МОДЕЛИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИИ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
методическая разработка по теме

Куркова Любовь Анатольевна

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИИ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР.

1   . Использование моделирования на основе описательного рассказа.

2   . Методика Смольниковой Н.Г. и Венгера Л.А. в обучении связной речи детей с ОНР.

3   . Методика Ткаченко Т.А. "Использование схем в составлении описательных рассказов".

4   . Методика Воробьевой В.К. "Обучение детей описательно-повествовательной речи с использованием моделирования".

5   . Методика Глухова В.П."Обучение рассказыванию детей с ОНР".

6   . Анализ программы Т.И.Гризик, Тимощук Л.Е. "Развитие речи детей 5-6 лет"(Из детства в отрочество) и программы "Коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР 5-6 лет" Т.Б. Филичевой , Г.В.Чиркиной.

ВЫВОД

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИИ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР.

1   . Использование моделирования на основе описательного рассказа.

2   . Методика Смольниковой Н.Г. и Венгера Л.А. в обучении связной речи детей с ОНР.

3   . Методика Ткаченко Т.А. "Использование схем в составлении описательных рассказов".

4   . Методика Воробьевой В.К. "Обучение детей описательно-повествовательной речи с использованием моделирования".

5   . Методика Глухова В.П."Обучение рассказыванию детей с ОНР".

6   . Анализ программы Т.И.Гризик, Тимощук Л.Е. "Развитие речи детей 5-6 лет"(Из детства в отрочество) и программы "Коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР 5-6 лет" Т.Б. Филичевой , Г.В.Чиркиной.

ВЫВОД

 

ВВЕДЕНИЕ

Моделирование- это прием, где используется применение схем. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

Модели и схемы используются для развития функции рассказывания у детей с ОНР. Этот прием помогает детям логически мыслить, логически строить свои высказывания, а также развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам.

1§.Использование моделирования на основе описательного рассказа ( методика Кондратьевой Н., Сомковой О.).

Рассмотрим использование моделирования на основе описательного рассказа. Основу описательного рассказа о явлениях природы, о животных, растениях составляют конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассматривания предметов на занятиях, в повседневной жизни. Однако чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям:

- во-первых, чтобы научились осознанно и самостоятельно обследовать объект(внимательно рассматривать , поглаживать, ощупывать, нюхать), с тем чтобы получить разнообразную сенсорную информацию;

- во-вторых, использовать эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину , цвет, форму, пространственное расположение);

- в-третьих, анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа и его внешнего вида и условиями обитания.

Логопед побуждает детей находить наиболее точные, образные слова, выражающие чувство жалости, сопереживания к живому существу, удовольствия, радости.

Описательный рассказ включает в себя называние объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом. Последовательность изложения рассказчик выбирает самостоятельно.

Его творчество может проявляться в отборе фактов, образности характеристик, полноте и своеобразии выражения своего отношения( к растению, животному), в отборе средств языковой выразительности.

Особая сложность для детей с ОНР при составлении описательного рассказа - определение последовательности(плана), воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае логопед использует модель, предметную, предметно-схематическую или схематическую.

На первом этапе более применима предметная модель- набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; мышка ; собака; аквариум с рыбками; человек.

Логопед предлагает отобрать соответствующие картинки на эту тему. Каждый играющий выбирает картинку на свой выбор. Так при помощи предметных моделей формируется умение воспроизводить представления о предмете, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь.

Если дети справляются с заданием придумать рассказ по предметной модели, логопед задачу усложняет. Тем самым предоставляется большая возможность для творчества. В этом случае используются в качестве модели более схематические изображения, имеющие обобщенные значения( предметно- схематическая модель). Скажем, по картинке, на которой нарисована тарелка с молоком, можно рассказать о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду; картинка, изображающая человека с кошкой, может обозначать: кошка живет в доме у человека, человек любит ее, ухаживает за ней.

В отличие от предметной предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений; например, "кошка", "радуга", "человек", "тарелка". Их можно использовать для рассказа о разных объектах(растениях, животных).

И предметная и предметно-схематическая модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с наборами моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами.

Дети будут упражняться в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели. Примером может служить дидактическая игра "Мишкины картинки".

Убедившись, что дети готовы к составлению описательных рассказов(научились по-разному раскрывать значение модели, подбирать яркие речевые характеристики объектов), логопед переходит к занятию.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить детей придумывать связные описательные рассказы.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Учить детей составлять описательные рассказы о птицах: отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним.

