Программа по адаптивной физкультуры для учащихся с проблемами в развитии
рабочая программа по теме

     В данной программе по АФК отражены образовательные, оздоровительные коррекционно-компенсаторные и воспитательные задачи. Программа предусматривает обучение школьников с 1 по 9 класс элементарно жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, и составлена с учетом физических, психических и интеллектуальных возможностей учащихся, с учетом уровня их знаний, умений и навыков, Разноплановые физические упражнения, представленные в данной программе, способствуют моторно-волевому развитию личности школьников, социализации и интеграции в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_o.r._1-9_kl.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Пояснительная записка

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы коррекционного образовательного учреждения VIII вида. В нашей школе обучаются дети с множественными сочетанными дефектами в развитии. Эти дети относятся к группе обучающихся по программе «Адаптивная физическая культура» и занимаются в классах под названием «Сложная структура дефекта». В эту группу обучающихся входят и дети с ранним детским аутизмом (РДА).

Клинические и психолого-педагогические исследования показали, что у таких детей возникают проблемы с пониманием значения информации. Воспринимая информацию  дети, страдающие РДА, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Например: они не извлекают такие главные признаки, как правила, они не понимают значение того что видят и слышат. Особенно затруднено понимание экспрессивных жестов, которые они сами не используют. Им так же сложно понять эмоциональные высказывания людей. Выше перечисленные отклонения показывают, что у детей с РДА низкий уровень психомоторики. В двигательной сфере отмечается медленное формирование контроля двигательных действий, трудности формирования пространственной ориентировки, становления их целенаправленности и координированности, трудности зрительно-моторной координации, нарушение развития крупной и мелкой моторики. У детей младшего школьного возраста не сформирована двигательная база, т.е. нет достаточного объема двигательных действий.

     На сегодняшний день не существует стандартной программы по АФК.

     В данной программе по АФК отражены образовательные, оздоровительные коррекционно-компенсаторные и воспитательные задачи. Программа предусматривает обучение школьников с 1 по 9 класс элементарно жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, и составлена с учетом физических, психических и интеллектуальных возможностей учащихся, с учетом уровня их знаний, умений и навыков, полученных ранее.

     Разноплановые физические упражнения, представленные в данной программе, способствуют моторно-волевому развитию личности школьников, социализации и интеграции в обществе.

Предлагаемая программа по адаптивному физическому воспитанию ориентируется на решение следующих целей и задач.

Цель программы:

  1. Обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьников со сложной структурой дефекта средствами адаптивной физической культуры.
  2. Развитие и совершенствование  физических и психофизических способностей.

3. Активизация процесса социальной адаптации учащихся со сложной структурой дефекта средствами адаптивного физического воспитания.

Задачи программы

Образовательные задачи:

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3.  Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4.  Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

  1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
  2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
  3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
  4. Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

  1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
  2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
  3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
  4. Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
  5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,   плоскостопия).
  6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
  1. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
  2. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
  2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
  3. Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.
  4. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

Средства, используемые при реализации программы:

  1. физические упражнения;
  2. корригирующие упражнения;
  3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
  5.  наглядные средства обучения.

Разделы программы:

  1. Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие  упражнения.
  2. Двигательные умения и навыки.
  3. Подвижные игры и элементы спортивных игр.

Краткое содержание программы:

В  I раздел программы вошли:

- «Основы знаний» - общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока при изучении того или иного материала.

- «Общеразвивающие  упражнения» - упражнения без предметов и с предметами: г/палкой, с малым мячом, со средним-большим мячом, с г/обручем, с набивным мячом.

-  «Корригирующие упражнения»  специально подобранные  упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.

Во II раздел программы вошли основные двигательные умения и навыки:

- различные виды построений и перестроений;

- различные виды бега, прыжков;

- упражнения в бросках, ловле, метании,  переноске  и передаче предметов;

- упражнения в равновесии, лазанье, перелезании, подлезании;

- элементы художественной гимнастики с предметами (г/мячом, г/обручем, г/лентой);

- упражнения на тренажерах, которые  направлены для тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем, для профилактики кардиореспираторных заболеваний и гармоничного физического развития учащихся.

III важнейшим разделом программы являются игры, включающие в себя, как подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, так и игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно-моторной координации, игры, направленные на совершенствование функции дыхания, а также элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, хоккей на полу,  пионербол, бочче).

Контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся должен быть обязательным. Для этого необходимо дважды в год (сентябрь, май)  проводить контрольное тестирование, начиная со второго класса, по следующим видам упражнений:

Тесты для учащихся  2 – 4 классов:

Тест  №1   Приседания (кол-во раз за 30 секунд)

Тест  №2    Упражнение на пресс: поднимание туловища из положения лежа в положение сидя с  поддержкой ног (кол-во раз за 30 секунд)

Тест  № 3     Прыжки на месте на двух ногах (кол-во прыжков за 30 секунд)

Тесты для учащихся 5 – 9 классов:

Тест  №1     Приседания (кол-во раз за 30 секунд)

Тест  №2     Бросок набивного мяча из исходного положения стоя (вес мяча 1- 2 кг)

Тест  №3     Упражнение на пресс: поднимание туловища  из положения лежа в положение

                     сидя с поддержкой ног (кол-во раз за 30 секунд)

 Тест  №4    Прыжок в длину с места толчком двух ног

Важное значение  имеет внеклассная и внешкольная работа по АФК. Это участие  детей в школьных спортивных праздниках и спортивных фестивалях по программе Специальной Олимпиады.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО АДАПТИВНОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 1-9 КЛАССОВ  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

№ п/п

Разделы программы

1 класс

2 класс

3 класс

4  класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.


39


38



38


38


28


28


28


22


22

2.


Двигательные умения и навыки.


36


38


38


38


45


45


45


43


43


Подвижные игры и элементы спортивных игр.


24


26


26


26


32


32


32


40


40


Итого часов:


99


102


102


102


105


105


105


105


105

1 класс  (99 часов)

1 Раздел:  Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.

Основы знаний:

  1. Формирование понятий названий частей тела (рука, нога, голова, туловище).
  2. Форма одежды для занятий АФК.

