Нравственное становление личности воспитанников младшего школьного возраста в условиях развивающейся среды ГКОУ ЛО «Павловский центр Логос»
статья по теме

От педагогов, ежедневно соприкасающихся с детьми в условиях центра психолого-педагогигической реабилитации и коррекции, зависит, какими людьми станут их воспитанники. В данной статье подробно описан, проанализирован и обобщен опыт работы по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста с речевой патологией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное становление личности воспитанников младшего школьного возраста в условиях развивающейся среды ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

От чуткости воспитателя к духовному миру ребенка

как раз и зависит создание обстановки ,

побуждающей к нравственному поведению,

нравственным поступкам.

В.А. Сухомлинский

«Павловский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логос» - это Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской области для детей с тяжелыми нарушениями речи, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи. Первым директором и основателем школы-интерната (30 мая 1973г.) была Гуменюк Римма Газизовна. Педагог-новатор, обладающая душевной теплотой, чуткостью, любовью и уважением к ребенку как личности, внесла неоценимый нравственный вклад в развитие образования в области специальной коррекционной педагогики. Под началом Риммы Газизовны произошло становление сплоченного педагогического коллектива, работающего и по сей день в стенах центра «Логос». Это крепкая дружная команда профессионалов – учителей, логопедов, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников, стаж педагогической деятельности которых более 20 лет: Румянцева Г.А. (зам. директора по учебной работе), Сащенко Т.Б. (зам. директора по коррекционной работе), Загнедко В.М. (педагог-психолог), Белоусова Е.Г. (учитель-логопед), Киселева С.В. (логопед), Елясова О.В. (учитель музыки), Чиж А.Н. (учитель физкультуры), Минхаирова Т.А. (ст. воспитатель), Кудрявцева А.В. (воспитатель), Алексеева О.И. (воспитатель), Олишкевич Т.А. (воспитатель) и мн. другие.

Ведущими личностными особенностями педагогов, успешно работающих с детьми, нуждающихся в помощи специалистов, является целенаправленность, организованность, выдержка и самоконтроль.

Любой ребенок, страдающий тяжелыми нарушениями речи или нервно-психическими расстройствами, не должен быть балластом для окружающих – он должен стать оптимально нравственно развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общество на каждом этапе возрастного становления.

Обучение и воспитание детей в центре «Логос», реализующем программы начального общего образования школы V вида, начинается по достижению ими возраста 6 лет с речевой патологией: общее недоразвитие речи (ОНР), 1-2-3 уровня, дисграфия, дислексия, нарушение ритма и темпа речи и ОНР, имеющие неврологический диагноз типа: стертая дизартрия, ринолалия, моторная или сенсорная алалия, заикание, задержка психического развития (ЗПР). В дошкольные группы санаторного типа принимаются дети с 4,5-6 лет. Все дети зачисляются в центр по заключениям центральной и районных психолого-медико-педагогических комиссий (ПММК).

Содержание и организация УВП регламентируется учебными планами, программами, разрабатываемыми центром «Логос» самостоятельно с учетом содержания базисных учебных планов и примерных программ, разработанных в соответствии ФГОС.

Реализуются в центре авторские и адаптированные программы:

1. Образовательная программа Павловского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логос»

2. Авторская программа коррекционно-воспитательной системы ГКОУ ЛО «Павловский центр ППРиК «Логос»

3. Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию школьников

4. Адаптированная программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

5. Авторская программа «Мозаика» по сенсорному развитию.

6. Адаптивная программа по логоритмике.

7. Авторская программа «Ритмические занятия»

8. Авторская программа «Азбука общения» по куклотерапии

9. Авторская программа занятий ОФП и ЛФК по коррекции недостатков в физическом развитии

10. Система занятий по развитию психических процессов.

11. Авторская программа «Коммуникативное развитие и социализация»

12. Авторская программа «Экологическая тропа» по экологическому воспитанию

13. Авторская программа «Школа безопасности» по охране безопасности жизнеобеспечения учащихся.

14. Авторская программа «Здоровье»

15. Авторская программа «Юный патриот» по патриотическому воспитанию

16. Авторская программа «Народные традиции»

17. Авторская программа «Воспитание сказкой»

Коррекционная деятельность в центре «Логос» - составная часть единого образовательного пространства: обучение,  воспитание, развитие и коррекция. Все процессы взаимосвязаны, переплетаются, их невозможно разделить. Эта концептуальная модель лежит в основе сотрудничества всего педагогического коллектива центра. Коррекционно-воспитательная деятельность в центре «Логос», являясь неотъемлемой частью единого образовательного пространства, имеет свою определенную структуру, векторы воздействия, складывающиеся из блоков:

1. Нормализация и обогащение отношений с педагогами, воспитанниками, родителями (взаимодействие и взаимопонимание)

2. Корректирующее воздействие в окружающей среде.

