Комплексное занятие : "Загляните в мамины глаза!"
план-конспект урока по теме

 Гостюнина-Калятьева Галина Павловна

Поможет педагогу в воспитаии у несовершеннолетних чуткого и доброго отношения к женщине -матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglyanite_v_maminy_glaza.docx71.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Социально-реабилитационный Цецтр для несовершеннолетних

«Возвращение»

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ - ДИАЛОГА

НА ТЕМУ:

«ЗАГЛЯНИТЕ

В

МАМИНЫ

ГЛАЗА»

Подготовила воспитатель: Калятьева Г.П,

г. Саратов, 2013 г.

Цель:

Воспитание чуткого, отзывчивого, доброго отношения к женщине - матери.

Задачи:

1. Прививать потребность в вежливом отношении к девочкам, девушкам и женщинам.

Материалы к занятию:

  1. Выставка книг.
  2. Вопросы на карточках.
  3. Рассказ В.Воробьева «Мама».
  4. Рассказ В. Емельянова «Мамины руки».
  5. Карточки с экспромт - миниатюрами.

Обсуждение жизненных ситуаций: отношение к матери

Ведущий предлагает учащимся прослушать ситуацию и высказать свое мнение об услышанном.

1.

«Это было так. Возвращаясь с уроков, Гена вытащил из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассное образование не позволило ему это сделать быстро, и Миша выхватил газету у брата.

  1. Годится! - он жизнерадостно хлопнул Гену по затылку.
  2. В девятнадцать тридцать - «В мире животных».Лесси, джамп! Джамп, Лесси!
  3. Ну, я пошел. В баскет играть! — и Миша исчез.

Гена наскоро поглотал холодный борщ, разделил с Лесси котлету и помчался на поиски старшего брата. Лесси, чьи мечты о прогулке рухнули, жалобно заскулила.

Ровно в двадцать минут  восьмого, грязные и красные, перекидывая друг другу баскетбольный мяч, братья ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор. Мама убирала в кухне со стола немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.

  1. Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас «В мире животных» будет!
  2. Ужинать? Хлеб-то купили?! Миша, сбегай-ка в булочную!
  3. Миша, Миша... Всегда Миша... Что я, рыжий... Пусть Гена идет!
  4. Хитренький! Сегодня твоя очередь!
  5. А твоя была очередь посуду мыть. Ты помыл? Помыл?
  6. Ты вчера тоже не мыл! А я за тебя ведро вынес!
  7. Ничего не за меня! Это я за тебя с Лесськой в понедельник гулял!
  8. В понедельник была твоя очередь, потому что в ту пятницу у тебя был кружок, и я...

Хлопнула дверь... Когда мама вернулась с хлебом, братья в своих расчетах добрались до позапрошлого месяца. На экране уже кружились в воздушном танце аисты, прыгали обезьянки, грозно рычал тигр.

Мама подала картошку.

  1. В мундирах, - капризно протянул младший. - Лучше бы пюре.
  2. Или жареную. С колбасой!..

Быстро управившись с ужином, Миша коротко бросил: «Морской закон!» и захватил кресло - предмет непрекращающегося спора. Но стоило ему на минутку подойти к телефону, как Генка, вопя про барыню, которая «встала, место пропало», прочно угнездился там, схватившись для верности за подлокотники. Это ему не очень помогло, Миша умело разжал его пальцы и энергично стал извлекать брата из кресла. Тщательно рассчитав силу голоса, чтобы было слышно на кухне, братишка заныл:

«Ты чего бьешься? Я к тебе лезу? Ой-ой-ой!».

Как он и предполагал, мама вошла в комнату. Но разбирать, кто прав, кто виноват, не стала. Она, не говоря ни слова, повернула рычажок телевизора. Лесси как раз в это время спасала от волка строптивую лошадь.

  1. Ма, ты чего, ма? Включи! - дружно закричали братья, вмиг забыв раздоры.

Но мама усталым движением поднесла к вискам белые от муки руки и заплакала.

Плохой был вечер и плохо закончился...»

А ведь могло быть и так.

2.

