Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.
статья (8 класс)

Готовцева Елена Александровна

О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_2.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ

Готовцева Е. А, Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида №486 Департамента образования города Москвы

«Образование должно стать фактором
укрепления здоровья, а не его разрушения
…»
(В.Базарный).

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы 8-го вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование
культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни (Е. И. Торохова, 1999).

Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи. Несмотря на изначально разные материальные возможности у отдельных школьников, их оздоровительно-педагогическое воспитание должно противопоставить философской концепции «бытие определяет сознание» коррекционно-оздоровительный принцип «сознание определяет бытие». Иными словами, выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным.

Именно поэтому специальная (коррекционная) школа 8-го вида должна стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским:трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы 8-го вида (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).
Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.
С позиции здоровьесбережения на уроке просматриваются следующие аспекты.
Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Непосредственно на самом уроке я использую несколько видов учебной деятельности, К ним относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности 7 – 10 минут.
Число использованных мною видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.– не менее трех за урок. Кроме того, в соответствии с гигиеническими нормами применяю технические средства обучения, ИКТ.
Большое внимание уделяю позам учащихся и их чередованию в зависимости от характера выполняемой работы.Необходимо помнить, что нарушения осанки формируется в школе. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя. Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

Ни один урок не проходит без проведения оздоровительных минуток.
За урок я провожу одну-две оздоровительные минутки. Оздоровительные минутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.
Комплексы упражнений состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Время выполнения 1-3 минуты на каждом уроке, после завершения какого-либо этапа.Упражнения выполняются сидя и стоя. Комплексы оздоровительных минуток подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Упражнения проводятся в различных формах: с музыкальным сопровождением, речевой зарядкой, стихотворным текстом и др.
Для пальчиковой гимнастики используем массажные мячики. Игольчатые выступы, воздействуя на активные точки ладоней и пальцев рук, обеспечивают быстрый хороший эффект. Использование массажных мячей в течение 2-3 минут во время урока значительно улучшает кровоток в утомленных мышцах, психо-эмоциональное состояние детей, снимает напряжение, что положительно сказывается на результатах их образовательной деятельности.
Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя имеется множество специальных упражнений и игр

К вопросам здоровья учащихся самое непосредственное отношение имеют вопросы мотивации: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу благоприятно влияют на здоровье учащихся. Таким образом, между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.
Благоприятный психологический климат на уроке. Заряд позитивных эмоций, полученных учениками, говорит о позитивном воздействии школы на их здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т. п. проявления, как со стороны учителя, так и учеников, свидетельствует о преобладании на уроке здровьеразрушающих тенденций.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

Немаловажное значение имеет и то, каким образом будет завершён урок, вовремя ли учащиеся выйдут на переменку, нельзя допускать, чтобы ребята задерживались в классе после звонка. После того, как все ученики покинули помещение класса, в классе открываются окна для проветривания. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Во время перемен дети также находятся под контролем учителей: играют в настольный теннис, в другие подвижные игры, игры по интересам, ролевые игры. Игра – хороший отдых между уроками , они снижают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышает работоспособность. Активный отдых на перемене должен быть произвольным – ребенок сам выбирает игры в соответствии со своими интересами, однако мы ненавязчиво контролируем этот процесс с целью избежания конфликтных ситуаций

Интересная и полезная форма работы с учащимся – проводимые экскурсии по различным тематикам. Перед началом экскурсии обязательно  проводится инструктаж о правилах безопасного поведения в общественных местах. Во время экскурсий учащиеся пополняют свой жизненный багаж новыми положительными эмоциями, узнают много интересного и необычного в привычных вещах.

В нашей школе эффективным активным отдыхом для детей являются общешкольные праздники, конкурсы - они проводятся ежемесячно. С сентября 2012 года наш класс принял самое активное участие во всех проводимых конкурсах: «Мой любимый уголок Москвы», «Наши профессии любимому городу», «История и современность моего района». Ребята готовятся с большим желанием, очень ждут итогов конкурсов: ведь независимо от занимаемого места каждый будет отмечен, награждён. Вся атмосфера праздничная, приподнятая, а это – хорошее настроение.

Становится нормой жизни выполнение правил личной гигиены, применение закаливающих процедур, соблюдение правил техники безопасности в быту и в школе, правил дорожного движения. За последние годы нет случаев травматизма.
Конечно, приобщение к здоровому образу жизни – дело серьезное и необходимое. Эта ежедневная работа, растянувшаяся на годы, требует от педагога душевных сил, творческой энергии, безупречного профессионализма и, конечно же, здоровья. Но вместе с тем – это необычайно благородная и благодарная работа. Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен!

Литература и источники:

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1 – 4 классы. М.,2004.

2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): Практ. Разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.,2005.

3. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.

4. Гладышева О.С. Самообследование готовности школы к сбережению здоровья учащихся и педагогов. Директор школы №6 2010.

5. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. По данным  Института возрастной физиологии РАО около 90% детей и...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Педагог действительно не может «дать» здоровья детям (т.к. есть врожденные заболевания, заболевания, приобретенные в раннем детстве), но он может научить детей быть здоровыми, сохранять свое здоровье ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время (презентация)

Данная презентация рассматривает здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и во внеурочное время....

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время....

Использование здоровьесберегающих технологий по физической культуре во внеурочное время в условиях реализации программы ФГОС

Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой   совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и п...