Практический материал

Общеразвивающие и коррекционно-развивающие  упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Основная стойка. Стойка – ноги на ширине плеч. Положение рук вниз, в стороны, вперед, на пояс, за голову, за спину.

Общеразвивающие упражнения: без предметов на месте и с предметами (г/палка, средний мяч).

Упражнения на дыхание: Правильное глубокое дыхание без упражнений (учение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха в И.П. стоя, сидя, лежа). Дыхание по подражанию: «понюхать цветок» - вдох; «дуем на кашу» - выдох.

Упражнения на осанку: Упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения у г/стенки; удерживание мешочка на голове, стоя у стенки.       

Упражнения для профилактики плоскостопия: Сидя («каток», «хождение на носках», хождение на пятках», «серп»); ходьба приставными шагами по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на общую и мелкую моторику: С  массажными мячами-ежиками  большого размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания); с гимнастическими палками (скольжения, переставления рук, повороты); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, катание вдоль гимнастической скамейки, броски в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, удары в стену; удары об пол).

2 Раздел:  Двигательные умения и навыки.

Построения и перестроения:    Построения в одну шеренгу в нарисованных кружках. Построение в колонну по одному с помощью учителя. Перестроение в круг, взявшись за руки.

Ходьба и бег: Ходьба по следовой дорожке. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба приставным шагом по начерченной линии правым и левым боком. Ходьба друг за другом приставным шагом  с соблюдением интервала. Свободный бег.

Прыжки: Подпрыгивание на месте на двух ногах. Спрыгивание с высоты 10 – 20 см.

Броски, ловля мяча и передача предметов: Произвольные броски малого мяча правой (левой)  рукой. Правильный захват среднего мяча руками. Выполнение основных движений с удержанием мяча. Катание мяча по полу друг другу. Подбрасывание мяча вверх.  Переноска кубиков, кеглей, мячей и других мелких предметов поочередно (поднимание и опускание предметов). Передача флажка, мяча, палки в шеренге.  

Равновесие:  Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см.  Движения руками в стойке.

Лазание, перелезание, подлезание: Ползание на четвереньках по полу в медленном темпе. Подлезание под шнур высотой до 60 см. Передвижение вправо, влево по нижней рейке г/стенки. Перелезание через г/скамейку и мягкий модуль с опорой на руки. Пролезание в  малые и средние обручи и в мягкий модуль-тоннель.

   3        Раздел:  Подвижные игры и элементы спортивных игр.

            Подвижные игры:

Коррекционно-развивающие игры: «Пойдем на прогулку», «Пойдем в гости», »На праздник», «Солнышко – дождик», «Доползи до погремушки», «Паровоз», «Обезьянки».

 Игры с бегом и прыжками: «Беги к флажку», «Возьми ленточки», «Найди свой домик», «Зайцы», «Поймай комара», «Сорви шишку».

 Игры с мячом: «Мячики»,  «Догони мяч», «Мой веселый звонкий мяч», «Попади в ворота».

Основные,  предполагаемые  требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

 Знания: 

1. Иметь представление о схеме тела (рука, нога, голова, туловище).

  Название частей тела (рука, нога, голова, туловище).

Умения:

1. Переходить парами из класса в спортзал.

2. Строиться в одну шеренгу в кружках.

3. Ходить по начерченной линии приставным шагом.

4. Уметь выполнять движения руками в стойке.

2  класс  (102 часа)

1 Раздел:  Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.

Основы знаний:

  1. Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.
  2. Форма одежды для занятий АФК.

Практический материал

Общеразвивающие и коррекционно-развивающие  упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища,  выполняемые на месте. Круговые движения руками в И.П. руки к плечам.

Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, малый обруч).

Упражнения на дыхание: Правильное глубокое дыхание без упражнений (учение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха в И.П. стоя, сидя, лежа). Дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», сдуть пушинку»).

Упражнения на осанку: Упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); удерживание мешочка на голове с различными положениями рук.

Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно»); ходьба на месте, не отрывая носки от пола; ходьба лицом вперед по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на общую  и мелкую  моторику: С  массажными мячами-ежиками различного размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания); с гимнастическими палками  (скольжения, переставления  рук, повороты, вращения); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание над собой  и ловля, броски в стену и ловля после отскока от пола); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание  двумя руками и ловля с отскоком от пола, удары в стену и ловля после отскока от  пола; удары об пол и ловля).

2 Раздел:  Двигательные умения и навыки.

  Построения и перестроения:     Построения в одну  шеренгу, равнение по черте. Построение  в колонну  по одному, равнение в затылок. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки.

     Ходьба и бег: Ходьба по линии в колонне по одному. Ходьба на носках. Ходьба по кругу, взявшись за руки. Ходьба по следовой дорожке. Бег в колонне по одному по начерченной линии. Чередование бега с ходьбой.

    Прыжки: Прыжки на двух ногах на месте. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по разметке. Подпрыгивание вверх толчком двух ног с доставанием предмета. Спрыгивание с высоты 20 – 30 см.

   Броски, ловля мяча и передача предметов:  Произвольные броски малого мяча правой (левой) рукой на дальность. Передача мяча из рук в руки.  Передача мяча в шеренге. Катание мяча друг другу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскока от пола. Передача и переноска предметов (флажков, мячей, палок).

Равновесие:  Ходьба по начерченной линии.  Ходьба по доске,  положенной на пол, приставными шагами с помощью. Стойка на одной ноге, другая согнута в колене (поочередно меняя ноги, выполнять со страховкой).

Лазание, перелезание, подлезание: Ползанье на четвереньках по полу в медленном темпе. Лазанье вверх-вниз  по г/стенке приставным шагом с помощью. Подлезание под  препятствием на четвереньках (стойки, г/козел). Пролезание через обруч, стоящий вертикально и в мягкий модуль-тоннель. Перелезание через препятствие высотой до 70 см с опорой на руки.

   3        Раздел:  Подвижные игры и элементы спортивных игр.

Подвижные игры:  Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Море волнуется», «Сбор овощей», «Найди свой цвет», «Не урони мешочек», «Ловкие ручки».