3. Социально-бытовая ориентация посредством коррекционно-развивающих занятий, сюжетно-ролевых игр, практикумов.

4. Компенсация пробелов и недостатков в развитии (усиление деятельности, в которой воспитанник может добиться хороших результатов посредством внедрения разработок и апробаций  авторских программ с включением методов и приемов коррекционной психолого-педагогической диагностики).

Учитывая степень тяжести дефекта ребенка, состояния его здоровья, типологические особенности, интересы, применяется индивидуальный и дифференцированный подход. Педагоги центра «Логос» создают оптимальные условия для воспитания социально адаптированной личности; реализации комплексной системы по оздоровлению; развития воспитательного потенциала центра с целью формирования личностно значимых нравственных качеств воспитанников, обеспечения их самореализации; поддерживают атмосферу эмоционально-психологического комфорта для успешного развития личности наших воспитанников.

Младший школьный возраст – это становление нравственных начал личности. Если ребенку не привить вовремя правила поведения, не дать образцы социальной культуры в различных жизненных ситуациях, то в дальнейшем поведение может перерасти в преступное (деликвентное).

К большому сожалению, TV, интернет-сайты и даже детскую литературу заполонили примеры антигероев с неправильным поведением, что довольно быстро работает на опасном психологическом факторе маленького человека. Ребенок начинает копировать отрицательных персонажей, не имея положительного примера для подражания, искренне полагая, если про них написали книжку, нарисовали комикс, сняли мультик, значит, они хорошие. Антигерой и его антиповедение формируют различного рода социальные и психологические девиации (от лат. Deviare – «сбиваться с пути»). Борьба с неправильными стереотипами поведения возложена на наши плечи – научить ребенка «разумному, доброму, вечному», пробудить интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о нравственной сущности как своих поступков, так и поступков окружающих, уметь принимать ответственные решения и проявлять нравственное поведение в любых жизненных ситуациях.

Активизация деятельности наших воспитанников осуществляется путем вовлечения их в ролевые игры, беседы, практикумы, в самостоятельное решение этических задач, подготовку рефератов по проектам, участие в операциях и рейдах по социально-бытовой ориентировке. Наши воспитанники отличаются особой чувствительностью к окружающей их жизни, впечатлительностью, поэтому довольно быстро впитывают и запоминают поведенческие модели и путем совместного обсуждения приходят к правильному выводу и оценке.

Главная роль в организации жизни и деятельности наших воспитанников принадлежит режиму дня. Особенно велико его значение в воспитании личной дисциплины. Воспитанники привыкают к правильному чередованию труда и отдыха, усваивают гигиенические требования, учатся определять объем работы, выполнять коллективные требования, оказывать помощь друг другу. Формирование навыков культурного поведения происходит в повседневной жизни воспитанников. Соблюдение режима оказывает положительное влияние на физиологические функции организма воспитанников. Режим приучает к пунктуальности и определенному стилю поведения, формирует нравственные качества, помогает вырабатывать умения и навыки выполнения моральных и дисциплинарных правил в ведущих для младших школьников видах деятельности - игровой и учебной. Исходя из этого вся воспитательная работа ведется по направлениям:

1. Воспитанник и его нравственность

2. Охрана здоровья и физическое развитие воспитанника

3. Трудовое воспитание

4. Социализация и общение воспитанника

5. Развитие творческого воображения воспитанника

6. Основы гражданского и патриотического воспитания

7. Досуговая деятельность воспитанника

Проводится диагностика и мониторинг нравственной воспитанности и социальной компетентности, определяются возможные пути коррекции нравственной воспитанности современными методами и формами воспитательного воздействия, а также консультирование родителей по изученной проблеме.