2. Уточнить и закрепить представление детей о птицах, обитающих в разных средах(на земле, в воздухе, на воде)и отличающихся друг от друга по внешнему виду, способам передвижения, характеру пищи и способам ее добычи.

3. Формировать умение отражать в рассказе простейшие связи: строение клюва, характер пищи, строение лап, способ передвижения, среда обитания и окраска перьев.

4. Воспитывать умение рассказывать эмоционально и выразительно.

МАТЕРИАЛ: предметные картинки с изображением птиц (курица, ворона, воробей, утка, дятел, цапля, чайка, снегирь); модели для составления описательных рассказов о птицах- карточки с изображением клюва, перьев, лапок, радуги, гнезда, тарелки с ложкой, пустая карточка. Игровой персонаж- Мишка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

наблюдение за птицами в уголке природы или на прогулке; дидактические игры с моделями(см. выше); чтение рассказов В.Бианки, Н. Сладкова, Г. Скребицкого о птицах ; рассматривание картинок с изображением разных птиц вне занятий. Желательно, чтобы картинки отличались разнообразием.

2§. Методика Смольниковой Н.Г. и Венгера Л.А. в обучении связной речи детей с ОНР.

На занятиях по развитию речи(а именно развитие функции рассказывания) используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа(исследование Н.Г. Смольниковой). Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов, словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это может быть геометрические формы: кружок- начало рассказа, прямоугольник- основная часть, треугольник- концовка; функции заместителей детям объясняются Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и , наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно- схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели.

3 §. Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов".

Для детей с ОНР характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.

Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действиям.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения  в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Ткаченко Т.А. предложила обучать детей с ОНР самостоятельному рассказыванию в такой последовательности:

- составление рассказа по демонстрируемому действию;

- по серии сюжетных картинок;

- по одной сюжетной картине;

- на основе сравнения предметов;

- составление описательного рассказа о предметах.

Перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей с ОНР. Данные этапы являются начальными, " пусковыми", наиболее значимыми.

 У детей с ОНР  5-6 лет наибольшие трудности возникают в последнем виде рассказывания. Вот основные из них:

- самостоятельное определение при рассматривании предмета его главных свойств и признаков;

 - установить последовательность изложения выявленных признаков;

- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

В книге Л.Н. Ефименковой " Формирование речи у дошкольников" ( М.: Просвещение, 1985) представлена схема составления рассказа об овощах. Взяв ее за основу, Ткаченко Т.А. несколько изменила символику, увеличила количество пунктов плана рассказа до 6-8, а затем разработала аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных .

Принципы составления и использования схем:

Лист картона размером 45*30 см разделен на 6 квадратов( по количеству характерных признаков предметов или объектов , либо времен года, о которых нужно рассказать).

1.ЦВЕТ .В прямом квадрате нарисована красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешивания понятий цвет-форма.

2. ФОРМА. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная(кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3. ВЕЛИЧИНА. В квадрате нарисованы две игрушки контрастной величины, например, большой и маленькие мячи. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета,  кроме понятия, "большой-маленький", надо использовать понятия "высокий-низкий", " длинный-короткий", "широкий-узкий", "толстый-тонкий".

4. МАТЕРИАЛ. На эту часть листа наклеено 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, пленки "под дерево". Они изображают соответственно металл, пластмассу дерево.

5. ЧАСТИ ИГРУШКИ. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в  рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листком белой бумаги. Причем закрывать нужно только на первых двух занятиях, чтобы в последствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.

6. ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКОЙ. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и др.приемы расширения глагольного словаря детей.

Логопеду не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых, будут использованы все пункты схемы(пирамидка, коляска для кукол). Позже, когда дети хорошо составят схему, можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты( мяч, кукла, мишка).

Рассказы по схемам отличаются у детей с ОНР  и детей массовых групп. Рассказы детей с ОНР на первых порах обучения проще, короче, без ярких элементов и сравнений.

ОПИСАНИЕ  ПРЕДМЕТОВ  ОДЕЖДЫ  

1. ЦВЕТ. В квадрате 3-4 цветовых пятна: красное, желтое, синее ,зеленое.

2. МАТЕРИАЛ. На картон наклеивается 3 кусочка ткани: шерсть, ситец, шелк. Одинаковой формы и размера. Для составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятие по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы дети рассмотрели их, потрогали и запоминали название тканей.

