Настольные игры "Час с пользой".
методическая разработка по теме

 

Виды игр для детей очень разнообразны. В данном пособии игры предназначены специально для развития умственных способностей учащихся, совершенствования и тренировки памяти, мышления.

Цель предлагаемого пособия –  всестороннее, гармоничное развитие школьников, укрепления их здоровья, помочь выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастают активность ребёнка, воля к победе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_igr.docx286.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4.

От игры к знаниямНастольные игры

 От игры к знаниям


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4.

Час с пользой

Настольные игры

Автор – составитель:

педагог – психолог:  Артёмова  С. А.

Введение

Виды игр для детей очень разнообразны. В данном пособии игры предназначены специально для развития умственных способностей учащихся, совершенствования и тренировки памяти, мышления.

Цель предлагаемого пособия –  всестороннее, гармоничное развитие школьников, укрепления их здоровья, помочь выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастают активность ребёнка, воля к победе.

                Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей.

Предлагаемые игры не сложны по устройству, могут быть интересны ребятам среднего и старшего школьного возраста.

Игры – перестановки

Белые и вороные

В конюшне 9 стойл. В них расположены четыре вороные и четыре белые лошади. Вороные стоят в стойлах 1, 2, 3 и 4, а белые – в стойлах 6, 7, 8 и 9. Пятое стойло пустое. Нужно перевести вороных лошадей на места белых, а белых на места вороных.

Каждую лошадь можно переводить только в пустое соседнее стойло или же через одно занятое стойло, опять-таки в пустое. Переводить лошадей через пустые стойла через два, три и больше занятых стойл нельзя. В каждом стойле не может одновременно помещаться больше одной лошади.

Для игры нужны 8 фишек – четыре одного и четыре другого цвета.

Решение: Условно обозначим фишки начальной буквой их цвета – Б – белые и В – вороные, а те фишки, которые будем переносить через одну занятую клетку, обозначим Б1 и В1.

Порядок ходов: В, Б1, Б, В1, В1,Б1, Б1, Б1, В1, В1, В1, В1, Б, Б1, Б1, Б1, В, В1, В1,Б, Б1, В.

Для младших ребят задачу можно упростить, используя по три светлых и три тёмных фишки.

Бычок

В коровнике 13 стойл. В них размещено 8 коров и один бычок. Коровы обозначены кружочком, а бычок двойным кружком. Стойла и животные  для удобства пронумерованы. Четыре стойла пустые (1, 11, 12 и 13).

В каждом стойле может помещаться только одно животное.

Задача играющего состоит в том, чтобы бычка перевести из десятого стойла в первое. При этом после такого перемещения все коровы должны оказаться в своих прежних стойлах. При перемещении можно  пользоваться пустыми стойлами.

Для игры нужны девять шашек с цифрами от 1 до 9.

Решение: Первая цифра показывает номер шашки, вторая цифра обозначает, на какую клетку становится шашка: 2 на 1, 3 – 2, 4 – 3, 5 – 11, 6 – 4, 7 – 5, 8 – 12. 9 – 6, 1 – 13, 9 – 10, 8 – 9, 1 – 12, 7 – 13, 6 – 8, 5 – 7, 1 – 11, 4 – 12, 3 – 6, 2 – 5, 1 – 1. Дальше решение ясно.

   1            2         3          4         5          6          7          8          9         10

Снегири и вороны

В клетках сидят птички. Тех и других по 4, а всего 8. Снегири и вороны чередуются. Нужно пересадить птичек так, чтобы снегири сидели рядом с снегирями, а вороны  рядом с воронами. Одновременно можно пересаживать любую пару соседних птичек, не меняя их взаимного положения. Пересаживать нужно каждый раз в пару пустых клеток.

Для игры нужны 8 фишек – четыре одного и четыре – другого цвета. Две клетки остаются пустыми.

Решение: Фишки переставляются в следующем порядке: с клеток 3 и 4 на клетки 1 и 2, с 8 и 9 на 3 и 4, со 2 и 3 на 8 и 9, с 4 и 5 на 2 и 3, с 7 и 8 на 4 и 5, с 5 и 6 на 7 и 8.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Игры - соревнования

Вперёд – назад

Для игры нужны две красные и две голубые шашки. Играют двое. Каждый из играющих получает по две шашки одного цвета и расставляет их на поле игры:

Затем играющие по очереди передвигают одну из своих шашек по линии до следующего свободного квадрата. Цель игры – «запереть» шашку противника.