Игры с бегом и прыжками:  «Беги к флажку», «Поймай бабочку», «Наездники».

Игры с мячом: «Догони мяч»,  «Попади в ворота», «Мой веселый звонкий мяч».

Основные,  предполагаемые  требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Знания: 

 1. Название частей тела (рука, нога, голова, туловище).

 2.  Правила поведения  в спортивном зале.

Умения:

1. Надевать спортивную форму с помощью.

2. Строиться по начерченной линии.

3. Ходить в колонне по одному.

4. Прыгать на двух ногах на месте.

5. Ползать на четвереньках по полу в медленном темпе.

6. Выполнять простейшие ОРУ и корригирующие упражнения с помощью.

7. Выполнять игровые задания индивидуально.

3  класс  (102 часа)

1 Раздел:  Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.

Основы знаний:

  1. Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.

2. Влияние физических упражнений на формирование правильной осанки школьника.

3. Знакомство с инвентарем.

Практический материал

Общеразвивающие и коррекционно-развивающие  упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища,  выполняемые на месте. Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, малый обруч).

Упражнения на дыхание: Согласование дыхания с различными движениями. Дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», сдуть пушинку»).

Упражнения на осанку: Самостоятельное принятие правильной осанки  стоя, сидя, лежа. Упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); удерживание мешочка на голове с различными положениями рук.

Упражнения для профилактики плоскостопия: Сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик»); ходьба на месте, не отрывая носки от пола; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп

Упражнения на общую  и мелкую  моторику: С массажными мячами-ежиками различного размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания), с гимнастическими палками (переставления рук, повороты, вращения, подбрасывание и ловля); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание над собой  и ловля с отскоком от пола, броски в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя руками, произвольные удары в стену в квадраты; удары об пол одной рукой); набивные мячи –1 кг (удерживание  на груди 30 сек, ходьба с мячом в руках).

2 Раздел:  Двигательные умения и навыки.

  Построения и перестроения: Построение в шеренгу, в колонну. Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «Стой!» по словесной инструкции. Повороты на месте по ориентирам с помощью.    

     Ходьба и бег: Ходьба с высоким подниманием бедра. Ходьба в колонне с различными движениями рук: на пояс, вперед, в стороны, вверх, за голову. Бег в колонне по одному. Быстрый и медленный бег.

    Прыжки: Прыжки на одной ноге на месте. Прыжки в длину с мест толчком двух ног с пола на мат. Спрыгивание с высоты 20-30 см. Прыжки в глубину. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур.

   Броски, ловля мяча и передача предметов:  Броски малого мяча правой (левой) рукой из-за головы в стену. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Передача большого мяча в колонне над головой. Сбивание большим мячом предметов: кубики, кегли. Передача  предметов: флажки, мячи, палки и переноска  их  на расстояние 10 м.

Равновесие:  Стойка на одной ноге на полу,  другая согнута в колене со страховкой (поочередно меняя ноги). Ходьба по  г/скамейке приставными шагами со страховкой. Ходьба по  г/скамейке прямо с помощью.

 Лазание, перелезание, подлезание: Ползанье на четвереньках по г/скамейке, захватывая кистями рук края скамейки. Лазанье вверх-вниз по г/стенке,  не пропуская рейки,  с поддержкой. Передвижение по г/стенке в сторону приставным шагом. Переползание  через препятствии высотой до 80 см на животе (г/скамейка, г/конь). Подлезание под препятствия  высотой до 40-50 см. лежа на животе.  Пролезание через г/обруч. Пролезание  на животе в модуль-тоннель. Перешагивания через предметы высотой 15-20 см (кубики, кегли, набивные мячи).

   3        Раздел:  Подвижные игры и элементы спортивных игр.

Подвижные игры: Коррекционно-развивающие игры:  «Порядок и беспорядок», «Подбеги к своему предмету», «Найди предмет», «Не урони мешочек», «Запрещенное движение».

 Игры с бегом и прыжками: «Совушка», «Сбор овощей», «Птичка-невеличка», «Кто быстрей?».

Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков», «Не урони мяч», «Мой веселый звонкий мяч», «Попади в ворота».

Основные,  предполагаемые  требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Знания:

1. Правила поведения  на уроках АФК.

2. Требования, предъявляемые к одежде для занятий.

Умения:

1. Надеть спортивную форму с помощью.

2. Строиться в шеренгу; перестраиваться из одной шеренги в круг; выполнять команды: «Становись!», «Разойдись!».

3. Ходить и бегать в медленном темпе в колонне по одному.

4. Прыгать  на месте на одной ноге; спрыгивать с высоты 10-15 см.

5. Бросать малый мяч правой (левой) рукой; передавать мяч в шеренге;

6. Передвигаться  по г/стенке в сторону приставным шагом.

7. Выполнять ОРУ и корригирующие упражнения с помощью и  по показу учителя.

8. Выполнять игровые задания индивидуально.

4   класс  (102 часа)

1 Раздел:  Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.

Основы знаний:

  1. Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.

2. Правила техники безопасности при выполнении физических упражнений.

3. Название спортивного инвентаря и снарядов.

Практический материал

Общеразвивающие и коррекционно-развивающие  упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища  выполняемые на месте. Сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук. Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, средний обруч).  

Упражнения на дыхание: Правильное дыхание в различных  и.п. сидя, стоя, лежа;  глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию

 ( "понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе.

Упражнения на осанку: Упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой  со страховкой); ходьба с мешочком на голове; ходьба на месте, не отрывая носки от пола; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове, держась руками за рейку гимнастической стенки.

Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик»); сидя: кружение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой. Ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на общую  и мелкую  моторику: С сенсорными набивными мячами разного диаметра  (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой  и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание  двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивные мячи –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).

Упражнения на развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений: построение в шеренгу с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем).

2 Раздел:  Двигательные умения и навыки.

  Построения и перестроения:     Построения в  шеренгу (равнение по носкам). Построение  в колонну  (равнение в затылок). Размыкание на вытянутые руки в колонне с помощью учителя. Размыкание на интервал руки в стороны  в шеренге. Повороты на месте по ориентирам. Выполнение команд: «Шагом марш!», «Класс стой!».

