Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие животные. Медведь.", 3 класс школы 8-го вида.
план-конспект урока по теме

Казакова Наталья Анатольевна

Программа В.В.Воронковой. 

Урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

развития устной речи

на основе изучения предметов

и явлений окружающей действительности.

Класс: 3.

ТЕМА. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ: МЕДВЕДЬ.

Задачи урока.

  1. Образовательные:
  1. совершенствование знаний учащихся о диком животном нашего края – медведе.
  1. Развивающие:
  1. коррекция мышления, внимания, памяти на основе упражнений,
  2. развитие речи учащихся (уточнение, обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи, лексико - грамматического строя речи, связной речи).
  1. Воспитательные:
  1. Воспитание мотивации к учению.

Оборудование

для учителя:

  1. презентация «Дикие животные нашего края: медведь»,
  2. карточки – символы «Где живёт?», «Какого размера?», «Какого цвета?», «Чем покрыто тело?», «Чем питается?»,
  3. динамическое пособие «Медвежья семья»,
  4. карточки со словами «Бурый медведь», «медведь – шатун»,
  5. ленты 2, 3, 5 м;

для учеников: 

  1. карточки для выполнения задания на самоподготовке «Обведи по точкам медведя и раскрась»,

(для детей  с умеренной у.о.- Алла, Саша):

  1. набор карточек «Дикие животные»,
  2. материалы и инструменты для выполнения аппликаций «Медведь около реки», «Медведь в малиннике», «Медведь на дереве»,
  3. части фигуры медведя.

                                 Ход урока.

Ι. Организационный момент.

1. Психологический настрой на урок.

  1. Все у парты ровно встали.

          Улыбнулись, подравнялись.

          Тихо сели за свой стол…

          Начинаем разговор.

- Сейчас у нас урок развития речи, напоминаю, что на этом уроке мы учимся красиво и правильно говорить. Отвечайте на вопросы чётко, полным ответом, только по поднятой руке. Вы знаете, если что-то у вас не получается, я обязательно помогу.

ΙΙ. Повторение изученного материала.

  1. Слайд1 – лес.

На прошлом уроке мы путешествовали с вами по лесу. Все животные спрятались от нас в свои жилища. Но мы научились различать жилища разных животных. Давайте вспомним, как они называются с помощью стихотворения. Перед нами -   лес, в лесу мы часто слышим эхо, поэтому и начнём урок с игры «эхо» – повторяйте за мной, чётко выговаривая каждое слово, если я буду говорить громко, и вы громко повторяйте, если я тихо скажу, и вы тихо повторите.

  1. Ра-ра-ра,

У лисы  в лесу нора.

Слайд 2– лиса в норе.

  1. Во-во-во,

Волк забрался в логово.

Слайд 2– волк в логове.

  1. Ле-ле-ле,

Белочка живёт в дупле.

Слайд2 – белка в дупле.

  1. До-до-до,

Ёжик спрятался в гнездо.

Слайд2 – ёж в гнезде.

- Алла (Саша), кто это?

- Как правильно сказать, чья это нора? (лисья)

- Алла (Саша), кто это?

- Как правильно сказать, чьё это логово? (волчье)

- Алла (Саша), кто это?

- Как правильно сказать, чьё это дупло? (беличье)

- Алла (Саша), кто это?

- Как правильно сказать, чьё это гнездо? (ежовое)

- Как мы называем всех этих животных? (дикие)

- Почему они называются дикими? (живут в лесу, заботятся о себе)

2.  – На прошлом уроке, о каком животном подробно разговаривали? (о еже)

Слайд3 – ёж.

- Алла и Саша, найдите среди картинок картинку ежа.

  1. - Расскажите, что вы узнали о еже с помощью карточек.

                   - Где живёт ёж?

                   - Как называется его жилище, еще раз повторите.

                   - Как зимует ёж?

                   - Какой ёж по размеру?

                    - Чем покрыто тело ежа?

                    - Какого цвета ёж?

                    - Чем питается ёж?    

                 

  1. - А сейчас вспомните, какой рассказ мы составили на прошлом уроке о еже. Расскажите, что вы про него знаете с помощью карточек.

(Ёж живёт в лесу. Это дикое животное. Его жилище – гнездо. Ёж зимой спит. Тело ежа покрыто иголками. Ёж коричнево – серый. Питается это животное насекомыми, мышами, овощами, фруктами, травой.)

ΙΙΙ. Объявление темы, целей урока.

  1. Динамическое пособие  «Медвежья семья».

-  Посмотрите, а это кто? (медведи)

- Алла (Саша), повтори.

- Давайте назовём всех членов этой семьи. (медведь, медведица, медвежонок, медвежата)

- Алла (Саша), повтори.

  1. - Догадались, о ком сегодня будем говорить? (о медведе)

Слайд 4 – медведь.

                   - С помощью этой карточки, скажите, где живёт медведь? (в лесу)

                   - Значит, медведь какое животное? (дикое)

                   - Итак, тема нашего урока: слайд 5«Дикие животные нашего края: медведь».

- Давайте выясним, всё ли вы знаете о медведе. В течение урока с помощью таких же карточек мы создадим план, по которому, в конце урока, составим рассказ о медведе. На доску – карточка «медведь».

- А Алла с Сашей найдут среди всех картинок картинки медведя. (Затем выполняют аппликации – медведь в кустах малины, медведь у реки, медведь на дереве – для дальнейшей коллективной работы).

ΙV. Работа по теме урока.

1.- Вы сказали, что медведь живёт в лесу. А как называется жилище медведя? (берлога)

Слайд 6– берлога медведя.

- Как правильно сказать – чья это берлога? (медвежья)

- Во все времена года медведь живёт в берлоге? (нет, только зимой)

- Правильно, летом и осенью медведь много ест и жиреет. Слайд 7 – медведь летом, осенью.

Уже осенью он готовит себе берлогу. Он уходит далеко вглубь леса, чтобы его никто не побеспокоил зимой. Чаще всего медведь устраивает берлогу около корней упавших деревьев. Слайд 8– корень упавшего дерева. Он натаскивает сюда мох (слайд 9 – мох), еловые ветки (слайд 9 – еловые ветки), чтобы было мягко лежать.  Поздней осенью медведь залегает в спячку. Зимой берлогу засыпает снегом – внутри медведю тепло и уютно. Слайд 10 – берлога зимой. Медведь зимой спит и ничего не ест – он живёт за счёт накопленного летом  и осенью жира.

Обычно говорят, что медведь зимой сосёт лапу и так получает питание. На самом деле это не так. Зимой со ступней медведя (слайд 11 – ступня медведя) сходит старая, грубая кожа, а молодая, тонкая и нежная мёрзнет. Облизывая лапы, медведь согревает кожу горячим языком. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Бывают случаи, когда медведь по каким-то причинам плохо питался летом и мало накопил жира. Тогда медведь зимой не спит, а бродит по лесу в поисках пищи. Слайд12 – медведь -  шатун. Такого медведя называют - «шатун» - он очень злой и опасный...

Динамическая пауза «Ванька – встанька».

- Отдохнём, поиграем в игру «Ванька – встанька», с помощью которой узнаем, знаете ли вы диких животных нашего края. Если вы увидите на экране животное нашего края – присядьте, когда появится животное другой страны – стойте.

Слайды13-23 – слон, лиса, заяц, жираф, крокодил, белка, медведь, белый медведь, тигр, волк, зебра.

2.

                      - Какой медведь по размеру? (большой)

                      - В высоту медведь достигает 2, 3 и даже 5 м. (показ с помощью

                         ленты)                              

                      Слайд 24– медведица с медвежатами.

                      - А медвежата, по сравнению с медведем, какие? (маленькие)

Слайд 25– медвежата.

- Медвежата рождаются в конце зимы в берлоге. И размером они такие же, как небольшие собаки. К весне они подрастают.

3.

                       Слайд 26– медведь с близкого расстояния.

                       - Чем покрыто тело медведя? (мехом)

 

4.

                      - Какого цвета мех медведя?

                      - Мех медведя серо – коричневого цвета. Медведя такой окраски называют бурым медведем.

На доску к слову «медведь» - слово  «Бурый».

5.

 

  1. - А сейчас с помощью картинок (аппликации), которые

приготовили для нас Алла и Саша, выясним, чем питается медведь. Посмотрите на эту картинку, скажите, где стоит медведь? (около речки)

- Как вы думаете, кого он высматривает в  воде? (рыбу)

- Значит, чем питается медведь? (рыбой)

- Правильно. Медведь отличный рыболов. (Слайд27 – медведь ловит рыбу) К тому же он хорошо плавает.

  1. - На этой картинке, где сидит медведь? (в кустах малины)

- Что он делает в кустах малины? (ест малину)

- Медведи очень любят малину и …картинка – черника…что это?

- Как одним словом сказать, что любит есть медведь? (ягоды)

  1. - Рассмотрим следующую картинку. Где  мишка? (на дереве)

- Зачем он заполз на дерево? (за мёдом)

- Мёд медведь так любит, что даже своё название получил из-за мёда: мед-ведь – ведает (знает), где мёд.

  1. - Посмотрите на экран.  Слайд28 – медведь ест траву, корни растений. Что еще ест медведь? (траву, корни)

- Итак, перечислите, чем питается медведь.

- Скажите, всю эту пищу медведь может добыть зимой? (нет)

- Вот поэтому медведи зимой спят. К тому же на своих коротких лапах им очень трудно ходить по глубокому снегу.

V. Закрепление.

1.- Мы всё обсудили для того, чтобы составить рассказ, который как называется? (Бурый медведь.)

- Рассказ составим с помощью картинок. (на доске) Пока мы составляем рассказ, Алла и Саша составят из частей фигуру медведя.

(Дети по-одному произносят предложение к соответствующей картинке. Затем один ученик рассказывает весь текст. После -  один ученик пересказывает рассказ.)

( Бурый медведь.

Медведь живёт в лесу. Это дикое животное. Зимой он спит в берлоге. Медведь большой. Его тело покрыто мехом. Мех медведя коричнево- серого цвета. Питается это животное рыбой, ягодами, травой, корнями растений.)

VΙ. Итог урока.

1.- Я увидела на уроке, что вы многое знаете о медведе, но узнали вы что-то новое, интересное об этом животном?

2.Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.

3. Домашнее задание – обвести по точкам фигуру медведя и раскрасить.

                     



Предварительный просмотр:

1 слайд.

2 слайд. 

3 слайд.

4 слайд.

5 слайд.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ:
МЕДВЕДЬ.

6 слайд.

7 слайд.

8 слайд.

9 слайд.

10 слайд.

11 слайд.

ШАТУН

12 слайд.

13 слайд.

14 слайд.

15 слайд.

16 слайд.

17 слайд.

18 слайд.

19 слайд.

20 слайд.

21 слайд.

22 слайд.

23 слайд.

24 слайд.

25 слайд.

26 слайд.

Медведь.

(Домашнее – дикое)  животное – медведь - живёт в лесу. Это (большой – маленький) зверь. Он очень (слабый – сильный). (Летом – зимой) он спит в берлоге.

27 слайд.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию устной речи на тему "Транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай", 3 класс.

По программе Воронковой В. В.Цель урока:обогащение, уточнение и активизация словаря на основе изучения материала по теме урока.Задачи урока:образователные- формирование обобщённого понятия "транспорт"...

Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие и домашние животные.Сравнение", 2 класс школы 8-го вида.

Урок разработан для детей с лёгкой (F 70)  и умеренной (F 71) у.о..На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.Урок сопровождается презента...

Урок по развитию устной речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида

на уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с видами транспорта: отгадывают загадки, разгадывают кроссворд, беседуют с сотрудником ГИБДД...

Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной»

Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе  на тему:  «Сезонные изменения в природе весной» предназначен для школ VIII вида...

Урок по развитию устной речи в 6 классе с умеренной умственной отсталостью :"Кошкин щенок"(для коррекционных школ VIII вида)

Комбинированный урок п развитию речи и чтению на котором дети 8 вида с умеренной умственной отсталостью вспоминали и закрепляли понятия о домашних и диких животных;глобально читали выдержки из стихотв...

Конспект урока по развитию устной речи и окружающему миру для учащихся 2 класса на тему "Фрукты"

Конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...

Конспект урока в 1 классе по развитию устной речи. Тема: Дикие животные. Лиса.

Конспект урока для учащихся 1 класса с ОВЗ (VIII вида)Цели:Образовательные: Закреплять понятия о диких животных на основе знакомства с лисой; познакомить с особенностями внешнего вида лисы, систематиз...