«...Возвращаясь с уроков. Гена достал из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассное образование не позволило ему сделать это быстро, и Миша нетерпеливо спросил:

  1. Ну, что там, товарищ профессор?
  2. «В мире животных». Девятнадцать час. тридцать мин., - доложил Генка старшему брату. Потом вспомнил «профессор» и запоздало парировал:
  3. От академика слышу.
  4. Но-но... Разговорчики в строю... Значит, так. Слушай мою команду. Бери ложку, бери хлеб и, сам понимаешь, грей воду, посуду вымоешь... И не кисни: надо! Я сейчас в булочную, а потом подмету.
  5. А я? - с надеждой спросил Генка. - Гулять?
  6. Ох ты и шустрый растешь, Геннадий Васильевич! Ладно, знай мою доброту. Гулять! Но только с Лесси!

Лесси, услышав любимое слово «гулять», радостно запрыгала вокруг мальчиков.

  1. Джамп, Лесси, джамп! - с английским акцентом кричал Гена. - Хелло! Гудбай! Э тейбел.

На этом его запас иностранных слов кончился, и он взялся за дело. Вскоре выяснилось, что почти целый час остается на баскетбол.

Ровно в половине восьмого, грязные и раскрасневшие, мальчики прибежали

домой. Водные процедуры, такие как мытье рук, шеи и ушей, никогда не вызывали у братьев особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись. Мама явно задерживалась.

  1. Картошки, что ли, сварить? - подумал вслух Миша.
  2. Ага! Пюре с молоком, - загорелся Генка.
  3. Чего уж там - пюре? Заказывай соломку фри с гарниром, крем-брюле под соусом. Эх, ты, чревоугодник! Витамины все где? В кожуре. А потому варим картофель фирменный, он же - в мундирах.
  4. Или в шинелях, - сострил привычно Гена и обижен-уо добавил, - я вот скажу маме, что ты обзываешься.

Но как именно его обозвали, он уже забыл, да и вообще, честно говоря, жаловаться не собирался. У них с Мишей элю было не принято.

Мама пришла в семь. Услышав щелчок замка, ребята выскочили в коридор, и Миша скомандовал:

  1. Взвод! Равняйсь! Смирно! Взвод, то есть Гена, выровнялся и застыл.
  2. Разрешите доложить: посуда вымыта, пол подметен, картошка сварена, собака «погуляна», двоек нет. Личный состав готовится к просмотру передачи «В мире животных».

Они весело поужинали, быстренько вымыли посуду. И когда на экране закружились в воздушном танце аисты, маму усадили в кресло, укрыли пледом. Мальчики и Лесси устроились прямо на полу. А потом и отец присоединил к ним.

Славный был вечер. И кончился он спокойно и хорошо...»

Ведущий предлагает ребятам ответить на вопрос:

Когда герои этой ситуации вели себя неправильно, а когда правильно по отношению к матери? (Ответы учащихся)

Вспомним, ребята, как проходил досуг в семье Ульяновых. А. И. Ульянова- Елизарова - сестра Владимира Ильича - писала: «За частыми отлучками отца мы проводили преимущественно время с матерью: читали, занимались, мастерили что-нибудь из картона и цветной бумаги для елки». Это лишь один пример. Подобных примеров из жизни семьи Ульяновых можно привести множество.

  1. Я тоже мама. И в моем доме живут двое сыновей. Они похожи на Гену и Мишу - номер один и на Гену и Мишу - номер два.

Впрочем, я думаю, то же самое можно сказать о большинстве из вас. Прямо как в английской песенке:

Жила на свете девочка, Она была хорошая, Она была хорошая, Хотя была плохая.

Бывают у нас в семье чудесные дни, разумные, наполненные серьезным делом и веселым отдыхом, интересными разговорами и добрыми отношениями. А иногда все идет вкривь и вкось, взрослые недовольны детьми, дети ссорятся друг с другом. Шум, обиды, разговоры.

Почему? Кто виноват? (Ответы учащихся)

Ну вот, всего было десять вопросов.

Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, знаки у тебя должны стоять на полях такие: | + -- -+ + + +- -| . Если картина получилась совсем противоположная, тебе надо всерьез задуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно исправить.

Отложите книгу и отправляйтесь в лес, степь, в поле и наберите букет цветов или осенних листьев. Их должно быть не очень много. Составьте букет так, чтобы он был простым и милым, чтобы была видна красота каждого цветка, ветки, листа. Поставьте цветы в вазу, и поместите на столе, на полу, на тумбочке возле маминой кровати (сами подумайте, куда лучше). К приходу мамы с работы все должно быть готово. Если цветов нет, придумайте что - нибудь другое: вычистите чайник; приготовьте вкусное блюдо, уберите в кухонном столике, которым мама собиралась заняться в выходной день. Возможно, у вас маловато опыта в этих делах, не огорчайтесь. Помните, что любое ваше проявление внимания к маме принесет ей радость и удовольствие, гордость за своего сына или дочь.

Чтение и обсуждение рассказа Д. Воробьева «Мама»

«...Накрываяутром на стол, мама сказала:

  1. Что-то не хочется есть. Завтракай тут сам.

И ушла на работу. А вечером мама вернулась, какая-то невеселая, села поближе к печке и, поеживаясь, стала кутаться в теплый платок. На ее лице серой паутинкой лежала тень. На лбу бежали капельки пота, но она почему- то сказала:

  1. Холодно как... не протопить ли еще?
  2. Топи, - буркнул Павлик, не поднимая головы от книги. - Только сперва обедать давай. Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню. Обедал Павлик тоже один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы, мама сходила за дровами.

Сбросив свою ношу у печки, она долго стояла, не двигаясь, словно в забытьи. Потом проговорила тихо:

  1. Нездоровится. - И зябко повела плечами. - Прилечь что ли?
  2. Приляг, - машинально сказал Павлик, увлеченный чтением.

Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть ее поверх одеяла шубой. От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав ее робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу - слишком уж захватывающе развивались события на таинственном острове. Наутро мама не пошла на работу. Она все кашляла и сердилась на себя.

  1. Вот угораздило не вовремя расклеиться, - ворчала она. - Конец месяца, отчет... Напутают там без меня...

Уж наступил вечер, когда Павлик, счастливый, с коньками в руках, подбежал к своему дому. У крылыца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле. Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто, из-под полы которого виднелась белая полоска

халата. В руках у него был черный ящичек. Мужчина, кряхтя, залез в машину, хлопнул дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво-красным глазком сигнала.

Страшная догадка испугала Павлика. Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.

  1. Tише , тише, пожалуйста, - услышал Павлик голос соседки Нины Петровны. Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за спины Павлик разглядел на подушке мамино лицо. Оно было странно изменившимся, будто чужим.
  2. Павлуша пришел, - тихонько произнесла мама, - накормите его.
  3. Не беспокойтесь, голубушка, лежите. Накормлю, как же, - прошептала Нина Петровна и уже совсем другим, суровым тоном сказала Павлику: - Идем!

Павлику стадо нестерпимо жаль маму. Он кинулся было к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав:

  1. Ты с ума сошел. Ты же холодный, с мороза! Иди в кухню.

И Павлик, глотая подступившие слезы, вышел. На кухне он стал торопливо снимать с себя куртку, шарф, ботинки.

  1. Мама выздоровеет? - спросил он испуганным шепотом Нину Петровну, как только она вошла.
  2. Может и выздоровеет, - помедлив, обронила соседка.

Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз упрекала маму: «Балуете вы Павлушку, барином растет. Для него дров принести - физкультура, а вы все сами...». А Павлику говорила: «Не бережешь мать, попрыгун! Другой-то матери у тебя не будет...».

Мальчик вплотную подошел к Нине Петровне, чтобы заглянуть прямо в глаза, сказал торопливо, срывающимся голосом:

  1. Выздоровеет, выздоровеет!

Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.

  1. Чего ты так, галчонок, рот открываешь, - насмешливо заметила Нина Петровна. - Небось сегодня не то, чтоб врача вызвать, воды матери не подал!

Павлик стоял и молчал, опустив голову, готовый вот-вот зареветь. Нина Петровна накрыла стол и сказала спокойно, примиряюще:

  1. Поди, поешь.

Павлик нехотя присел на краешек стула. Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:

  1. Воспаление легких у мамы, а все от того, что не бережется: по воду сама, за дровами - сама, везде сама...

Павлик хотел сказать, что теперь он сам будет все делать, но почувствовал, что от слез ему не удержаться.

-Да ты ешь. Чего вскочил? Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери...»

Ведущий:

  1. Каким показан Павлик в начале рассказа?
  2. Что заставило Павлика задуматься над своим поведением? (Ответы учеников)

Чтение и обсуждение рассказа В Енельянова «Мамины руки»

«...Такой это был несчастный, нехороший день!

Утром брат Мишка порвал нечаянно любимую книжку, прощения не попросил, и Маша обиделась и на Мишу, и почему-то на бабушку, и на весь белый свет. До самого вечера она капризничала, порванную книжку читать не стала, с бабугикой поссорилась, комнату не убрала, кукол расставила носами по углам, и долго сидела в кухне на табуретке и хлюпала:

  1. Хлюп-хлюп, какая я несчастная!

Мама пришла домой с работы, и бабушка ей пожаловалась, целый, мол, день капризничает девчонка, и никакого сладу с ней нет.

Мама спросила: - Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли ? - и положила Маше на лоб свою руку. Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавые, но такие легкие и добрые. На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.

  1. Фу, - сказала она, - фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
  2. Ну, вот! - удивилась мама. - Сколько лет жили-дружили, а теперь стала нехорошая. Чем же, дочка, тебе мои руки не понравились сегодня?
  3. Жесткие, - ответила Маша. - Царапаются. Мама посмотрела на свои руки - как Маше показалось, грустно.
  4. Руки обыкновенные, - сказала мама. - Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь. Встала и ушла в ванную комнату мыться. Маше так вдруг стало жалко маму. Она хотела бежать за ней, но бабушка не пустила.
  5. Сиди, - сказала бабушка грозно. - Сиди, невежа! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добро сделано - на десять таких, как ты, хватит; полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка - работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место, дай тебе бог быть такой, обидчица.
  6. Я ее обидеть не хотела, - сказала Маша плача.
  7. Не хотела, да обидела, - сказала бабушка. - Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери, верно, что жесткие, а вот сердце мягкое... Я бы на ее месте тебе, как полагается, всыпала горячих... Надрала бы уши.

Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чем дело.

  1. Не стыдно тебе еще и бабушку обижать? - сказала она. - Сердце у бабушки отходчивое. Я бы на ее месте...
  2. Знаю, знаю, - закричала Маша неожиданно и бодро бросилась к матери целоваться и обниматься. - Я знаю...
  3. Ничего не знаешь ты, - сказала мама. - А если знаешь - говори.
  4. Знаю, - сказала Маша. - Ты бы на бабушкином месте надрала бы уши. Я твои руки обидела. - Ну и надеру, - сказала мама. - Чтоб не обижала.
  5. Бабушка тоже говорила, - сказала Маша из-за угла, - что, если она была на твоем месте, то надрала бы. А на своем - вы обе не можете.

Бабушка и мама переглянулись и засмеялись...»

Ведущий предлагает учащимся проанализировать поведение Маши.

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню Матери" Загляните в мамины глаза"

Сценарий " Загляните  в мамины  глаза"  поможет  в проведении  мероприятия,  посвященного  Дню  матери. Хороший  подбор  стихотворений,  песен. Я...

"Загляните в мамины глаза" тематический вечер, посвящённый Дню матери

Слово это – зов и заклинанье, В этом слове – сущего душа. Это – искра первого сознанья, Первая улыбка малыша.Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо, В ...

Внеклассное мероприятие. "Загляните в мамины глаза"

Устный журнал посвящённый Всемирному Дню Матери "Загляните в мамины глаза"....

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Праздник "Загляните в мамины глаза"

Данная разработка содержит сценарий праздника, посвященный Дню матери....

Cценарий праздничной конкурсно - игровой прокраммы "Загляните в мамины глаза"

Cценарий праздничной конкурсно - игровой прокраммы "Загляните в мамины глаза"...

Загляните в мамины глаза!

Литературно-музыкальная композиция для мам, конкурсы для мам....