3. ЧАСТИ ОДЕЖДЫ. Изображен сарафан или костюм, все части которого(воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями всех деталей костюма.

4.СЕЗОННОСТЬ ОДЕЖДЫ. В квадрате нарисовано солнце, подснежник, желтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют лето, весну, осень, зиму.

5. ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ОДЕЖДА. Символические изображения мужчина, женщина, мальчик и девочка.

6. ДЕЙСТВИЯ С ОДЕЖДОЙ. Изображена кисть руки с разведенными пальцами.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПОСУДЫ

1. ЦВЕТ. В квадрате 3-4 цветовых пятна.

2. ФОРМА. Начерчены квадрат, круг, прямоугольник. Если дети уже знакомы с объемными формами - на листе изображение цилиндра, шара, и т. п. , дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.

3. ВЕЛИЧИНА. Нарисованы большая и маленькая миски.

4. МАТЕРИАЛ. На картон приклеены кусочки одного размера из фольги , пластмассы и пленки"под дерево". Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора- материалов, которые трудно отобразить на схеме.

5. ЧАСТИ ПОСУДЫ. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают название деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик.

6. ДЕЙСТВИЯ С ПОСУДОЙ. Изображена кисть руки.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными.

4 §. Методика Воробьевой В.К. " Обучение детей первоначальному навыку описательно-повествовательной речи с использованием моделирования".

Воробьева В.К. выделила 3 этапа становления навыка связного говорения, между которыми существует преемственность предусматривающая переход от 1 этапа развития навыка связной речи практическими методами ко 2 этапу- формированию анализа по выявлению смысловых и языковых правил строения текста, а затем к 3- формированию связной речи на основе практического применения правил в коммуникативных ситуациях.

1ЭТАП. РАЗВИТИЕ НАВЫКА СВЯЗНОГО ГОВОРЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ включает приемы:

1. Игры на установление правильного положения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.

2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных картинок.

2ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ , СВЯЗАННЫХ С АНАЛИЗОМ СМЫСЛОВЫХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ СТРОЕНИЯ ТЕКСТА. На этом этапе применяются небольшие по объему тексты цепной и параллельной организации( схематическое изображение отношений между предложениями).

ЦЕПНОЙ ТЕКСТ - смысловая организация предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению по цепочке.

Предметная структура цепного текста изображена графически. При этом применяется МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ содержательной стороны текста, основанный на принципе графической записи структурно- семантических отношений предложений текста.

Модификация графической записи программы была проведена в отношении наполнения ее содержательными компонентами- предметными картинками, отражающими систему предметных значений конкретного текста и являющимися элементами предметно- изобразительного кода внутренней речи.

Для наглядного показа в цепном тексте была принята предметно-графическая схема.

На первом месте- обозначение предмета,

На втором- действие,

На третьем- вновь уже обозначение нового предмета ситуации.

Такое применение схемы создает удобство для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения предложений.

Анализируя то, что получилось, дети с ОНР замечают, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Следовательно детей подводят к выводу, что именно за счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое- рассказ.

Закрепляя найденное правило, детям с ОНР предлагается соединить стрелками красного цвета одинаковые картинки (слова) двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений.

Кроме применения схем Воробьева В.К. предлагает применять с детьми с ОНР такие тренировочные упражнения, на материале которых дети учились бы обнаруживать места разрыва мысли, что подкреплялось аналогией с разорванной цепочкой. Для того, чтобы научить детей с ОНР  находить пробелы, нужно вводить в занятие проблемно-игровые моменты типа: "предложения поссорились", "потерялось одно предложение" и др.

В условиях проблемной ситуации детям необходимо было определить, понятен ли рассказ им. Так с изъятием первого предложения дети с ОНР осознавали его особое значение в тексте, т. к. в нем говорится о главном предмете сообщения и через него дети "входят" в событие.

После того, как дети усвоят характер строения цепного текста, можно переходить к работе над текстом с параллельной организацией. В такой работе применяется такая модель описания, которая одновременно является и программой деятельности детей с ОНР по исследованию свойств самого предмета.

Эта модель включает в себя три части:

 1. перечень символов, обозначающих способ выделения того или иного свойства предмета;

2. объединяет выделенные признаки;

3. изображение самого предмета.

Объем 2 и 3 частей может сужаться или расширяться.

