Конспект урока по предмету Устная речь
план-конспект урока (8 класс) по теме

Готовцева Елена Александровна

Составление рассказа по вопросному плану с опорой на картинку. Тема: "Осенняя прогулка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnaya_rech_osennyaya_progulka_dod.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ УСТНАЯ РЕЧЬ
ТЕМА: «ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА».

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ВОПРОСНОМУ ПЛАНУ С ОПОРОЙ НА КАРТИНКУ.

УЧИТЕЛЬ ГОТОВЦЕВА Е. А.

Предмет: устная речь, 8 класс

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Номер урока по теме: 5.

Цель урока: составлять рассказ по вопросному плану с опорой на картинку.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. учить составлять рассказ по вопросному плану с опорой на картинку;
  2. Расширение и конкретизация представлений о сезонных изменениях в природе.

Коррекционно-развивающие:

  1. Коррекция ориентировки во времени;
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия;
  3. Коррекция психических процессов - памяти, внимания, мышления;

Развитие и уточнение активного и пассивного словаря учащихся,

 Воспитание чувства прекрасного, любви к природе.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры поведения на уроке;
  2. Воспитание умения работы детей в коллективе;

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Уточнение времени года.

3. Уточнение признаков осени.

4. Физкультминутка

5.Составление рассказа по вопросному плану с опорой на картинку.

6. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

На доске запись числа и темы урока.

Наглядный материал: Плакаты-картинки по теме «Осень».

Карточки для словарной работы со словами ОСЕНЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, УРОЖАЙ, ЛИСТОПАД,ТУЧИ, ДОЖДЬ.

Диск с записью сюжетов осенних прогулок в парках, музыкальное сопровождение на тему П. Чайковского «Времена года. Октябрь».

Раздаточный материал: альбомные листы с нарисованными тучами. Цветные карандаши.

ХОД УРОКА

,


Этап урока


Цель этапа урока


Деятельность учителя

Деятельность «сильной» группы учащихся

Деятельность «слабой» группы учащихся


Примечание

1.Оргмомент


















Мобилизация внимания учащихся, коррекция временной ориентировки,

настрой на работу, эмоциональная подготовка, уточнение вида деятельности.












Ребята, у нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать, давайте постараемся и покажем им, как хорошо и красиво вы работаете.

Сядьте правильно, выпрямите спины, поставьте ноги ровно под партой, руки положите на парту, глаза внимательно смотрят на меня, уши внимательно слушают меня.

- Какой сейчас урок?

- Чем мы занимаемся на уроках устной речи?






Учащиеся выполняют инструкцию учителя.





- устная речь






Учащиеся выполняют инструкцию учителя.






Могут показать жестами.









Дается установка: Отвечаем сидя.


.


2. Уточнение времени года










3.Уточнение признаков осени.










































































4. Физминутка

















5. Составление рассказа по вопросному плану с опорой на иллюстрацию.











































































 


6. Подведение итогов урока, оценка учащихся.


Активизация зрительного и слухового внимания

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний

Уточнение временных представлений, количества осенних месяцев;

Название текущего месяца.




Межпредметная связь: уточнение и расширение представлений о сезонных изменениях в природе, в жизни птиц, в трудовой деятельности людей осенью.





Активизация зрительного внимания.

Уточнение и расширение пассивного словаря учащихся.



Активизация зрительного внимания













Активизация знаний  о приметах осени








Активизация

мышления




Уточнение и расширение знаний об осени художественными средствами. Расширение пассивного словаря.





















Снятие интеллектуального напряжения путем смены вида деятельности.














Переключение внимания на учебную деятельность.

Практическое применение знаний, полученных ранее.













- Актуализация чувственного внимания и опорных знаний.


Активизация знаний о пространственной ориентации и практическое применение знаний.







Актуализация логического мышления.



Систематизация, обобщение и проверка усвоенных знаний.

Стимуляция и активизация развития учебной деятельности








Развитие активной речи, активизация  внимания.

Уточнение и расширение пассивного словаря.






Учить самостоятельно, работать, выполнять инструкции учителя










Снятие эмоционального напряжения.

Эмоциональная разгрузка.

Воспитание чувства прекрасного, любви к природе.

Развитие слухового восприятия.












- Отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.


-Сколько месяцев у осени?

-Назовите, пожалуйста, какой сейчас месяц?

- Правильно, какое сегодня число?



-Послушайте ещё одну загадку и отгадайте её:

Опустел наш летний сад,

Паутинки вдаль летят.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришёл?

На доску вывешивается  плакат с приметами сентября.

- Правильно, ребята.

Сентябрь щедрый месяц, Он приносит нам богатый урожай.

На доску вывешивается плакат с изображением сбора урожая: в огороде, в саду, в поле.

- Расскажите мне, чем заняты ребята?

- Вспомните, какие овощи мы складывали в корзину для выставки на конкурс?



- а что делают люди в саду?

-назовите, какие фрукты мы с вами изготовили на уроках труда?


- По лесам гуляет осень,

Краше этой нет поры.

И в лукошках мы уносим

Леса щедрые дары.

Что же это за щедрые дары  мы собираем в лесу?


-Ребята, закончите предложение:

Летом листья у деревьев зелёные, а осенью листья становятся …

-Правильно, ребята, такой период в природе называют золотая осень. Красные, жёлтые, оранжевые листья срываются с веток и кружатся, и летят. Это явление называется…

-Правильно. А почему мы не слышим птичьих голосов осенью?

-Послушайте, как эти явления описала поэтесса И. Токмакова:

Опустел скворечник, улетели птицы.

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня всё летят, летят…

Видно, тоже

в Африку улететь хотят.

-О каком месяце говорилось в стихотворении?

Но вот пройдёт октябрь, и наступит…-

-В ноябре на небе часто появляются …

В ноябре часто идёт дождь, дни становятся …

Люди одеваются…


-А сейчас я раздам вам карточки. Что на них изображено?

Давайте нарисуем одну из примет осени. Что мы будем рисовать?




- Все встали из-за парт, « пойдём» на прогулку:

Иду я по дороге,

Гляжу себе пол ноги,

Вот и лужа впереди,

Нужно лужу обойти.

Можно справа - там забор,

Можно слева – там газон.

Я подумал и решил:

Разбежался и подпрыгнул.

Так я лужу перепрыгнул.

У меня сухие ноги.

Вновь иду я по дороге.

Долго шёл, маршировал

И нисколько не устал.

Раз, два, три, мы уже

Домой пришли.


- Молодцы, мы вернулись с прогулки в класс, давайте продолжим нашу работу на уроке.

-Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них полным ответом.

-Посмотрите внимательно на картину.

-Кого вы видите на картине?


-Давайте назовём детей, дадим им имена.

- Что делают дети?

- Где гуляют Таня и Глеб?


-Какое время года изображено на картине?


-По каким признакам вы определили, что это осень?



- Какая одежда одета на детях?


- Как одета Таня?


- Во что одет Глеб?



- Красиво осенью в парке?

- Какого цвета листья на деревьях?

- Правильно. А что Таня и Глеб держат в руках?

- Где ребята собрали букеты из листьев?

- Почему листья с деревьев оказались на дорожке?


- Правильно, листопад – одна из примет осени.

.-Как вы думаете, какое настроение у Тани и Глеба?

-Как вы догадались об этом?

-Правильно, у Тани и Глеба хорошее настроение.

Была осень. Таня и Глеб вышли на прогулку в парк. Дети одеты тепло. Они радуются хорошей погоде, золотой осени, листопаду. Таня и Глеб собрали красивые букеты из листьев. Они принесут их домой.

-Мы составили с вами рассказ «Осенняя прогулка». А теперь вы будете выходить к доске и самостоятельно рассказывать этот рассказ.

- Глеб иди к доске, начинай рассказывать. А Илья тоже выйдет к доске, возьмёт указку, он будет нам показывать, о чём говорит Глеб.

-Спасибо, Глеб. А теперь Ваня будет рассказывать, а Трифон поможет ему и будет показывать на картине.

- Молодцы, ребята. Составили и рассказали хороший рассказ.

- А теперь давайте представим,

что мы с вами пошли гулять в осенний парк .Давайте посмотрим на экран и послушаем красивую музыку.

 - Понравилась вам наша осенняя прогулка?


- А мне понравилась ваша работа. Что мы сегодня делали на уроке?

- Как назывался наш рассказ?


Учитель характеризует деятельность каждого учащегося и выставляет оценки.

-Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и понравились нашим гостям

-Урок окончен. Давайте попрощаемся с нашими гостями.



- осень


-три


- октябрь

-16 октября

.