Все воспитанники занимаются по индивидуальным планам с логопедом, психологом, психотерапевтом, инструктором ЛФК и ОФП, находятся под наблюдением медицинских работников. Врач строго контролирует режим питания и отдыха воспитанников. Постоянными стали витаминизация и профилактика вирусных заболеваний, консультации врача для родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей. Реализуется программа «Здоровье», проводятся коррекционно-развивающие занятия «Азбука правильного питания», «Культура питания», «Уроки Айболита», оформлен «Уголок здоровья». В режим дня обязательно входит утренняя зарядка, на занятиях для снятия психо-эмоциональной нагрузки и напряжения регулярно проводятся динамические паузы и физкультминутки, комплексы упражнений для глаз, а также пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Для сохранения и поддержания здоровья создан спортивный кружок. Особая роль отводится физическому воспитанию детей с отклонениями в состоянии здоровья. Образованы специальные группы воспитанников, с которыми проводит занятия, согласно расписанию, инструктор ЛФК и ОФП. Организованно и интересно проводятся спортивные соревнования и эстафеты между классами. Дети регулярно под руководством воспитателя совершают прогулки, выходы в природу, экскурсии с последующим обсуждением и оформлением выставок.

В условиях центра оборудована комната социальной адаптации, в которой воспитатели проводят практические занятия по социально-бытовой ориентировке. Комната оборудована по зонам: «Санитарно-гигиеническая», «Кухня», «Жилая», «Учебная» с предметами реального быта и мебели. На занятиях у воспитанников формируются практические, санитарно-гигиенические, хозяйственно-бытовые, трудовые и коммуникативные навыки. Ребята активно участвуют в преобразовании быта, учатся самостоятельности, приобретают оценивать как свою деятельность, так и деятельность других, радуются своим и чужим успехам. Используются задания с элементами элементарного программирования на определение причинно-следственной зависимости, что упрощает воспитателю выявить уровень ЗУН по социализации и адаптации воспитанников.

Все воспитанники посещают кружки по интересам. Занятия ритмики, музыки и пения, ИЗО, куклотерапии усиливают коррекционное воздействие на развитие, компенсируют дефекты. У детей развивается музыкальный слух, совершенствуются ритмические движения под музыку. Воспитанники учатся хорошо ориентироваться в пространстве (ходить в заданном направлении, по кругу, в хороводе), развивается координация, плавность, выразительность  движений. Разучивая парные движения, наши воспитанники приобретают навыки организованных коллективных действий, учатся вежливо обращаться друг с другом в паре, соблюдать расстояние между парами при движении; учатся ритмично выполнять разные действия с предметами (передавать из друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч). Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у воспитанников, совершенствует нравственные качества, способствует эстетическому воспитанию. На занятиях музыки и пения формируется навык естественного звучания, у детей вырабатывается округлое звучание гласных звуков при четкой артикуляции положения рта и губ; развиваются умения мягкого, напевного, легкого пения. Развивается эмоциональная отзывчивость на песни, их содержание, темп, прививается любовь к музыке, танцам, чувство эстетического удовольствия, воспитывается нравственная культура.

На занятиях ИЗО формируется эмоционально-положительное отношение к рисованию и его результатам. Дети приучаются к точности и аккуратности, воспитывается настойчивость и самостоятельность в работе; совершенствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира. У воспитанников развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия, художественный вкус; умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями. Занятия способствуют формированию образов, развитию наглядного мышления. У детей вырабатываются простейшие оценочные суждения. Развивается мелкая моторика рук, аналитико-синтетическая деятельность, сравнение, обогащаются и совершенствуются представления.

Куклотерапия – своеобразное средство коррекционного воздействия, так как активно влияет на психическое развитие наших воспитанников. У детей развивается эмоциональная восприимчивость, мышление, внимание, память, речь, обогащается фантазия. Дети учатся ориентироваться на передвижной сцене – ширме, развивается координация движений мелких мышц руки. Кружок сразу же привлек внимание наших ребят – всем захотелось быть кукловодами. Кукла, разговаривая, должна передвигаться по сцене. К речи добавляются движения руки, а это надо умело координировать. Выразительное чтение текста с четкой координацией движения руки способствует выработке умения устанавливать взаимосвязь с выполняемым действием «говорю – показываю», несет целенаправленный характер, развивает самостоятельность. Умение распределять внимание помогает воспитанникам на занятиях сосредоточиться на том, что они делают в данный момент. Куклотерапия многое дает речевому развитию: отрабатывается четкость артикуляции, дикция, плавность речи, сила голоса, обогащается словарь, укрепляется память. У воспитанников развивается моторика кисти рук, формируется эстетическое восприятия и нравственные качества.