Дети с ОНР  усваивают значения о предмете через сенсорные каналы: зрительное , слуховое, тактильное восприятие. Следовательно, 1 часть модели включает символику: через символ "глаз" дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения; через символ "рука" - фактурные признаки предмета(гладкий, твердый); через символ"рот"- вкусовые ощущения; через символ "ухо"- способы обнаружения предмета.

Для обозначения логических признаков, а именно отнесенность предмета к определенной группе, применяется изображение различных групп предметов(игрушек, животных), которое потом заменяется ?, символизирующим предложения: " К какой группе относится этот предмет?" Признаки – польза – вред (при описании насекомых).

В процессе организации действий по вычленению признаков предмета части графического плана расположены слева направо, а в процессе речевых упражнений с опорой на данную модель- справа налево. В первом случае подобная организация модели обеспечивает анализ ( ребенок осознает обнаружение того или иного признака); во втором случае иное расположение модели описания обеспечивает синтез отдельных характеристик в единое целое описание.

Такую модель можно использовать при разборе текстов с описанием того или иного животного  или явления.

После отгадывания предмета логопед побуждает детей вопросами к дальнейшей деятельности( "по каким признакам догадались, что это белка? барсук?" , "каким образом можно узнать, что зимой у белки шубка пушистая?" - потрогать рукой, "как узнать, что шубка серенькая?" - увидеть глазами), заполняет отдельные ячейки графического плана соответствующими символами и стрелками показывает отнесенность признака к данному предмету.

В случае затруднения в узнавании предмета описания можно предложить детям с ОНР  выполнять эту работу с опорой на картинки(3-4) и предлагается угадать, о каком предмете говорится в рассказе.

Позднее детям предлагается упражнение на самостоятельное составление графического плана к рассказу, прочитанному логопедом. Для этого специально подбираются описательные и описательно-повествовательные тексты, характеризующиеся различной последовательностью описания.

Рассказ читается дважды, после чего детям с ОНР  предлагается выложить картинки-символы в последовательности описания , а затем по ним вспомнить каждый признак предмета.

Развитие умения самостоятельно рассказывать об отдельном предмете или животном предполагает организацию подготовительных действий, в результате которых дети с ОНР  выбирают определенную сумму определителей, служащих основой для последующей речи. Например, прежде чем заставлять ребенка описывать предмет, ему предлагается найти фишки, обозначающие цвет, форму, величину. Так, при описании белки ребенку предварительно предлагается найти среди фишек разного цвета ту , которая обозначает цвет белки( рыжий-серый); для описания формы -выбрать ту или иную геометрическую фигуру(похожа на шарик); для описания фактуры выбирается среди разного материала кусочек меха(пушистый); для описания функционального признака "чем питается "- изображение шишки, гриба и т. д. В результате таких действий полностью заменяется графа признаков.

3 ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ В КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЯХ. Основная задача этого этапа- научить детей с ОНР  строить цельные и связные рассказы = это реализовывается через систему коммуникативно-речевых упражнений, построенных по принципу от "простого к сложному".

3 ГРУППЫ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1. предполагает формирование умения составлять рассказы на основе готового предметно-графического плана,

2. упражнения на развитие замысла, в связи с чем детям предлагается составлять  рассказы по частично заданной логопедом программе,

3. обучение составлению связных сообщений самостоятельно.

Внутри каждой группы намечена последовательность в нарастании степени самостоятельности и в усложнении самого дидактического материала, так типология речевых упражнений первой группы включает составление рассказов по готовому предметно-графическому плану:

а). с введением детей в типовую ситуацию(программную);

б). с введением в нетипичную ситуацию.

Вторая группа заданий предусматривает развитие прогнозирующих действий в процессе составления рассказа, догадки на основе данного. Основным принципом в формировании замысла является принцип поэтапного введения недостающих элементов события: вначале детям предлагается на основе предметно0грфического плана угадать недостающий предмет(один пустой квадрат), затем целое горизонтальное звено(предложение), а затем несколько звеньев(серию предложений).

Выполнение заданий 3 группы тренирует умение детей с ОНР самостоятельно связно рассказывать с опорой на графический план. Эта группа включает такие задания, как самостоятельное рассказывание по сюжетной картинке, самостоятельное составление рассказа по заданной теме. В силу того, что самостоятельное рассказывание затрудняет детей с ОНР , можно обратиться к ориентировочным карточкам, на которых был записан порядок действий по составлению связных рассказов различной смысловой структуры.