Так – тиль

Играют двое. У каждого по четыре фишки своего цвета. В начале игры их надо расположить так:

Каждый из играющих поочерёдно передвигает фишку своего цвета на свободную соседнюю клетку по вертикали или горизонтали – вправо или влево, вверх или вниз, но не по диагонали. Цель игры – расположить три фишки своего цвета подряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Ходы надо делать быстро, обдумывать разрешается не более минуты.

Доказано, что если никто из партнёров не допустит ошибки, выиграть невозможно.

После тридцатого хода партия признаётся ничейной.

Мельница

Играют двое. Для игры нужны шесть фишек (три одного и три другого цвета). Играющие поочерёдно ставят на поле по одной фишке до тех пор, пока не будут поставлены все фишки. Ставить фишку можно на любой кружок (если бы можно было это делать, выигрывал бы всегда тот, кто начинает).

Когда все фишки поставлены, играющие начинают по очереди передвигать их по одной в любом направлении, но только по линиям, с одного кружка на другой, соседний. Расставляя фишки на поле в начале игры и потом передвигая их с кружка на кружок, каждый из играющих старается поставить все свои фишки на одну из прямых линий. Выигрывает тот, кому удастся выполнить эту задачу.

Час весёлой математики

Ищите пары

Задача играющего – найти пары чисел, сумма которых равна 98, и под этими числами поставить фишки. Если все пары чисел будут найдены правильно, останутся три числа, сумма которых равна 78.

34

64

56

45

39

13

72

50

47

79

84

87

12

14

29

19

51

69

33

38

11

25

27

65

85

Ответ: 34+64; 19+79; 72+26; 13+85; 11+87; 69+29; 60+38; 33+65; 14+84; 43+55; 51+47. Сумма трёх чисел: 12+27+39=78.

Магические квадраты

Из четырёх квадратов в которых записаны числа (квадраты вырезать),  нужно составить один большой квадрат так, чтобы  сумма чисел по горизонталям, вертикалям и диагоналям была одинаковой.

1

14

15

4

12

7

16

10

4

6

11

13

9

15

2

7

Ответ:

1

14

15

4

12

7

6

9

8

11

10

5

13

2

3

16

Как передвинуть полоски

Каждая из шести полосок с цифрами передвигается в горизонтальном направлении. Это даёт возможность выполнить следующие задачи:

        Передвинуть полоски так, чтобы образовались десять вертикальных рядов (полных или неполных, всё равно), а сумма чисел в каждом из них равнялась бы 15.

        Передвинуть полоски так, чтобы в трёх вертикальных рядах (любых) сумма чисел равнялась бы 25.

6

4

9

0

5

1

3

1

4

5

14

9

7

1

5

0

2

3

3

2

4

1

6

15

6

3

2

4

1

5

8

2

3

1

5

0

Ответ:

Игры с буквами и словами

Ералаш

Все строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение справа на отдельных полосках. (Приложение № 30 (а), приложение № 30 (б)). Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте по смыслу написанного.

Перед выполнением педагог говорит:

 Это что за ералаш!

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Всё расставить по местам1

Вариант № 1.

Злой кабан      сидел на ветке 1

Пароход            томился в клетке 2

Соловей                 точил клыки 3

Дикобраз             давал гудки 4

Кошка                     Физику  учила 5

Маша                        хвостик свой ловила 6

Буратино               шил себе штаны 7

Портной                  все поел блины 8

Ёж                                накрыт к обеду  был 9

Чиж                            усами шевелил 10

Рак                             летал под облаками 11

Стол                          гонялся за мышами 12

Чайник                   прыгал во дворе 13

Мальчик               булькал на костре 14

       Ответ:

                                            Злой кабан точил клыки,

Пароход давал гудки,

Соловей сидел на ветке,

Кошка хвостик свой ловила,

Маша физику учила,

Буратино все поел блины,

Портной сшил себе штаны,

Ёж гонялся за мышами,

Чиж летал под облаками,

Рак усами шевелил,

Стол накрыт к обеду был,

Чайник булькал на костре,

                                                Мальчик прыгал во дворе.

Вариант № 2.

Огурцы                играют в прятки 1

Малыши               растут на грядке 2

Мушкетёры        спят в овраге 3

Поросята               точат шпаги 4

Раки                          в цирк бегут ватагой 5

Дети                          дремлют под корягой

Волки                       плавают по дну 7

Щуки                         воют на луну 8

Ответ :

Огурцы растут на грядке.

Малыши играют в прятки,

Мушкетёры точат шпаги,

Поросята спят в овраге,

Раки плавают по дну,

Дети в цирк бегут ватагой,

Волки воют на луну,

Щуки плавают по дну.