     Ходьба и бег: Ходьба с остановками по слуховому и зрительному сигналу. Ходьба в колонне с различным  положением рук (на пояс, вперед, в стороны, вверх, за голову). Ходьба на носках. Ходьба с перешагиванием через предметы (высотой 10-15 см). Бег в колонне по одному. Быстрый и медленный бег. Бег с изменением направления за учителем.

    Прыжки: Подпрыгивания на месте на двух ногах. Прыжки на одной ноге на месте. Прыжки на  одной ноге с продвижением вперед по разметке. Прыжки в длину с места толчком двух ног. Спрыгивание с высоты 20-30 см. Прыжок в глубину с г/скамейки на мат (с двух ног на две).

   Броски, ловля, метание мяча и передача предметов:  Метание малого мяча с места через натянутую веревку. Метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в горизонтальную цель (круги, квадраты на стене). Подбрасывание волейбольного мяча и ловля его. Передача большого мяча в шеренге, в колонне. Катание большого мяча (футбол) между расставленными предметами. Передача и переноска предметов на расстояние 10 метров  (флажков, мячей, палок, набивных мячей -1 кг).

Равновесие: Стойка на полу  на одной ноге другая согнута в колене (поочередно сменяя ноги).  Ходьба по г/скамейке приставными шагами с различным положением рук (на пояс,  в стороны, вверх). Ходьба по г/скамейке прямо с различными положениями рук.

Лазание, перелезание, подлезание: Лазанье на четвереньках по наклонной г/скамейке попеременным способом. Лазание вверх-вниз по г/стенке попеременным способом. Передвижение по нижней рейке г/стенки в сторону. Перелезание через г/скамейку, мягкие модули с опорой на одну руку. Пролезание и подлезание под препятствия разной высоты (стойки, г/скакалка, г/обручи) и в мягкий  модуль-тоннель. Перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи.

   3        Раздел:  Подвижные игры и элементы спортивных игр.

Подвижные игры: Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Найди свой цвет», «Узнай, где звонили»,  «Аист ходит по болоту».

Игры с бегом и прыжками: «Подбеги к своему предмету», «Собери урожай»,  «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»;  «Сорви шишку», «Цапля».

Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по кругу», «Передача мячей в шеренге и колонне».

Основные,  предполагаемые  требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Знания:

1. Название  простейшего спортивного инвентаря.

2. Понятие о строе, шеренге, колонне.

Умения:

1. Надевать спортивную форму с помощью.

2. Строиться в шеренгу  и в колонну; перестраиваться в колонну по одному.

3. Принимать правильное исходное положение по показу учителя.             

4. Ходить с перешагиванием через предметы;  бегать с изменением направления за учителем.

5. Пролезать в  г/обруч.

7. Удерживать равновесие в положении «стойка на одной ноге».

9. Выполнять игровые задания индивидуально.

5  класс  (102 часа)

1 Раздел:  Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.

Основы знаний:

  1. Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.

2. Гигиенические требования к занятиям АФК (гигиена одежды и обуви).

3. Соблюдать правила простейшие подвижных игр.

Практический материал

Общеразвивающие и коррекционно-развивающие  упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища,  выполняемые на месте. Сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук. Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, средний обруч).  

Упражнения на дыхание: Правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа;  глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию

 ( "понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе,  выполнение вдоха и выдоха через нос.

Упражнения на осанку:  Упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове.

Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик»); сидя: кружение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой. Ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на общую  и мелкую  моторику: С сенсорными набивными мячами разного диаметра  (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой  и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание  двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивные мячи –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).

Упражнения на развитие точности и координации  движений: построение в шеренгу с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем);  несколько поворотов подряд по показу.

 

2 Раздел:  Двигательные умения и навыки.

  Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью. Размыкание в шеренге и в колонне. Повороты направо, налево с указанием направления.

     Ходьба и бег: Ходьба, начиная с левой ноги. Ходьба на пятках, на носках. Бег в чередовании с ходьбой. Бег в медленном темпе, соблюдая строй.

    Прыжки: Прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами вокруг себя. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в глубину с высоты 50 см с поворотом на45 градусов. Прыжки в длину с шага. Прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки. Прыжки, наступая на г/скамейку.

  Броски, ловля, метание мяча и передача предметов Метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке). Подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его. Высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола. Броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу. Переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.).

Равновесие:  Ходьба по г/скамейке с предметом: флажок, г/мяч, г/палка. Ходьба по г/скамейке с различными положениями рук. Поворот кругом переступанием на г/скамейке. Лазание, перелезание, подлезание: Ползанье на четвереньках по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку. Лазанье вверх-вниз по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек,  с поддержкой. Передвижение по г/стенки в сторону. Подлезание и перелезание под препятствия разной высоты: мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д. Пролезание в модуль-тоннель. Перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи.

 Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – удержание мяча на двух руках перед собой на ладонях; передача мяча из одной руки в другую перед собой; бросок и ловля мяча двумя руками на ладони; отбивы об пол двумя руками. Упражнения с малым обручем – хват обруча  двумя руками снизу и сверху; поднимание обруча вперед-вверх; раскачивание обруча на двух руках в лицевой плоскости; вхождение в обруч в лицевой плоскости; перекаты обруча из одной руки в другую в лицевой плоскости.

     Упражнения на тренажерах: Простейшие тренажеры: «грация», массажеры, «сгибание-разгибание рук и ног». Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер).

   3        Раздел:  Подвижные игры и элементы спортивных игр.

Подвижные игры: Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай»;

 Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»;  «Прыжки по кочкам».

 Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по кругу», «Не урони мяч».

Элементы  спортивных игр:

 Настольный теннис: Стойка и перемещения теннисиста. Хват ракетки. Подбрасывание и ловля шарика рукой. Удержание шарика на ракетке на месте и в ходьбе. Игра «Кто дольше удержит?».

Хоккей на полу: Способ держания клюшки. Стойка хоккеиста и перемещения в стойке.

     Владение клюшкой:  прием, остановка  и передача шайбы на месте.  Ведение шайбы по прямой.

Основные,  предполагаемые  требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Знания:

1. Правила безопасности при выполнении физических упражнений..

2. Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий.

Умения:

1. Выполнять повороты на месте по ориентирам.

2. Чередовать ходьбу с бегом.

3. Выполнять прыжок в длину с места толчком двух ног.

4. Выполнять комплексы ОРУ без предметов по показу за учителем.

5. Правильно дышать во время выполнения физических упражнений.

6. Подлезать и перелезать через простейшие препятствия.

7. Правильно держать теннисную ракетку, хоккейную клюшку.

8. Передавать, подбрасывать и ловить мяч.

9.Участвовать в простейших сюжетно-роле

     6  класс  (105 часов)

1 Раздел:   Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Основы знаний:

  1. Правила техника безопасности на уроках АФК.
  2. Закаливание организма.

Практический материал

Общеразвивающие и корригирующие упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Комплексы бщеразвивающих  упражнений  без предметов и упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом).

Упражнения на дыхание: Правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа.  Полное углубленное дыхание с различными движениями рук на месте. Дыхание по подражанию ("понюхать цветок", «сдуть пушинки»). Дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе,  выполнение вдоха и выдоха через нос.

Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», « Лодочка». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица»,  «Книжка» «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Ежик», «Звезда», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».

Упражнения для развития точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения, ходьба между различными ориентирами, бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем), несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.

Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Лошадка», «Медвежонок», катание мяча ногами; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба по массажной дорожке для стоп.

2 Раздел:   Двигательные умения и навыки.

  Построения и перестроения: Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте кругом с показом направления. Размыкание в колонне, шеренге. Размыкание в шеренге на вытянутые руки.

     Ходьба и бег: Ходьба в различном темпе: медленно, быстро. Ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции. Бег в колонне по одному в равномерном темпе. Челночный бег 3 Х 10 метров. Высокий старт. Бег на 30 метров  с высокого старта на скорость.

    Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров. Прыжки в глубину. Прыжки в высоту с шага.

 Метание мяча: Метание малого мяча на дальность с места способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в вертикальную цель. Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы. Передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров: набивных мячей -1 кг, г/палок, больших мячей.

Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу. Ходьба по г/скамейке с опусканием на одно колено. Ходьба по г/скамейке с предметом в руке. Ходьба по г/скамейке с перешагиванием через предметы высотой 15-20 см.  Расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке.

Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз ранее изученными способами. Передвижение по г/стенке вправо-влево. Вис на руках на г/стенке 1-2 секунды. Подлезание под препятствием с предметом в руках. Перелезание через препятствия высотой до 1 метра (г/козел, г/конь). Полоса препятствий  из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.

    Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – удержание мяча на одной руке перед собой; передача мяча из одной руки в другую; бросок мяча двумя руками и ловля мяча одной рукой; поочередные отбивы мяча об пол. Упражнения с обручем – хват обруча одной рукой снизу и сверху; поднимание обруча вперед-вверх; передача обруча над головой из одной руки в другую; раскачивание обруча на одной руке в лицевой и боковой плоскостях; впрыгивания в обруч в лицевой и боковой плоскостях; перекаты обруча из одной руки в другую в лицевой плоскости и в парах. Упражнения с лентой  –  хват ленты; горизонтальные и вертикальные махи.

     Упражнения на тренажерах: Простейшие тренажеры: «грация», массажеры, «сгибание-разгибание рук и ног». Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса;  подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры с  встроенными весами (силовые: для брюшного пресса, подтягивание).

   3        Раздел:   Подвижные игры и элементы спортивных игр.

     Подвижные игры: «Ворона и воробей», «Посадка и сбор овощей»,  «Запрещенное движение», «Узнай фигуру», «Попробуй повторить», «Лохматый пес», «Бросайка», «Мяч по кругу», «Догоняй мяч», эстафеты с передачей предметов сидя и стоя.

Элементы  спортивных игр:

 Настольный теннис: Подбрасывание и ловля шарика рукой. Хват ракетки. Удержание шарика на внешней (закрытой) и внутренней  (открытой) сторонах ракетки. Игра «Кто дольше удержит шарик в движении?».

  Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу и сверху.  Нижняя подача мяча (одной рукой снизу).

Хоккей на полу: Хват клюшки, стойка хоккеиста, перемещения.  Прием и передача шайбы в парах на месте на разные расстояния. Ведение шайбы змейкой с обводкой конусов. Броски по воротам с одной позиции.

 Баскетбол: Хват мяча. Стойка баскетболиста. Перемещения в стойке. Передача и ловля мяча на месте двумя руками от груди в паре с учителем. Ведение мяча на месте. Броски мяча с места двумя руками снизу из-под кольца.

Основные,  предполагаемые  требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Знания:

1. Правила техники безопасности на уроках АФК.

2. Способы и средства закаливания.

Умения:

1. Выполнять корригирующие упражнения по показу за  учителем.

2. Выполнять комплексы ОРУ с предметами (г/палка, малый мяч) по показу за учителем.

3.Выполнять размыкание и смыкание на вытянутые руки в шеренге.

4.Выполнять челночный бег 3х10 метров.

5. Прыгать в длину с шага.

6. Метать малый мяч в щит.

7. Лазать по г/стенке вверх-вниз.

8. Выполнять простейшие элементы художественной гимнастики с мячом.

9. Удерживать шарик на теннисной ракетке.

10. Принимать и передавать шайбу в парах на месте.

11. Удерживать мяч и перемещаться в стойке баскетболиста.

   7  класс  (105 часов)

1 Раздел:   Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Основы знаний:

  1. Правила техника безопасности на уроках АФК.
  2. Самоконтроль и меры предупреждения травматизма на уроках АФК.

Практический материал

Общеразвивающие и корригирующие упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Общеразвивающие упражнения  без предметов и с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом).

Упражнения на дыхание: Выполнение быстрого, короткого вдоха и выдоха в сочетании с движениями; тренировка дыхания в  ходьбе с преобладанием выдоха над вдохом. Глубокое дыхание с движениями рук.

Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кораблик», «Качели», «Ящерица». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица»,  «Носорог», «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Ежик», «Маятник», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Зайчик», «Рак». Упражнения на развитие мышц плечевого пояса: «Мельница», «Замочек», «Дощечка».

Упражнения в расслаблении мышц: Расслабление мышц потряхиванием  конечностей  после выполнения бега, ходьбы. Расслабление,  лежа на спине.

Упражнения для развития точности и координации движений: Ходьба между различными ориентирами. Бег по начерченным на полу ориентирам. Несколько поворотов подряд по инструкции. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Прохождение расстояния до 3 метров от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения.

Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Лошадка», «Медвежонок», катание мяча ногами; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба по массажной дорожке для стоп.

2 Раздел:   Двигательные умения и навыки.

  Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте направо, налево, кругом с показом направления. Размыкание в колонне, шеренге. Построение в шеренгу, в колонну, в круг в различных частях зала по команде учителя.

     Ходьба и бег: Ходьба со сменой направления за учителем. Чередование ходьбы и бега. Сочетание ходьбы и бега в разном темпе. Бег в колонне по одному в равномерном темпе. Челночный бег 3 Х 10 метров. Бег на 30 метров  с высокого старта на скорость.

    Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног в обозначенное место. Прыжки в длину с разбега  (место толчка не обозначено).  Прыжки в высоту способом «согнув ноги» с трех шагов.

   Метание мяча: Метание малого мяча с места на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в цель с шага. Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы. Передача и переноска предметов: набивных мячей, г/палок, больших мячей на расстояние до 20 метров.

Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу с поддержкой. Ходьба по г/скамейке вверх, вниз с помощью. Ходьба по г/скамейке с доставанием предмета с пола наклоном и в приседе (кегли, малые мячи, г/палки и т.д.). Расхождение вдвоем на г/скамейке

Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз ранее изученными способами. Лазание по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку, движение по г/стенке вправо, влево. Сочетание переползания через препятствия с подлезанием. Вис на руках на г/стенке до 3 секунд. Полоса препятствий  из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.

    Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – броски и ловля мяча ранее изученными способами; передача мяча из рук в руки за спиной; поочередные отбивы мяча об пол  и ловля на одну руку; перекаты мяча по рукам.

Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; перекаты из одной руки в другую в лицевой плоскости  и в парах различными способами; впрыгивание в качающийся обруч в лицевой плоскости; вращение обруча на руке в лицевой плоскости с помощью.

Упражнения с лентой  –  хват ленты; горизонтальные и вертикальные махи; спирали и змейки в лицевой плоскости.

     Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса;  подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры с встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).

   3        Раздел:   Подвижные игры и элементы спортивных игр.

     Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», эстафеты с передачей предметов сидя и стоя,  «Снайперы», «Охотники и утки".

Элементы  спортивных игр:

 Настольный теннис: Удержание шарика на теннисной ракетке на месте и в ходьбе. Набивание шарика открытой ракеткой (внутренней стороной ракетки). Игра-соревнование «Кто больше набьет?».

  Бочче: Ознакомление с содержанием игры. Технические правила игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара «пунто».

Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку одной рукой от плеча.  Нижняя подача мяча (одной рукой снизу).

Хоккей на полу:  Прием и передача шайбы в парах на месте на разные расстояния. Ведение шайбы по прямой и змейкой с обводкой конусов. Броски по воротам на точность.

 Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Ведение мяча  шагом по прямой. Броски мяча двумя руками от груди  из-под кольца с места.

Основные,  предполагаемые  требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Знания:

1. Правила техники безопасности на уроках АФК.

2. Меры предупреждения травматизма.

Умения:

1. Надевать спортивную одежду самостоятельно.

2. Строиться  в шеренгу, в колонну, в круг в различных частях зала по команде учителя.

3. Выполнять комплексы ОРУ без предметов и  с предметами ( г/обруч, г/мяч, набивной мяч-1 кг) по показу за учителем.

4. Сочетать ходьбу и бег в различном темпе.

5. Прыгать в длину с разбега без определения места толчка.

6. Метать малый мяч на дальность способом «из-за головы через плечо».

7. Выполнять лазание по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку.

8. Выполнять простейшие элементы художественной гимнастики с г/обручем.

9.Уметь выполнять простейшие упражнения на тренажерах.

10. Вбрасывать шар «паллино».

11. Вести шайбу по прямой и змейкой; выполнять броски по воротам.

12. Передавать и ловить мяч на месте в парах.

8 класс  (105 часов)

1 Раздел:   Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Основы знаний:

  1. Правила техника безопасности на уроках АФК.
  2.  Требования к выполнению утренней гимнастики.
  3.  Влияние физических упражнений на формирование правильной осанки.

Практический материал

Общеразвивающие и корригирующие упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Фиксированное положение головы при сменах исходных положений. В упоре стоя на коленях сгибание и разгибание рук. Вис на г/стенке.  Общеразвивающие упражнения  без предметов на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом).

Упражнения на дыхание: Тренировка дыхания в различных исходных положениях: сидя, стоя, лежа с преобладанием выдоха над вдохом. Регулирование дыхания при переноске груза во время бега.

Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кораблик», «Змея», «Рыбка». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица»,  «Носорог», «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Морская звезда», «Лисичка», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Ножницы», «Велосипед». Упражнения на развитие мышц плечевого пояса: «Мельница», «Замочек», «Дощечка».

Упражнения в расслаблении мышц: Расслабление мышц потряхиванием  конечностей  после выполнения бега, ходьбы, прыжков. Расслабление,  лежа на спине.

Упражнения для развития точности и координации движений: Ходьба между различными ориентирами. Бег «Змейкой»  на полу по ориентирам. Несколько поворотов подряд по инструкции. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Прохождение расстояния до 3 метров от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения.

 Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Гусеница», «Медвежонок». Катание мяча ногами. Ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Кружение стопами одновременно в правую и левую стороны.

2 Раздел:   Двигательные умения и навыки.

  Построения и перестроения: Построения в шеренгу, в колонну в круг в различных частях зала по команде учителя. Перестроение из шеренги в колонну по одному и в круг по инструкции учителя.