5  §. Методика Глухова В.П. «Обучение рассказыванию детей с ОНР».

Глухов В.П. предлагает в обучении рассказыванию использовать ДЕТСКИЙ РИСУНОК. После разбора текста по вопросам логопеда детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего дети самостоятельно составляют рассказ на фрагмент произведения на основе своего рисунка.

Также Глухов В. П. предлагает применять "ИЛЛЮСТРАТИВНОЕ ПАННО" с красочным изображением обстановки, и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Такие "опорные" объекты располагаются на картинке-панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа последовательности. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Демонстрационное панно можно использовать для разбора произведений, иллюстрирования ребенком рассказа, в том числе и составляемого и другими детьми, а также для обучения планированию рассказа путем моделирования действий персонажей. В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов.

Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных звеньев рассказа.

Перечисленные методические приемы достаточно просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР. Также применяются и такие задания ,как:

- составление рассказов по сериям картинок с изображением отдельных"ключевых" моментов действий;

- с пропуском какого-либо звена (серии картинок "Умный ежик", "Зайчатки и уточки"- по сюжетам Н.Раулова, сюжетные серии из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).

ВЫВОД

Несформированность связной речи детей с ОНР  отрицательно сказывается на речемыслительной деятельности в целом. Поэтому поиск специальных методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания этих детей.

В соответствующей литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по обучению умениям и навыкам построения связной речи детей с ОНР .

Среди умений и навыков детей с ОНР пристального внимания заслуживают умения и навыки связной речи., поскольку степенью их сформированности в значительной мере предопределяются возможности дальнейшего развития ребенка и объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли(С.Л. Рубинштейн) и вместе с тем средством сообщения социальной связи и воздействия на окружающих(Л.С. Выготский).

Определяя пути и методы экспериментального обучения дошкольников с ОНР  умениям и навыкам связной речи можно опираться на методы и приемы логопедической работы, которые знакомят дошкольников с ОНР  с правилами строения описательного текста.

Одним из таких приемов является моделирование. Этим вопросом занимались: Воробьева В. К., Ткаченко Т. А. , Глухов В. П. ,др.

Моделирование повышает уровень связной речи у детей с ОНР , а также развивает умение оперировать представлениями, комбинировать их , создавая новые образцы и выражая свое отношение к ним. Основу формирования связной речи у детей с ОНР  в процессе логопедических занятий составляет высказывание, которое является единицей речемыслительной деятельности.

Т. К. на логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности, то в процессе выполнения заданий дети с ОНР  обучаются создавать особые речевые  конструкции: различные виды рассказов.

Все это происходит с помощью применения различных опорных схем, моделей. Эти приемы помогают детям более быстро проанализировать, обобщить , сгруппировать материал , а также сравнить или сопоставить некоторые моменты речи и быстро понять и запомнить изучаемый материал.

Использование схем при составлении описательных рассказов облегчает дошкольникам логопедических групп с ОНР  овладение этим видом связной речи.

Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Различные модели и схемы можно использовать не только для составления описательных и повествовательных рассказов , но и для сравнительных рассказов, придумывании загадок о предметах, а также в обучении детей с ОНР самостоятельной постановке вопросов.

6 §. Анализ общеобразовательной программы Т. И. Гризик Тимощук Л.Е. "Из детства в отрочество" и программы "Коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР

Т. Б. Филичевой и Чиркиной Г. В.

Авторы общеобразовательной и коррекционной программ считают, что развитию связной речи должно отводиться одно из ведущих мест в процессе развития ребенка.

В двух программах даны характеристики речи детей 5-6 лет, но они отличаются друг от друга.

При нормальном развитии ребенок много рассказывает взрослым. Эти рассказы большие по объему, относительно стройны, и связны. Эта возрастная характеристика нормально развивающихся детей отличается от речевого развития детей с ОНР . При нормальном развитии дети могут слушать, задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным.

В монологе у детей с нормальным речевым развитием формируются зачатки аналитико-синтетической работы по построению связного высказывания. Чего не наблюдается у детей с ОНР.

Дети с ОНР  не умеют составлять рассказы с опорой на картинку , на их серии, на заданный план. Дети часто перечисляют предметы, действия, упускают главное в содержании, затрудняются в логической последовательности.

Изучив две программы , можно сказать, что они похожи тем, что в них рекомендуется в начале учебного года проводить специальное обследование всех сторон устной речи, в том числе и связной.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ по программе "Из детства в отрочество".

-Ребенку предлагается разложить 3 картинки в правильной последовательности развития событий;

- Ребенку предлагается составить по картинке рассказ.

Если рассказ у ребенка не получается, то нужно задать вопросы так, чтобы он отвечал развернутой речью.

После обследования подводятся итоги, определяют уровень развития речи детей:

- соответствует норме;

- ближе к возрастной норме;

- не соответствует норме.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ по коррекционной программе:

Составление рассказа по картине и серии картин- сначала выясняется понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов, затем дается план, по которому он должен составить рассказ.

Составление рассказов-описаний и из собственного опыта- задается ряд предварительных вопросов:

- что тебе подарили на день рождения?

- как называется эта машина?

- из чего она сделана?

- какого она цвета и размера?

В зависимости от уровня развития речи составляется тематическое планирование. В программе "Из детства в отрочество"развитие связной речи идет параллельно с другими сторонами речи и лишь 1 раз в неделю проводятся отдельные занятия по развитию связной речи.

В отличии от программы "Из детства в отрочество" по программе Филичевой Т. Б. Чиркиной Г.В. занятия по развитию связной речи проводятся отдельно от других сторон речи(см. ниже в таблице).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ

1 период   6-7 занятий

Составление простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке; усвоение навыка составления рассказа

2 период  12 занятий

Составление коротких рассказов по картинке, серии картинок, рассказов-описаний, пересказов

3 период  33 занятия

Закрепление навыка составления рассказов по картинке, серии картинок с элементами усложнения(дополнения эпизодов, изменение начала, конца рассказа); составление рассказа с использованием ранее отобранных синтаксических конструкций

В "коррекционной программе обучения и воспитания детей с ОНР" выделяются следующие задачи по развитию связной речи:

- обучение детей самостоятельному высказыванию ;

- учить детей в логической последовательности излагать содержание картин или их серий;

- учить детей составлять рассказы-описания.                      

ВЫВОД

Среди умений и навыков детей с ОНР  пристального внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку степенью их сформированности в значительной степени предопределяются возможности дальнейшего развития ребенка и приобретение им знаний.

Определяя пути и методы экспериментального обучения дошкольников с ОНР  умениям и навыкам можно опираться на методы и приемы логопедической работы, которые знакомят дошкольников с  ОНР  с правилами строения рассказа.

Одним из таких приемов является моделирование. Моделирование повышает уровень связной речи у детей с ОНР , а также развивает умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы и выражая свое отношение к ним.

В процессе выполнения заданий дети с ОНР  обучаются создавать различные виды рассказов. Все это происходит довольно быстро с помощью применения различных опорных схем, моделей. Эти приемы помогают детям более быстро проанализировать, обобщить, сгруппировать материал, а также сопоставить или сравнить некоторые моменты речи и быстро понять и запомнить то, что будет рассказывать.

Использование схем при составлении рассказов заметно облегчает овладение рассказыванием у дошкольников с ОНР. Наличие зрительного плана в виде моделей делает рассказы четкими, последовательными, связными, полными.

Анализируя и сравнивая программы: "Из детства в отрочество" и "Коррекционную программу по обучению и воспитанию детей с ОНР" мы сделали вывод, что в них есть общее и различное.

Общее в программах то, что в обоих случаях уделяется внимание развитию связной речи. А также проводится в начале учебного года специальное обследование устной речи и по результатам обследований строится тематическое планирование.

Но количество часов по развитию связной речи в программах разное. В "Коррекционной программе обучения и воспитания детей с ОНР" отведено больше часов на развитие связной речи почти в два раза.

В  отличии от программы "Из детства в отрочество"  в логопедической программе занятия по развитию связной речи проводятся отдельно от занятий по развитию других сторон речи.

Структура и задачи программ также не схожи. В логопедической программе  обучение строиться с учетом развития ребенка, т. е. так как дети с ОНР , то материал подбирается более простой и понятный ,чем для детей в нормальных детских садах. Материал усложняется по мере его усвоения . Темп развития связной речи в логопедической группе медленнее, чем в простой группе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...

« Использование наглядного моделирования (декодирования) в развитии связной речи у детей с ОНР и ЗПР»

Успешное обучение в школе предполагает понимание обращённой к ребёнку речи, умения связно излагать свои мысли и суждения. В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда мож...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ...

Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ...