Практикум с элементами тренинга:"Умей сказать: "Нет!"
план-конспект урока на тему
Способствует выработке у несовершеннолетних навыков поддержки других,когда они делают ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umey_skazat.docx | 49.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания “Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних
«Возвращение»
КОНСПЕКТ ПРАКТИКУМА С ЭЛЕМЕНТАМИ
ТРЕНИНГА
Подготовила воспитатель: Калятьева Г.П.
НА ТЕМУ:
«УМЕЙ
СКАЗАТЬ
«НЕТ!»
г, Саратов, 2013 г.
2
Цель:
Знакомство с понятиями «поддержка» и «самоподдержка».
Задачи:
- Способствовать выработке у несовершеннолетних навыков поддержки других, когда они делают ошибки и поддержка самого себя.
- Уметь ценить позитивные свойства и достоинства своей личности.
Материалы к занятию:
Обсуждение проблемы: «Самооценка как регулятор поведения»
Вначале проводится тестирование, причем учащимся не сообщается, что целью его является определение самооценки.
На доске в столбик выписаны следующие качества:
беспечность, вспыльчивость, жизнерадостность, застенчивость, капризность, медлительность, мнительность, настойчивость, нервозность, осторожность, пассивность, смелость, терпеливость, увлекаемость, упрямство, уступчивость, холодность, нерешительность, энергичность, энтузиазм.
Если учащимся непонятны значения некоторых терминов, то учитель должен пояснить их.
Учащимся дается такая инструкция: приведен ряд положительных и отрицательных качеств личности. Разделите страницу на три колонки таким образом:
1. Идеал | 2. Антиидеал | 3. Я - реальное |
В колонку № 1 — «Идеал», выпишите из написанного на доске списка те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют идеальной личности.
В колонку № 2 — «Антиидеал», выпишите отрицательные качества, которыми идеальный человек, по вашему мнению, не должен обладать.
В колонку № 3 — «Я — реальное», выпишите из написанного на доске списка те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы сами.
Просьба работать самостоятельно, в данном случае важно ваше личное мнение, а не мнение соседа.
Ведущий: Теперь в списке № 3 обозначьте знаком «+» (плюс) те качества, которые совпадают с идеалом (список № 1), и знаком «—» (минус), те качества, которые совпадают с антиидеалом (список № 2). Подсчитайте следующие значения:
Н - количество качеств, совпадающих с идеалом «+».
М - количество слов в столбце «Идеал».
Вычислите коэффициент К по формуле: К=Н:М.
Затем учащимся сообщается, что с помощью этого теста они определили свою самооценку, и предлагается проанализировать результаты, руководствуясь следующими критериями:
Если К > 0,5 — самооценка завышена.
Если К 0,5 — самооценка зани^кена..
Пределы нормы К от 0,45 до 0,55 — в этом случае самооценка считается адекватной.
3
«Самооценка как регулятор поведение»
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.
Человек оценивает себя двумя путями: путем сопоставления своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От нее зависят отношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Если самооценка не соответствует действительности, то поведение человека становится неадекватным.
Если самооценка занижена, то человек:
- склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
- хуже приспосабливается к условиям жизни;
- трудно сходится со сверстниками;
- учится и работает, расходуя больше сил, чем нужно;
- неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;
- слишком критичен к себе;
- имеет повышенный уровень тревожности.
«Как можно повысить самооценку!»
В ходе выполнения работы по определению учащимися своей самооценки учитель может пройти по рядам и выяснить, у кого из учащихся самооценка занижена, чтобы затем привлечь их к выполнению упражнений на повышение самооценки и дать рекомендации учителям, как помочь этим учащимся.
Разбить класс на подгруппы по 5 - 7 человек. Всем учащимся дается задание написать суждения о каждом из членов своей подгруппы, включая себя, в которых речь шла бы о положительных сторонах личности каждого. При этом не имеет значения, знаете ли вы с хорошей стороны этого человека или нет, нравится он вам или нет. У любого человека, даже у того, кого мы не любим, можно найти положительные качества, которые мы признаем и ценим. Затем один человек из подгруппы садится в центре на «горячий стул», он будет получать «мощные бомбардировки» - слушать, как остальные говорят в его адрес то, что ценят в нем превыше всего. Слушающий должен благодарить каждого из говорящих, выбирая один из трех вариантов ответов: «Благодарю вас», «Спасибо, я с вами согласен», «Спасибо, это звучит так хорошо, что хочется услышать еще раз». Затем «мощную бомбардировку» получает каждый член группы по очереди. Учащиеся могут пользоваться предварительно сделанными записями,
4
При заниженной самооценке наркотические веществ, могут стать для человека возможностью самоутвердиться, доказать себе и другим свою значимость.
Если самооценка завышена, то человек:
- слишком уверен в себе, в своей правоте и исключительности;
- не проявляет критичности и требовательности к себе;
- ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;
- теряет внутренний стимул для развития личности. К сожалению, завышенная самооценка тоже является фактором риска употребления наркотических веществ.
Самый низкий риск употребления наркотических веществ у подростков с адекватной самооценкой. Если самооценка адекватна, то человек:
- делает ошибки и учится на них;
- принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он несовершенен;
- исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;
- пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;
- с уважением относится к другим;
- заботится о своем физическом здоровье.
После этого с классом можно провести обсуждение проделанной работы по следующим вопросам:
- Что вы переживали, слушая положительные оценки в свой адрес?
- Что из сказанного было для вас неожиданностью?
- Какое из высказанных мнений вам понравилось
больше всего?
- Трудно ли обдумывать то, что вы цените в одноклассниках?
- Трудно ли говорить об этом?
- Как вы считаете, влияют ли мнения и высказывания других в ваш адрес на то, что вы думаете о себе?
- Как, по-вашему, ход наших мыслей о самих себе влияет на наши поступки?
- Считаете ли вы, что люди, которые о себе хорошего мнения, склонны воздерживаться от употребления наркотических веществ?
Ведущий: У каждого человека имеются все основания чувствовать хорошее отношение к себе. Мы должны заботиться о себе, что предполагает отказ от одурманивающих веществ.
В краткой беседе ведущий разбирает с учащимися ситуацию:
«А теперь подумайте, какие качества личности помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ?».
(Внутренний самоконтроль, целеустремленность, чувство юмора, умение сказать «нет», умение постоять за себя, умение обращаться за помощью к другим людям, умение стать на сторону другого человека, умение прогнозировать последствия своих поступков; система ценностей, совпадающих с социальными ценностями; и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум с элементами тренинга" Познай себя"
Цель : Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения , совершенствование навыков общения , необходимых для осу...
Час общения "Умей сказать нет" с элементами деловой игры 4 класс
1. Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам.2. Обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих.3. Вовлечь учащихся в деяте...
Тренинг: "Умей сказать нет!"
Развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением....
Семинар - практикум с элементами тренинга для молодых специалистов школ
Сценарий мероприятия с молодыми педагогами...
Классный час (практикум с элементами тренинга) на тему: "Уважение и самоуважение"
Актуальность выбранной тематики: Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенну...
Семинар-тренинг для подростков "Умей сказать НЕТ!"
Проводится в целях профилактики наркомании в подростковой среде...
Тренинг для подростков "Умей сказать "НЕТ"
Цель: формирование навыка позитивного социального поведения у подростков и обучение способам отказа от предложения употребления алкоголя, табака и т. п.Задачи:Обучающие: Формировать у подростков...