     Ходьба и бег: Начало ходьбы и бега, остановки по инструкции учителя. Смена направления в ходьбе и беге по конкретным ориентирам. Ходьба и бег с преодолением простейших препятствий. Бег в колонне по одному в равномерном темпе. Челночный бег 3 Х 10 метров. Бег на 30 метров  с высокого старта на скорость.

    Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в длину с разбега толчком в обозначенном  месте (квадрат 50х50 см). Прыжки в глубину с высоты 50 – 60 см. Прыжки в высоту способом «согнув ноги».

   Метание мяча: Совершенствование метание малого мяча с места на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в цель с шага. Броски набивного мяча весом 2 кг различными способами: двумя руками от груди, из-за головы; одной рукой от плеча.

Равновесие: «Ласточка» на полу. Ходьба по гимнастической скамейке группами. Ходьба по рейке г/скамейке с помощью учителя. Равновесие на одной ноге на г/скамейке.

Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз со страховкой; лазание по наклонной г/скамейке (с опорой на руки и стопы) с переходом на г/стенку, движение по г/стенке приставным шагом вправо, влево. Подлезание  под препятствие ограниченное с боков лежа на животе и в мягкий модуль-тоннель. Перелезание через г/скамейку (стоя с опорой на руки). Простейшая полоса препятствий с использованием ранее изученных упражнений в лазании, перелезании, подлезании и равновесии.

Эстафеты с передачей и переноской предметов.

    Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – передача мяча из одной руки в другую над головой; броски мяча двумя и ловля двумя на тыльную сторону ладони; отбивы мяча об пол различными частями тела: локтем, о колено и ловля мяча на ладони. Упражнения с обручем – подбрасывание и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; прыжки через вращающийся обруч; вращение обруча на руке в боковой плоскости с помощью; вращение обруча на полу: вертушка.

Упражнения с лентой – горизонтальные и вертикальные махи; спирали в лицевой и боковой плоскостях; змейки в лицевой и боковой плоскостях.

     Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса;  подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры со встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).

   3        Раздел:   Подвижные игры и элементы спортивных игр.

     Подвижные игры: «Пустое место», «Что изменилось?», «Люди, звери, птицы», «Рыбаки и рыбки», эстафеты с бегом и прыжками,  «Снайперы», «Охотники и утки"

Элементы  спортивных игр:

 Настольный теннис: Удержание шарика на теннисной ракетке. Набивание шарика открытой и закрытой  ракеткой. Игра «Кто больше набъет?». Подача мяча рукой.

  Бочче: Технические правила игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара «пунто». Одиночные игры.

 Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками и одной рукой (подбор способа бросания мяча).  Боковая подача мяча.

Хоккей на полу:  Разучивание и совершенствование тестов: Тест № 1 - ведение шайбы (с обводкой конусов на расстоянии 10 метров – количество обведенных конусов за 1 минуту).

Тест № 2  - пасы (пять пасов на точность из-за линии; шайба посылается на линию между двумя конусами на расстоянии метра друг от друга с полным пересечением линии между конусами, расстояние от одной линии до другой 6 метров.). Тест № 3 – броски по воротам (пять бросков на точность с разных точек за 20 секунд).

 Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди и двумя руками сверху  на месте в парах. Ведение мяча  шагом по прямой, змейкой. Броски мяча двумя руками от груди  из-под кольца с места.

Основные,  предполагаемые  требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Знания:

  1. Правила техники безопасности на уроках АФК.
  2. Содержание и значение утренней гимнастики.

3. Название спортивного инвентаря.

Умения:

1. Выполнять положение правильной осанки, стоя у гимнастической стенки.

2. Строиться, выполнять команды по словесной инструкции учителя.

3. Ходить и бегать с преодолением простейших препятствий.

4. Правильно принимать различные исходные положения для выполнения заданий.

 

5. Принимать положение высокого старта, метать мяч с места в цель и на дальность.

6. Ходить и выполнять равновесие на одной ноге на г/скамейке.

7. Выполнять полосу препятствий, состоящую из упражнений в равновесии, лазании, перелезании и  подлезании.

8. Выполнять простейшие элементы художественной гимнастики с лентой.

9. Выполнять упражнения на тренажерах.

10. Выполнять бросок шара «пунто».

11. Выполнять задания по тестам  по хоккею на полу.

12. Бросать и ловить волейбольный мяч в парах через сетку; выполнять нижнюю подачу.

13. Выполнять ведение баскетбольного мяча шагом по прямой , змейкой;  бросать мяч по кольцу с места.

.

9  класс  (105 часов)

1 Раздел:  Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Основы знаний:

1. Правила техника безопасности на уроках АФК.

2. Роль АФК в подготовке школьника к жизни и труду.

3. Специальное Олимпийское движение Санкт-Петербурга.

Практический материал

Общеразвивающие и корригирующие упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища без предметов: Фиксированное положение головы при сменах исходных положений. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя на коленях. Вис  спиной на г/стенке.  Общеразвивающие упражнения  без предметов на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом, со скакалкой).

Упражнения на дыхание: Тренировка дыхания в различных исходных положениях в движении с преобладанием выдоха над вдохом. Регулирование дыхания в быстрой ходьбе и беге.

Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кобра», «Качели», «Рыбка». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Веточка»,  «Носорог», «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Морская звезда», «Маятник», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Паучок», «Ножницы», «Велосипед». Упражнения на развитие мышц плечевого пояса: «Мельница», «Замочек», «Дощечка».

 Упражнения в расслаблении мышц: Расслабление мышц потряхиванием  конечностей  после выполнения силовых упражнений. Расслабление,  лежа на спине.

          Упражнения для развития точности и координации движений: Поочередные разнонаправленные движения рук и ног.

Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Гусеница», «Медвежонок». Катание мяча ногами. Ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Кружение стопами одновременно в правую и левую стороны.

2 Раздел:  Двигательные умения и навыки.

  Построения и перестроения: Повороты направо, налево,  кругом на месте и в ходьбе. Размыкание в движении на заданную дистанцию. Перестроение из колонны по одному колонну по два на месте и  в движении.

     Ходьба и бег: Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий: присесть, повернуться, выполнить упражнение. Начало бега из различных исходных положений ( упор присев, упор стоя на одном, на двух коленях). Бег в колонне по одному в равномерном темпе до 2 минут. Бег с ускорением по сигналу учителя. Челночный бег 3 Х 10 метров. Бег на 30 метров  с высокого старта на скорость.

    Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» на дальность. Прыжки со скакалкой.  Прыжки в высоту способом «согнув ноги».

   Метание мяча: Совершенствование метание малого мяча на дальность и в цель. Совершенствование бросков набивного мяча различными способами на дальность.

Равновесие: «Ласточка» на полу самостоятельно.   Ходьба по гимнастической скамейке с подбрасыванием и ловлей мячей. Опускание на одно колено без помощи рук на г/скамейке. Равновесие на одной ноге на г/скамейке, повороты на г/скамейке.

Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз с изменением способа лазания по инструкции учителя; ходьба и лазание по наклонной г/скамейке различными способами. Полоса препятствий с использованием ранее изученных упражнений в лазании, перелезании, подлезании и равновесии.

Эстафеты с передачей и переноской предметов.

    Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – различные передачи мяча из одной руки в другую; отбивы; броски; сочетание ранее изученных приемов.

Упражнения с обручем – бросок одной и ловля обруча двумя руками; прыжки через вращающийся обруч; вращение обруча на руке в лицевой и боковой  плоскостях; сочетание ранее изученных приемов.

Упражнения с лентой – горизонтальные и вертикальные махи в движении; спирали в лицевой и боковой плоскостях; змейки  в лицевой и   боковой плоскостях;  «восьмерка»; сочетание ранее изученных приемов.

     Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса;  подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры со встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).

   3        Раздел:  Подвижные игры и элементы спортивных игр.

     Подвижные игры: «Вызов номеров», «Второй лишний», «Снайперы», «Охотники и утки"

Элементы  спортивных игр:

 Настольный теннис: Набивание шарика открытой и закрытой  ракеткой. Игра «Кто больше набьет?». Подача мяча рукой. Удары по мячу: подставкой, толчком.

  Бочче: Технические правила игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара: «пунто», «волло». Подбор способа бросания шаров. Командные игры.

 Пионербол: Разучивание и совершенствование тестов: Тест №1 – подача мяча (выполнение пяти подач подряд). Тест №2 – прием подач (с пяти подач принять три). Тест №3 – броски и ловля мяча в паре с учителем через сетку (кол-во  раз за 1 минуту). Выполнение тестов на результат.

Хоккей на полу:  Совершенствование тестов: Тест № 1 - ведение шайбы (с обводкой конусов на расстоянии 10 метров – количество обведенных конусов за 1 минуту).

Тест № 2  - пасы (пять пасов на точность из-за линии; шайба посылается на линию между двумя конусами на расстоянии метра друг от друга с полным пересечением линии между конусами, расстояние от одной линии до другой 6 метров.). Тест № 3 – броски по воротам (пять бросков на точность с разных точек за 20 секунд). Прием и передача шайбы партнеру в движении с дальнейшим броском по воротам. Броски по воротам с расстояния 4 метров.

 Баскетбол: Разучивание и совершенствование тестов: Тест № 1 – передача (передача мяча в стену и ловля его за одну минуту). Тест № 2 – ведение (ведение мяча с изменением направления между фишками – количество фишек за  минуту). Тест № 3 – броски (броски мяча из-под кольца – количество раз за минуту).

Основные,  предполагаемые  требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Знания:

  1.  Правила техники безопасности на уроках АФК.

2.  Санитарно-гигиенические требования к занятиям АФК.

 3. Значение физических упражнений  для жизни человека.

Умения:

  1.  Выполнять задания по показу и словесной инструкции учителя, правильно принимать различные исходные положения для выполнения заданий.

2. Строиться, выполнять команды по словесной инструкции учителя.

3. Бегать на 30 метров с высокого старта.

4. Выполнять броски набивного мяча;  метать мяч на дальность и в цель

 

5.  Выполнять полосу препятствий из ранее изученных упражнений.

8. Выполнять простейшие упражнения с предметами (г/мяч, г/обруч, лента) 9. Выполнять упражнения на тренажерах.

10. Выполнять бросок шара «пунто».

11. Выполнять задания по тестам  по хоккею на полу.

12. Бросать и ловить волейбольный мяч в парах через сетку; выполнять боковую подачу.

13. Выполнять задания по тестам по  баскетболу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

     1. Афонасьев Ю.А. Методическое пособие. Теория: "Возрастные особенности детского организма". Практика: Корригирующая гимнастика для детей школьного и дошкольного возраста" /Ю.А. Афонасьев. - М., 1999.

      2. Малова, М.Н. Программа по физической культуре для детей с нарушением интеллекта 4-9 классы /М.Н. Малова. - Санкт-Петербург, "Образование", 1994.

      3. Креминская М.М  Программа по адаптивному физическому воспитанию учащихся 1-9 классов отделения «Особый ребенок». НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, 2008 г.

      4. Ростомашвили, Л.Н. Программа по адаптивному воспитанию детей с множественными нарушениями в развитии (1-4 классы) – Санкт-Петербург, 2008г.

     5.  Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое  воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией (начальная школа): Учебно-методическое пособие/СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1997 г.

      6. Гербова Г.И. Азбука здоровья. Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1-1V классы /Г.И. Гербова. - Санкт-Петербург, "Образование", 1994 г.

     7.         Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии /Под ред. проф. Л.В. Шапковой (Коллектив авторов) - М.: "Советский спорт", 2002.

      8. Асикритов  А.Н.  Поурочное планирование по АФК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с проблемами в развитии 7-12 лет

Коррекционно-развивающие игровые занятия предназначены для детей 7-12 лет специальной коррекционной школы VIIIвида с проблемами в развитии.   Данные занятия актуальны, так как стабилизирует ...

Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».

В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....

Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"

Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для обучающихся с тмнр с выраженными нарушениями

Программа по адаптивной физкультуре (или может использоваться в освоении коррекционного курса "Двигательное развитие") расчитана на обучающихся с минимальным уровнем обучаемости с ...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для детей с отклонением в здоровье

Адаптивная физкультура для детей с отклонением в здоровье...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС...