. Ковшикова, Т.Н. Синековой, А.И. Ураковой, О.Н. Усановой, Э.Л. Фигередо, Т.А. Фотековой, Ю.А. Элькина, которые исследовали особенности мыслительной деятельности;
  3. В.П. Глухова, изучавшего воображение.

Существуют исследования отечественных учёных (Г.А. Волковой, Т.Н. Воронцовой, Л.Е. Гончарук, О. С. Орловой, Л.А. Зайцевой, В.И. Селеверства, О.А. Слинько, О.Н. Усановой, В.М. Шкловского, Л.М. Щипициной) посвященные изучению особенностей эмоционального развития, волевой регуляции, личностного развития лиц с речевыми расстройствами.

Недостаточно сформированные психофизиологические предпосылки к овладению полноценными навыками учебной деятельности:

1. Трудности формирования учебной работы:

  1. определение путей и средств достижения учебной цели;
  2. контролирование учебной деятельности;
  3. умение работать в определённом темпе.

2. Низкий уровень коммуникативной готовности к обучению:

  1. недостаточное развитие способности сосредотачиваться на учебной задаче, поставленной на вербальной форме. Не отвлекаясь на ситуативные раздражители;
  2. недостаточная сформированность умений регулировать собственное поведение в соответствии с ситуацией учебной работы.

Для детей с дисграфией характерна недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, в том числе между речью и практическими действиями. Низкий уровень показателей произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности. Эти дети с трудом сосредотачивают внимание на выполнении заданий с использованием слуховой инструкции, чем с опорой на наглядность. Трудности в планировании своих действий проявляются при сосредоточении внимания на анализ условий, поиске различных способов и средств в решении каких либо задач. При первично сохранной смысловой и логической памяти у детей с дисграфией снижена вербальная память и нарушена продуктивность запоминания: они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, характерными для их возраста, дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Овладение анализом и синтезом, сравнением и обобщением возможны только при целенаправленной коррекционной помощи.

Многими авторами отмечается, что наряду с речевыми нарушениями у детей с дисграфией присуще следующие психофизиологические особенности:

  1. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  2. Недостаточная сформированность словестно-логического мышления как одна из составляющих лингвистическое недоразвитие.
  3. Недостаточная сформированность символической функции (освоение букв-символов).
  4. Пониженная коммуникативная активность.
  5. Недостаточная сформированность произвольности поведения, деятельности и общения.
  6. Пониженная познавательная активность в области языковых средств.
  7. Неустойчивое внимание.
  8. Недостаточное развитие способности к переключению.
  9. Пониженная работоспособность и повышенная психическая истощаемость.
  10.  Неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
  11.  Недостаточный уровень развития контрольных действий.

На практике учителям-логопедам часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Существующее положение, а именно некоторую ограниченность логопедической теории, рассматривающей дисграфию только в аспекте понимания ее как специфического речевого нарушения, позволяют исправить исследования и рекомендации специалистов из смежных областей знаний. В частности, публикации Л. С. Цветковой (1997, 2001), Т. В.Ахутиной (2001), А. Н. Корнева (1995, 1997), А. В. Семенович (2002), А. Л. Сиротюк (2003) дополняют представления логопедов о дисграфии и возможных методах ее преодоления. В них представлены анализ этиологии и нейро-психологических механизмов возникновения затруднений в письме, характеристика клинической симптоматики, сопровождающей нарушения письма, а также даны рекомендации по организации диагностики, профилактики и коррекции нарушений письменной речи.

Анализируя выше сказанное важно отметить психологический уровень организации письма как вида деятельности, возможные психологические механизмы его нарушения никак нельзя считать менее важными, нежели другие. Понимая это, в коррекционной работе с младшими школьниками с дисграфией учителями-логопедами наряду с задачами по коррекции речевого развития всегда решают задачи совершенствования восприятия, памяти, произвольного внимания и мышления детей.

Список литературы:

  1. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической

 работы  учителя-логопеда общеобразовательного учреждения.

 Методические рекомендации. -  М.:АПК и  ППРО, 2010.

  1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Фуреева  Е.П., Шипилова  Е.В., Филипова О.В.

Нарушения речи у школьников.  -  Ростов – на Дону: Феникс, 2006.

  1.  Ястребова А.В., Бессонова Т.П.  Обучаем читать и

писать без ошибок. -  М.: АРКТИ, 2007.

  1. http://www.pedlib.ru/Books/3/0195/3_0195-36.shtml#book_page_top

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Психологические особенности младших школьников с ОНР"

данная презентация  раскрывает  особенности развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста  с ОНР, особенности познавательной деятельности младших школьников с ОНР...

Публикация на тему "Психологические особенности младшего школьника."

В данной статье рассмотрены особенности развития младших школьников, их отличительные особенности....

Психологические особенности младших школьников.

Данный материал может быть полезен учителям, работающим в начальной школе (особенно на уроках английского языка)....

Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега на уроках физической культуры

Это статья о формировании навыков бега у учащихся начальных классов. Уже в начальных классах следует обращать внимание на укрепление мышц ног, несущих основную нагрузку в беге, и на постепенное ф...

Развитие зрительной памяти у младших школьников с дисграфией.

Статья содержит упражнения и игры по развитию зрительной памяти младших школьников, которые можно применять не только на логопедических занятиях, но и на занятиях в группе продленного дня....

Развитие мыслительных операций у младших школьников с дисграфией

В данной статье представлены:- особенности мыслительных операций у младших школьников с дисграфией;- задания для развития мыслительных операций у младших школьников с дисграфией...