\







- это сентябрь


- дети идут в школу

 








- ребята собирают урожай овощей в огороде.

- тыквы, дыни, кабачки


- в саду они собирают фрукты.

- сливы, яблоки, груши.






-грибы и ягоды



- жёлтые



Активно поднимают руки






- листопад.


- птицы улетают на юг.









 это месяц октябрь



- ноябрь


- тучи и идёт дождь

- холодными

-тепло




- тучки


-дождь

Рисуют дождь



Все движения выполняют самостоятельно






Глеб помогает Трифону выполнять упражнения







Дети выполняют инструкцию учителя.




Выполняют самостоятельно



-На картине я вижу детей.

-Их зовут Таня и Глеб.

- Они гуляют.

-Таня и Глеб гуляют в парке.

-На картине изображена осень.



- Листья на деревьях жёлтые.


_- Дети одеты тепло.

 У Тани красная куртка и берет.

- У Глеба синяя куртка с капюшоном.

- Да, красиво.

- Листья жёлтые и красные.

- В руках у детей листья.

- Дети собрали их на дорожке.

- Они упали, потому, что был листопад.



-У детей хорошее настроение.

- Они улыбаются.















Выходит к доске и рассказывает.






Ваня выходит к доске и рассказывает.





Смотрят ролик и слушают музыку.

- Да.



- Мы составляли рассказ.


- Осенняя прогулка.

















Могут показать жестами









Расширяем пассивный словарь учащихся.


На партах у учащихся карточки со словарными словами, которые они показывают соответственно проводимой словарной работе.











Показывают картинки




















Выходят к доске и показывают на плакате.







Могут показать жестами, как падают листья.


Подходят к доске и показывают на плакате соответствующее изображение


Показывают табличку с надписью.

Все рисуют дождь, лужи





Дети с тяжелыми нарушениями моторики выполняют движения с помощью учителя и более сильных учащихся.










Выполняют инструкцию учителя.





 показывают













Показывают







Выходят к доске и показывают сами или с помощью учителя.
























Илья (безречевой) сопровождает показом на картине рассказ своего товарища.

Трифон (безречевой) покзывает указкой.




Смотрят ролик и слушают музыку















Устанавливаем смысловые связи, активизируем речь учащихся.


Запись на доске: число, месяц





Целесообразно провести словарную работу слов ОСЕНЬ
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
УРОЖАЙ

ЛИСТОПАД
ТУЧИ
ДОЖДЬ

с помощью прохлопывания слоговой структуры слов.




В процессе анализа  сюжетов плакатов все учащиеся активно работают у доски.










На доске прикрепляется плакат с изображением листопада и улетающими журавлями.



















Прикрепляется плакат с изображением поздней осени







Прикрепляют свои рисунки к доске.





Речёвка сопровождается и иллюстрируется физическими упражнениями.


Элемент интерактивного обучения: взаимодействие детей.

Помогают друг другу





На доске прикрепляется плакат «Осенняя прогулка»















Учитель активизирует

деятельность безречевых учащихся конкретными инструкциями, обращаясь по имени.



Элемент интерактивного обучения: взаимодействие детей.

Помогают друг другу.






















Контроль учителя при выполнении данного этапа.





Допускается помощь учителя



Просмотр на компьютере слайда «Осенняя прогулка» под Музыку П. Чайковского «Времена года. Октябрь».










Прощание с гостями символизирует окончание урока и начало перемены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету Устная речь "Труд людей весной"

Конспект урока  по предмету устная речь составлен для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы....

Конспект урока по развитию устной речи на тему "Транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай", 3 класс.

По программе Воронковой В. В.Цель урока:обогащение, уточнение и активизация словаря на основе изучения материала по теме урока.Задачи урока:образователные- формирование обобщённого понятия "транспорт"...

Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие и домашние животные.Сравнение", 2 класс школы 8-го вида.

Урок разработан для детей с лёгкой (F 70)  и умеренной (F 71) у.о..На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.Урок сопровождается презента...

Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной»

Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе  на тему:  «Сезонные изменения в природе весной» предназначен для школ VIII вида...

Конспект открытого урока по предмету «Устная речь»

Тема урока: «Весна. Пробуждение природы весной»....

Конспект открытого урока по предмету "Устная речь"

Тема урока: «Весна. Пробуждение». Цель урока: познакомить обучающихся с основными процессами, происходящими весной (признаками данного времени года)...