Наши воспитанники, имеющие речевую патологию, допускают много специфических ошибок, что очень усложняет усвоение учебной программы. Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли – показатель культурного уровня человека. Чтение сказок и произведений детской художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев, а также чтение по ролям с элементами драматизации выборочных отрывков воспитывает интерес и любовь к родному языку, обобщает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам, пробуждает у наших воспитанников стремление к овладению хорошей техникой чтения. Ребята любят считалки, скороговорки включать в подвижные игры путем деления слов на слоги хлопками в ладоши. Такой коррекционный прием развивает фонематический слух, формирует звукопроизношение, развивает слуховое внимание, мелкую моторику. С целью формирования лексико-грамматического базиса связной речи, необходимой для составления разных видов развернутых высказываний, проводится коррекционная работа по методике В.П. Глухова. С целью формирования развития и коррекции пространственных и зрительных представлений применяется система практических коррекционно-развивающих занимательных игр, упражнений и заданий: «Поле зрения», «Проверь себя», «Вправо-влево», «Лабиринт», «Повтори за мной»… В играх у наших воспитанников вырабатываются ловкость, находчивость, быстрота реакции, выдержка, умение соблюдать правила игры, происходит сплочение детского коллектива, формируются нравственные качества, проявляются нравственные поступки.

Психологические средства, используемые в работе с воспитанниками – это развивающие игротренинги с использованием сенсорных модулей: игротерапия, импровизация, сказкотерапия, релаксация. В основу игротренингов положена методика терапевтического воздействия сказкой. Негативные проявления в поведении воспитанников чаще всего выражаются в агрессии по отношению к окружающим, чрезмерной активности или тревожности. Применение игротренингов с использованием сенсорных модулей  выявляет детей с отклоняющимся поведением, а также факторы, которые повлияли на отклонение в поведении; активизируются различные функции ЦНС за счет создания обогащенной мультисенсорной среды. Воспитанники обучаются приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения, достижения состояния душевного равновесия. Оснащение сенсорной комнаты современным мягким модульным оборудованием позволяет избежать травматизма: маты (напольные, настенные), сенсорные панели, сенсорная тропа для ног, детская подушка с гранулами, сухой бассейн, мубайлы, звездная сетка с контролером, безопасная пузырьковая колонна с платформой… Такое оборудование улучшает психоэмоциональное состояние детей, делает занятия особенно увлекательными и полезными с медицинской точки зрения.

Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активные формы работы с воспитанниками по коррекционно-развивающим программам и системе занятий «Уроки добра», «Будьте вежливы всегда», «Культура поведения», «Общество хороших манер», «Все красивое – от природы, доброе – от человека». В качестве основных методов и приемов используются имитационные игры, социально-поведенческие тренинги, психогимнастика, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке, рисунке. Воспитанники учатся конструктивным способам управления собственным поведением; приобретают положительный нравственный опыт и преодолевают свое желание к проявлению безнравственных поступков.

Регулярно проводятся тематические классные и воспитательные часы по нравственной тематике, циклы бесед «Азбука нравственности», «Нравственные истины», цикл этических бесед «Толерантность. Что это такое?», «Картотека форм нравственного воспитания», поздравления одноклассников «С днем рождения!», конкурсы, праздники с привлечением родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий «Город счастливых детей», «День матери моей», знакомство с историческими и памятными местами Ленинградской области, проектная деятельность «Моя малая родина», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Красная книга»; фотовыставки, выставки поделок и рисунков, занятия по программе «Народные традиции» с посещением развивающей площадки «Русская изба» в центре «Логос».

Прививать интерес к народной культуре, традициям русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством помогает развивающая площадка «Русская изба». Наши воспитанники получают возможность исторического «погружения» в прошлое и соучастие в предлагаемом действии. Интерактивные занятия способствуют развитию познавательной активности, совершенствуется нравственное отношение к русскому народному наследию.

В обретении опыта общественной жизни, освоении нравственных ценностей и культуры демократии способом не принудительным, а заинтересованным в коллективной жизнедеятельности центра «Логос» воспитанникам помогает детская общественная организация «Ленинградец». Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции воспитанников центра «Логос», приучает их к дисциплине и порядку, анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю своей деятельности.

В своей деятельности каждый воспитанник учится чувствовать, переживать, радоваться жизни, реализует себя и утверждается, овладевает сложным искусством – правильно управлять собой, выстраивая себя как личность, и мы ему в этом становлении активно помогаем.

Демидова Н.В.,

Воспитатель высшей

квалификационной категории

ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос».