Как организовать логопедическое занятие дома
статья по теме

Хорунжая Ольга Николаевна

Материалы по темам:

ПРАВИЛЬНО ЛИ  ГОВОРИТ  ВАШ  РЕБЕНОК

ПОЧЕМУ  ВОЗНИКАЮТ  НАРУШЕНИЯ  РЕЧИ ?

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА  Л

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИЛЬНО ЛИ  ГОВОРИТ  ВАШ  РЕБЕНОК.

  Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки! В вашей семье растет ребенок. Это большая радость. Но что же делать, если ваш любимый малыш в отличие от соседской девочки-ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет всего несколько слов? А может быть, он и говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна окружающим?

        Уважаемые родители! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек.

        Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Ваш ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится».

        Прибавьте также к школьным неприятностям кучу комплексов, возникающих на фоне речевого дефекта. Ребенок считает, что именно из-за этого он не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит. Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми и нерешительными.

        До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое   упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

        Уважаемые взрослые! Вы должны знать, что в норме к 2-м годам  ребенок начинает овладевать фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

        Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

*К 2-м годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку».

* К 3-м годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

* В 4 года не называет цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

ПОЧЕМУ  ВОЗНИКАЮТ  НАРУШЕНИЯ  РЕЧИ ?

Число детей с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Причины речевых нарушений разнообразны, их множество.

Одна из них – нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.). Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты.

Причиной нарушения речи может быть и снижение слуха. Даже при незначительном снижении слуха ребенок лишается возможности нормально воспринимать и воспроизводить речь. Поэтому важно оберегать ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха – своевременно лечить, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов имеет сформированность фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом. Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов. Такие дети испытывают особые сложности при подготовке к обучению грамоте, при овладении письменной речью.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, братьев, сестер, детей, с которыми ребенок часто общается. Родители должны помнить, что нельзя «подделываться» под детскую речь, нельзя сюсюкать, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай?»).

В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не дает положительного результата, а иногда ведет к тому, что ребенок старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими, или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном.

В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ.

  1. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 10-15 минут, лучше 2 раза в день.
  2. Пусть ребенок сидит удобно на стуле, с прямой спиной.
  3. Занимайтесь перед зеркалом, чтобы ребенок мог хорошо видеть себя.
  4. Занятия лучше всего начинать с артикуляционной гимнастики.
  5. Если логопед дал вам какое-либо пособие по занятиям или задание в тетради, внимательно ознакомьтесь с ним.
  6. Вам непонятны какие-то требования к выполнению задания? Обратитесь за объяснением к логопеду или посмотрите, как это делает он сам на занятиях с вашим ребенком.
  7. Если вашему ребенку логопед делает массаж, постарайтесь овладеть несколькими приемами логопедического массажа для лица, губ, языка.

На этапе введения звука в речь необходимо обратить внимание:

  1. На регулярность домашних занятий.
  2. На постепенное усложнение речевого материала: слоги, простые слова, слова со стечением согласных, слова со сложной слоговой структурой, предложения и т.д.
  3. Старайтесь приучать ребенка произносить закрепляемый звук длительно, т.е. выделяя его в слоге, слове, предложении («с-с-с-а», «с-с-с-анки», «л-л-л-апа», «Сидит кош-ш-шка на окош-ш-шке»).
  4. Произносите заданный речевой материал тихо, громко, медленно, быстро.
  5. Используйте настольные игры (лото), игры в слова, игры с правилами. Договаривайтесь с ребенком о правильном произнесении нужного звука во время игры. Введите призовые и штрафные очки ( рассказать стишок с заданным звуком ).
  6. Учите ребенка придумывать предложения по картинке (двум, трем картинкам) или заканчивать начатое вами предложение.
  7. Сочиняйте вместе с ребенком сказки (тоже хорошо использовать сначала картинки).
  8. После чтения коротких рассказов попросите ребенка пересказать их.
  9. Разучивайте динамические упражнения для пальцев рук с речевым сопровождением (на закрепляемый звук).

И самое главное. Следите за своей речью. Говорите развернутой фразой, четко произнося слова. Избегайте в своей речи слов-паразитов. Будьте тактичны к ребенку, поправляйте его терпеливо.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА

        Прежде чем начать занятия с ребенком, подготовьте все, что может вам понадобиться.

  1. Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  2. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.д.).
  3. Для развития мелкой моторики приобретите пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
  4. Тетрадь или альбом для наклеивания картинок, планирования занятий и выполнения заданий логопеда.

        Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать его. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

        Все занятия должны строиться по правилам игры!

        Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже помогут «побеседовать» с ребенком.

        Редкий маленький ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за ним по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

        Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, результат  занятий обязательно проявится.

        Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся занятия:

  1. на развитие мелкой моторики,
  2. артикуляционная гимнастика,
  3. игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха,
  4. игры на формирование лексико-грамматических категорий речи.

        Начинайте занятия с 3 – 5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятий без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

        Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

        Знакомьте ребенка с детской литературой.  Терпения вам и успехов!



Предварительный просмотр:

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Лягушка.

Улыбнуться, показать зубки. Удерживать такое положение на счет до пяти.

Вот понравится лягушкам,

  Тянем губы прямо к ушкам.

                                                  Потяну, перестану

                                                  И нисколько не устану.

Хоботок.

С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

                                                Подражаю я слону.

                                                Губы хоботком тяну.

                                                А теперь их отпускаю

                                                И на место возвращаю.

Лягушка - хоботок.

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

                                               

                                                  Свои губы прямо к ушкам

                                                  Растяну я как лягушка.

                                                  А теперь слоненок я,

                                                  Хоботок есть у меня.

Лопаточка.

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.

                                                 

                                                  Язык лопаткой положи

                                                  И под счет его держи:

                                                  Раз, два, три, четыре, пять!

                                                 Язык надо расслаблять!

Иголочка.

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язычок наружу острым, как иголочка. Удерживать в таком положении на счет до пяти.

                                               

                                                  Маленького роста я,

                                                  Тонкая и острая,

                                                  Носом путь себе ищу,

                                                  За собою хвост тащу.

Лопаточка –  иголочка.

На счет «раз- два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

                                                 

                                                   Язык лопаткой положи

                                                   И спокойно подержи.

                                                   Язык иголочкой потом

                                                   Потянем тонким острием.

Часики.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз – два» из одного уголка рта в другой.

                                                       Наш веселый язычок

 Повернулся на бочок.

                      Смотрит  влево, смотрит вправо…

Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

  Едем, едем на лошадке

                                                      По дорожке гладкой.

       В гости нас звала соседка

     Кушать пудинг сладкий.

 Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз - два»  поочередно упираться язычком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

                                           

                                                 На качелях я качаюсь

                                                 Вверх – вниз, вверх – вниз.

                                                 Я все выше поднимаюсь

                                                 Вверх – вниз, вверх – вниз.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Дыхание – это энергетическая основа  речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Некоторые согласные звуки требуют энергичного сильного выдоха. Поэтому нужно обязательно учить детей правильному дыханию. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1 - 2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

        Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.

        Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

        

Для развития речевого дыхания полезно:        

      1) Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; дуть на привязанные к ниточке ватные шарики,  разноцветные картонные и бумажные фигурки.

2) Играть на детских музыкальных духовых инструментах.

          3) Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри.

          4) Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному  шарику.

ХОМЯЧОК.

        Попросите ребенка пошмыгать носом, изображая хомячка. Рот при этом остается закрытым. Пусть ребенок положит руку на живот, он должен почувствовать движение стенки живота.

СОБАКЕ ЖАРКО.

        Ребенок должен открыть рот и часто подышать с высунутым языком, изображая собаку. Рука ребенка при этом находится на животе и контролирует его движение.

НАДУЙ ШАРИК.

        Помогите ребенку выбрать удобную позу (сидя, стоя, лежа), рука ребенка на животе. Предложите ребенку сделать глубокий вдох через нос, живот при этом надувается как шарик. Свободный, плавный выдох производится ртом. Живот возвращается в прежнее положение (шарик сдулся).

ФУТБОЛ.

        Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч (лежит на столе перед ребенком). Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол в ворота».

ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА.

        Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки (выдох должен быть длительным и плавным).

ЛИСТОПАД.

        Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясните ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предложите ребенку устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, клиновые, березовые. Учите ребенка узнавать листья деревьев.

БАБОЧКА.

        Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Ребенок должен подуть на бабочку, «чтобы она полетела».

КОРАБЛИК.

        Взрослый и ребенок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно.

ШТОРМ В СТАКАНЕ.

        Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.



Предварительный просмотр:

Упражнения для развития подъязычной уздечки

МАЛЯР

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлышку. Нижняя челюсть не должна двигаться.

ЛОШАДКА

        Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ГРИБОК

        Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу.  Язык - это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то нужно пощелкать язычком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное положение языка.

ГАРМОШКА

        Положение языка, как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот – «играем на гармошке».

БАРАБАН

        Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д – д – д.  Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язычок. Сначала звук д произносить медленно, темп убыстрять постепенно.

ДОТЯНИСЬ ДО НОСА

        Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

Положить широкий язычок между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

ЛОПАТОЧКА

        Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

КИСКА СЕРДИТСЯ

        Улыбнуться, открыть рот. Кончиком язычка упереться в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язычок горкой, на счет «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

УПРЯМЫЙ ОСЛИК

        Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ

        Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком язычка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

ПОСЧИТАЙ НИЖНИЕ ЗУБКИ

        Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком язычка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

КАЧЕЛИ

        Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться язычком то в верхние, то в нижние зубки. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

        

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

        Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

ЛОПАТОЧКА

        Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

ЧАШЕЧКА

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

МАЛЯР

        Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлышку. Нижняя челюсть не должна двигаться.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

        Улыбнуться, открыть рот, языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

ФОКУС

        Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА  Л

ИНДЮК

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

МАЛЯР

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить верхнее небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чаше5чки облизывать верхнюю губу сверху - вниз (можно намазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы, можно оттянуть ее вниз рукой.

КАЧЕЛИ

        Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться язычком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

ПАРОХОД

        Приоткрыть  рот  и  длительно  на одном  выдохе  произносить  звук      

«Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

ПОЙМАЕМ ЗВУК «Л»

        Улыбнуться. Во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».

ПЕСЕНКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Губы в улыбке. Зубами слегка прикусываем широкий кончик языка и поем песенку «ла – ла – ла …». Нижняя губа не должна обтягивать зубы, можно оттянуть ее вниз рукой.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОСТРАНСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(младший дошкольный возраст)

Работу по формированию пространственных представлений необходимо включать во все виды деятельности. Исходным в работе является осознание детьми схемы собственного тела. Большинству из них требуется немало времени, чтобы научиться различать правое и левое.

Знакомство с этими понятиями надо начинать на простом, доступном материале. Например, на правую руку завязать ленту, наклеить яркую точку, букву «П». Для закрепления схемы тела проводятся игры:

  • поднять правую руку, левую руку; постоять на правой  ноге, на левой ноге; потопать правой ногой, левой ногой;
  • коснуться правой рукой левого уха, левой рукой правого глаза и т.д.;
  • можно предложить детям обвести свои руки, затем нарисовать на правой руке кольцо, на левой – часы.

Для определения направлений в пространстве детям предлагается выполнять следующие упражнения:

  • вытянуть в сторону правую руку и перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа, аналогично – слева;
  • стоя в колонне, назвать стоящего впереди, сзади;
  • стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
  • стоя в кругу, сидя на диване, назвать того, кто слева, справа.

Кроме того, используются дидактические игры на фланелеграфе, где дети по инструкции располагают картинки слева, справа, вверху, внизу.

Особенно трудным для детей является знакомство со схемой тела, стоящего напротив (зеркальное отражение). Для решения этой задачи используется следующее упражнение: ребенок, сидящий спиной к детям, поднимает правую руку, остальные, сидя на своих местах, также поднимают правую руку и убеждаются, что ребенок правильно выполнил инструкцию. Не опуская поднятой руки, ребенок поворачивается лицом к детям; они, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном положении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Как организовать логопедические занятия дома»

Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;«Лото» различной тематики (зоологическое, биологи...

Круглый стол для родителей на тему: "Как организовать логопедические занятия дома"

Вы решили заниматься со своим ребенком по заданию логопеда дома. Как это правильно сделать? Какие условия и требования необходимо соблюсти? Ответы на эти вопросы Вам поможет получить данное мероприяти...

Как правильно организовать занятия дома.

Рекомендации для родителей...

Как организовать логопедические занятия дома?

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим  ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может...

Как организовать логопедические занятия дома

Данная консультация поможет родителям организовать логопедические занятия в домашних условиях...

Как организовать логопедические занятия дома

Разработка мастер-класса и справка подтверждение...

Как организовать логопедические занятия дома

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.          Преж...


 

Комментарии

Хорунжая Ольга Николаевна

Это начальный комплекс артикуляционной гимнастики.