Одно слово из двух

Восемь карточек, лежащие слева, окрашены в один цвет, а лежащие справа – в другой. (Приложение № 32). Надо соединить их попарно так, чтобы каждые две рядом лежащие карточки образовали одно слово.

СЕНО

ОСА

КУЛЬ

КОСТЬ

ПОЛ

ПОРТ

БОЙ

ОКНО

КИПА

ВАЛ

ПАС

ТОЧКА

ВОЛ

ТУРА

ВЕС

РИС

Ответ: Сено – вал, куль – тура, пол – оса, бой – кость, кипа – рис, пас- порт, вол – окно, вес – точка.

Где живёт слово «ОН» ?

Сосчитай, сколько раз «ОН» встречается в стихотворении.

Поселилось слово «ОН»

Среди нас со всех сторон.

Ты его увидишь всюду,

Я подсказывать не буду.

Вот идёт индийский слон,

А за ним ползёт питон.

Вышла мама на балкон.

У неё в руках бидон.

Набирает цвет бутон.

Распускается пион.

Кучей чёрной небосклон

Закрывает сто ворон.

На плите кипит бульон.

В хлебнице лежит батон.

«ОН» залезло в камертон,

 Проверяет звук и тон,

А ещё из слова «ОН»

Не приснится ночью сон.

Вырастет из слова «ОН»

Шампиньон и чемпион

Про хорошего акинечу

Расколдуй заколдованные слова.

Про хорошего акинечу

В улокш собрался кинечу,

О том сказать хочу –

Ценар он подготовил свой,

Продумав головой.

На месте игинк и мобьла,

Кинвенд и идартет,

Акчур к машаднарак легла

И кочаплок надет.

Теперь икору по плечу –

Не отвлечёт ничто.

Он был хороший кинечу,

Почти что кинчилто.

Объявление

Найди восемь слов с ошибками. Как они правильно пишутся?

Объявление

Портфель потерян мной вчера,

чису примерно в пятом

Приметы: на боку – дыра,

цвет – серый, вит – помятый.

В нём лежат: дневник в облошке

с нарисованною кошкой

И тетратка с единицей

на двенадцатой странице.

Всех хочу я попросить:

                                          кто нашёл – не приносить

Непогода

В этом тексте «расставлена» мебель. Всего – пять предметов. Найди ещё четыре.

Ответ:

Дожди в Антиповке, где я гостил, кажется, никогда не прекратятся. Прямо какое-то заколдованное место – льют и льют. Из-за этих дождей сиди вот теперь дома. Никуда не сходишь – ни в лес за грибами, ни на речку ловить рыбу. А в дом налетели комары и всякая мошка. Форточку даже пришлось закрыть. Капли бъют по стеклу – тум, тум, тум… Бочка возле веранды давно уже переполнилась водой. Вдруг я услышал весёлые крики за окном. Смотрю, а это – соседский пятилетний малец с удовольствием бегает по лужам босиком. Один лишь он не скучал от непогоды.

Прятки

  1. Внимательно причитай стихотворение, найди где спряталось слово ворон.

Ответ:

ПОНЯЛ Я ИЗ РАЗГОВОРОВ,

ЧТО СОВСЕМ НЕ ВОР ОН.

У НЕГО ДОБРЕЙШИЙ НОРОВ,

ОН ЧЕСТНЕЙШИЙ ВОРОН.

  1. Внимательно, несколько раз прочитайте предложение. Может увидите ещё кого кого-нибудь.

Ответ: Жили в доме две дикие кошки.

Литература

Алмазова Л. Книга для школьного заводилы. / Серия «Библиотека школьника». – Ростоа н/Д: Феникс, 2004.

Болховитинов В. Н., Колтлвой Б. И., Лаговский И. К. Твоё свободное время. Занимательные задачи, опыты, игры. М., «Детская литература», 1975.

Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О пользе настольного тенниса для здоровья ребёнка.

Совсем недавно в журнале «Men’s Health» была опубликована следующая статья под названием «Пора к столу!», автор Антон Иванов: «Не надо стесняться, если твой теннис не большой, а настольный. У эт...

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...

Консультация для родителей «Польза настольных игр»

Консультация для родителей «Польза настольных игр»...

Настольный теннис: увлекательный спорт и польза для здоровья.

Настольный теннис – один из самых популярных видов спорта во всем мире.Укрепление сердечно-сосудистой системы Хорошее зрениеУкрепление мышц и гибкость суставовСила, ловкость, быстрота ...

Консультация для родителей «Польза настольных игр»

Главное преимущество настольных игр – это альтернатива гаджетам....